Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории вопроса





Понятие полезности было введено в научный оборот английским философом И. Бентамом. В настоящее время оно занимает одно из центральных мест в экономической науке наряду с понятием стоимости. Не будет преувеличением сказать, что, по существу, вся наука о рыночной экономике держится на двух теориях: полезности и стоимости. Что же такое полезность?

Если обратиться к истории экономической мысли, то увидим, что понятие полезности неодинаково толковалось сменявшими друг друга экономическими школами и направлениями. Первоначально экономисты пыта­лись установить связь этого понятия с понятием стоимости. Так, в конце ХVIII — начале XIX в. французы А. Тюрго и Э. Кондильяк выводили стоимость вещи из объективно существующей полезности (стоимость имеет все то, что полезно, то, что позволяет удовлетворять определен­ные человеческие потребности). Однако приведенные А. Смитом примеры, в частности пример с водой и алмазами, поколебали эту точку зрения. В марксистской политической экономии полезность (т.е. способность вещи удовлетворять чью-либо нужду) рассматривалась как объективное свойство товара и вменялась самому "товарному телу'".

Экономисты австрийской школы, внесшие заметный вклад в разра­ботку этой важной, но нередко трудноуловимой категории, дали субъек­тивную трактовку полезности. Разработанные ими принципы анализа по­лезности легли в основу теории потребительского поведения и являются общепризнанными в современной экономической теории. Они показали, что материальные блага важны не сами по себе, а потому, что с их помощью люди удовлетворяют те или иные потребности: утоление голода, защита от непогоды, домашний комфорт. Каждый индивид по-своему оценивает то или иное благо: в зависимости от своих вкусов и предпочтений, от количества данного блага, которым он располагает и т. п. Одним словом, полезность — это суждение потребителя о благе.

В работах австрийских экономистов речь идет не о полезности благ вообще, например хлеба или воды, а о полезности определенного количе­ства того или иного блага. Это значит, что поскольку человек нуждается не в хлебе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребителей. Представители австрийской школы, опираясь на реальные явления, сформулировали вывод о том, что потребляемые последовательно части какого-то блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Правда, принцип убывающей полезности впервые был обоснован не­мецким экономистом и математиком Г. Госсеном еще в 1854 г. Однако в то время на негo никто не обратил должного внимания, после чего автоp изъял весь тираж своей книги ""Развитие законов человеческою взаимодействия" из продажи, а вскоре и умер. Только в 1878 г. уже после смерти ученого, был найден один экземпляр книги, и произведение было переиздано в 1889 и 1927 гг. На основе имевшихся в нем положений и выводов экономисты впоследствии сформулировали два закона, вошедшие в науку как первый и второй закон: Г. Госсена.

Первый закон Госсена гласит: при последовательном потребле­нии единиц блага их полезность падает. В работах австрийских эко­номистов, которые независимо от Госсена пришли к аналогичному выво­ду, этот закон получил название закона убывающей предельной полезности.

Итак, функция полезности — это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U= f (Q1),

где U – полезность блага:

Q1 – последовательные части блага.

На рис. 1 видно, что максимальная полезность TU достигается в точ­ке А, от потребления 4-й единицы блага, однако предельная полезность при этом равна нулю (точка А' на рис. 1,б). Это значит, что благо пол­ностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление прино­сит вред (MU отрицательная), то общая полезность снижается (отрезок АВ на рис. 1,а).

Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не обшей, а предельной его полезностью для потребителя.

Date: 2015-06-07; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию