Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV





О ПОДПИЩИКАХ И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ

1. Если кто грамоту от государя напишет сам себе воровски или в под­линной государевой грамоте и в иных в каких приказных письмах что переправит своим вымыслом, без государева указа и боярского пригово­ра, или думных и приказных людей и подьяческой руки подпишет, или сделает у себя печать таковую, какова государева печать, и такого за та­кую вину по сыску казнить смертью.

 

Глава V

О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРАХ, КОТОРЫЕ СТАНУТ ДЕЛАТЬ ВОРОВСКИЕ ДЕНЬГИ

1. Которые денежные мастера станут делать медные или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро станут прибавлять медь или олово или свинец, и тем государевой казне станут приносить убыток, и тех денежных мастеров за такое дело казнить смертью, залить горло.

 

Глава Х

О СУДЕ

1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси судить боярам и окольничим и думным людям и дьякам, и всяким при­казным людям, и судьям, и всякие расправы делать всем людям Москов­ского государства, от большего и до меньшего чина, вправду. Также и приезжих иноземцев, и всяких приезжих людей, которые в Москов­ском государстве будут, тем же судом судить и расправу делать по госу­дареву указу вправду, а своим вымыслом в судных делах по дружбе и по недружбе ничего не прибавлять, не убавлять и ни в чем другу не дружить, а недругу не мстить и никому ни в чем ни для чего не норо­вить, делать всякие государевы дела, не стыдясь лица сильных, и избав­лять обидящего от руки неправедного.

2. А спорные дела, которые в приказах рассмотреть будет невозможно, переносить из приказов на доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси и к его государевым боярам, и околь­ничим, и думным людям. А боярам и окольничим и думным людям си­деть в палате и по государеву указу государевы всякие дела рассматри­вать всем вместе.

3. Если который судья истцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец станет бить челом государю до суда, что ему перед тем судь­ей искать правды невозможно, также если и ответчик до суда же станет бить челом, что истцу его судья друг или свой и отвечать ему перед тем судьею невозможно, и тех истца и ответчика тому судье, на кого будет та­кое челобитье, не судить, а судить их иному судье, кому государь укажет.

4. А если который истец или ответчик на судью свойством или не друж­бою станет бить челом после суда, и тому челобитью не верить, и дела из приказа в приказ не переносить, чтобы в том истцу и ответчику лиш­ней волокиты не было.

5. Если который боярин или окольничий, или думный человек, или дьяк, или иной какой судья, истца или ответчика по посулу, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виноватого оправдает, и если будет это достоверно установлено, и с тех судей взять сумму иска ист­ца в трехкратном размере, и отдать истцу, да и пошлины и пересуд и правый десяток взять в пользу государя с них же. Да за ту же вину у боярина, и у окольничего, и у думного человека отнять честь. А если который судья не из думных людей такую неправду учинит, и того нака­зать торговой казнью, и впредь ему дела не вести.

6. Да и в городах с воеводами и дьяками и всякими приказными людьми за такие неправды поступать так же.

9. Если такое дело челобитчик на судью затеет напрасно и обвинен он по делу, а не по посулу, и того челобитчика за ложное его челобитье са­мого по тому же бить кнутом нещадно. Да на нем же в пользу того, кого он ложно обвинит, взыскать бесчестье в трехкратном размере, да его же посадить в тюрьму до государева указа.

20. А которым людям доведется о судных своих и о иных каких делах бить челом государю, и тем людям о тех своих делах челобитные свои по­давать в приказы боярам и окольничим и думным и всяким приказным людям, кто в котором приказе ведет дела. А если ему в приказе суда не да­дут или против его челобитья указа ему не учинят, и ему о том бить челом и челобитные подавать государю, и то в челобитных своих описывать, что он о том деле наперед того в приказе бил челом, а указа ему в приказе не учинено. А не бив челом в приказе, ни о каких делах государю никому челобитных не подавать. А если кто станет о каком деле бить челом и че­лобитные подавать государю, в приказе не бив челом, и таких челобитчи­ков за то наказывать, бить батогами. А кто почестнее, того посадить в тюрьму на неделю, чтобы на то смотря иным неповадно было так делать.

28. Если боярин, или окольничий, или думный человек обесчестит сло­вом митрополита или архиепископа, или епископа, и за бесчестье ми­трополита, и за архиепископа и епископа боярину и окольничему, и думному человеку платить митрополиту за бесчестье четыреста рублей, архиепископу триста рублей, епископу двести рублей. А если кому пла­тить нечем, и его за властелинское бесчестье отослать ко власти голо­вою, если это будет достоверно установлено.

29. Если боярин, или окольничий, или думный человек обесчестит архимандрита или игумена, или иной иноческий чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье согласно указу государя.

30. Если патриарха, или митрополита, или архиепископа, или еписко­па, или архимандрита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом стольник, или стряпчий, или дворя­нин московский, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярский городовой, или иноземец, или дворовый человек, а по суду или по сыску это будет достоверно установлено, их за такое бесчестье под­вергнуть наказанию: за патриарха бить батогами, за митрополита — поса­дить в тюрьму, за архиепископа и епископа — тоже в тюрьму посадить.

31. Если патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимандрита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной и суконной сотни, или черных сотен и слобод тяглый человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной какого-нибудь чина, а по суду или по сыску это будет достоверно установлено, их за то подвергнуть наказанию: за пат­риарха назначить торговую казнь да посадить в тюрьму на месяц, за митрополита бить батогами да в тюрьму посадить на четыре дня, за архиепископа и епископа бить батогами и в тюрьму посадить на три дня.

91. Если боярина или окольничего или думного человека обесчестит стольник, или стряпчий, или дворянин московский, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярский городовой, или ино­земец, или дворовый человек, и на них боярам и окольничим и думным людям по суду или по сыску взыскать бесчестье. А будет кому из тех чи­нов боярину или окольничему, или думному человеку за бесчестье пла­тить будет нечем, и их бить кнутом.

92. Если бояр и окольничих, и думных людей обесчестит словом из гос­тиных и суконных и черных сотен и слобод тяглый человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или монастырский слуга, или иных чинов лю­ди, кто-нибудь, или холоп боярский, а по суду и по сыску это будет дос­товерно установлено, и их за боярское и окольничих и думных людей бесчестье бить кнутом да их же сажать в тюрьму на две недели.

93. Если кто какого-нибудь чина обесчестит стольников, или стряпчих, или дворян московских, или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей боярских городовых, или иноземцев, или дворовых людей, или подьячих, или иных всяких чинов людей, которые государевым денежным жало­ваньем верстаны, а по суду или по сыску это будет достоверно установле­но, и им на тех людях, кто их обесчестит, взыскать за бесчестье.

94. Если кто обесчестит именитых людей Строгановых, или гостя, или из гостиных и суконных и казенных и черных сотен и слобод и городо­вых посадских людей, или ямщиков, или крестьян дворцовых сел и чер­ных волостей, или боярских людей, или помещиковых и вотчинниковых крестьян, или гулящих людей, а по суду или по сыску это будет досто­верно установлено, и им взыскать за бесчестье Строгановым по сто руб­лей человеку; гостю по пятьдесят рублей человеку; гостиной сотни боль­шой статьи по двадцать рублей человеку; средней статьи по пятнадцать рублей человеку; меньшей статьи по десять рублей человеку...

Если кто государевых крестьян станет бить и при этом изувечит, глаз выколет или руку, или ногу переломит, или иное какое увечье сде­лает, и на том получать государевым крестьянам за увечье и за бесчестье по десять рублей человеку. Если кто государева крестьянина побьет, а увечья никакого не причинит, и на том получать государевым крестья­нам за бой и за бесчестье по два рубля человеку; боярским служилым людям по пяти рублей человеку.

А деловым людям и монастырским и помещиковым и вотчиннико-вым крестьянам и бобылям за бесчестье и за увечье назначить такое же возмещение, как и за крестьян государевых дворцовых сел. Гулящим людям по рублю человеку.

99. Если кто-нибудь обесчестит непригожим словом чью жену, или дочь девку, или сына неверстаного, какого-нибудь чина, и женам, и до­черям девкам, и сыновьям неверстаным по суду и по сыску взыскать за их бесчестья: жене в двукратном размере оклада мужа; дочери девке в четырехкратном размере отцовского оклада; сыну неверстаному в по­ловину отцовского оклада.

105. А кому судьи велят предстать перед судом, и истцу, и ответчику, став перед судьями, выступать с иском и отвечать вежливо и смирно и не шумно, и перед судьями никаких невежливых слов не говорить и между собой не браниться. А если перед судьями истец или ответчик между собой побранятся, и кто кого из них обесчестит непригожим сло­вом, и того, кто перед судьями кого обесчестит словом, за судейское бес­честье посадить в тюрьму на неделю. А кого он словом обесчестит, и то­му велеть с него взыскать за бесчестье по указу. Если кто кого перед судьями из дерзости рукою ударит, а не ранит, и на том велеть тому, кого он ударит, взыскать в его пользу за бесчестье в двойном размере. А если он перед судьями на кого замахнется каким-нибудь оружием или ножом, а не ранит, и ему за то подвергнуть наказанию, бить батогами, а ес­ли ранит, то его бить кнутом. А если раненый от той раны умрет, или он на суде его убьет до смерти, и его за то самого казнить смертью безо всякой пощады; да из того же имущества убийцы и из вотчин взять ка­бальные долги убитого. А если станут бить челом убитого жена или дети о бескабальных долгах, и им в том отказать. А если такой убийца из суда уйдет и окажется сильным, поймать себя не даст, и такого, где бы он ни был пойман, по тому же казнить смертью. А если он перед судьями кого ранит или кого убьет до смерти, обороняя себя, для того, что тот, кого он ранит или убьет, сам его перед судьями наперед стал бить, а ска­жут про то судьи, и такого никакой казнью не казнить, потому что он то совершил, обороняя себя.

135. Если кто беспоместный и безвотчинный или иноземец кормовой, или кто-нибудь похвалится на кого смертным убийством в глаза или за глаза, и тот, на кого он похвалится, станет на него государю бить че­лом, и на него дать суд, а с суда сыскать. Да будет в сыску обыскные лю­ди скажут по челобитчике, и по тому сыску того, кто на кого похвалится убийством, бросить в тюрьму на три месяца. А как он в тюрьме те уроч­ные месяцы отсидит, и на него тому, на кого он похвалялся, взять рас­писку за его рукою в том, что ему над тем, на кого он похвалялся, впредь никакого зла не делать. А если он, в том дав на себя расписку, сворует, того, на кого он похвалялся, убьет до смерти, и его самого казнить смер­тью. А если кто на кого в похвальбе смертного убийства станет государю бить челом, а сыскать невозможно, и им в том дать суд и по суду вынести решение, до чего доведется.

146. Если который недельщик, норовя кому по посулу или по дружбе, истцов с ответчиками к суду вскоре ставить не станет или сверх указа возьмет лишнее хоженое, и в том на него будут челобитчики, и это будет достоверно установлено, и тому недельщику за то назначить наказание, бить батогами нещадно, а лишнее хоженое велеть с него взыскать и от­дать челобитчику. А если он так сворует во второй или в третий раз, и его бить кнутом и из недельщиков выкинуть.

153. А несудимых грамот в города никому не давать для того, что от не­судимых грамот в городах всяким людям чинятся штрафы и обиды и убытки великие. А если кому такие несудимые грамоты в города даны в прошлых годах, и такие несудимые грамоты отставить, и у кого такие грамоты объявятся, и у тех людей те грамоты взять, и присылать к госу­дарю к Москве в те приказы, из которых приказов те грамоты тем людям даны.

167. А посылать повальным обыском сыскивать по таким делам, в кото­рых делах у истца с ответчиком не будет ближних общих ссылок. А если истец с ответчиком на суде сошлются оба на общую правду, хотя на од­ного человека, и по общей ссылке дело и рассматривать. А сверх той об­щей ссылки повальным обыском сыскивать не посылать, чтобы от того истцу и ответчику лишней сложности и волокиты не создавать.

168. Если истец и ответчик оба сошлются на кого из виноватых, а после того в том же суде, сверх той общей ссьыки, станут подавать иные ссыл­ки, и судьям у них тех последних ссылок не принимать, а рассматриват)-дело по первой общей ссьыке.

169. Если в каком деле истец и ответчик оба сошлются по одной ссылке на общую же правду на трех человек, и из тех людей один станет сказы­вать ложно, а два станут его уличать, что он говорит ложно, и в таком де­ле верить двум, а одного отставить.

170. Если которая общая ссылка по посулам или по чему-нибудь, пре­ступив закон Божий, солжет и оговорит кого не по вине и в том на ту об­щую ссылку от того, кого оговорят без вины, будет челобитье, и это бу­дет достоверно установлено, что та общая ссылка солгала, и той общей ссылке за то учинить жестокое наказание, бить кнутом нещадно, и убытки того, кого оговорят без вины, велеть взыскать и отдать чело­битчику.

198. Если кто приедет к кому-нибудь на двор насилием, скопом и заго­вором, с воровским умыслом и учинит над тем, к кому он приедет или над его женою, или над детьми, или над людьми смертное убийство, и это будет достоверно установлено, и того, кто такое смертное убийство учинит, самого казнить смертью, а всех его товарищей бить кнутом и со­слать, куда государь укажет.

199. Если они над тем, к кому они приедут, смертного убийства не учи­нят, только его чем обесчестят или убытки какие учинят, и на них тому, кого они обесчестят и убытки учинят, велеть бесчестье и убытки взыс­кать в двукратном размере, да им же за тот их воровской приезд назна­чить жестокое наказание, бить кнутом. А если кто из тех воровских приезжих людей в те поры кого ранит, и если это будет достоверно установ­лено, и того, которой ранит, у одного отсечь руку, а товарищей его, которые с ним приезжали, бить кнутом и отдать на поруки, что им впредь так не воровать. А за бесчестье и за увечье взять с них со всех по тому же в двукратном размере.

200. Если тот, к кому они таким умышленном приедут, обороняя себя и дом свой обороняя, кого из них убьет до смерти и привезет тех поби­тых к судьям и будет достоверно установлено, что он то убийство учинил поневоле, себя обороняя, и ему того в вину не ставить. А кого он убьет, то будет считаться, что в том убийстве нападающий сам виноват — не приезжай в чужой дом с насилием.

201. Если кто сам кого спровоцирует и учинится между ними бой, и в том бою того, кто наперед нападет, кто ранит, и он на того, кто его ранит, станет бить челом об увечье, а тот, на кого он станет бить челом, не будет отрицать и скажет, что он его ранил, себя обороняя, и будет достоверно установлено, что тот бой начался от того челобитчика от са­мого, и ответчика в том бою не винить, и за увечье с него в пользу ранено­го ничего не взыскивать, потому что тот раненый сам неправ.

203. Если кто кому чего должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долга вскоре невоз­можно, потому что он в убожество впал и изволением Божиим от пожа­ра, или имущество его каким-нибудь образом потонуло, или его разбой­ники, или тати, или иные какие лихие или воинские люди разорили и имущество его разграбили, и таким должникам во всяких долгах давать срок по рассмотренью на год и на два или на три, а больше трех лет в та­ких долгах срока не давать. И в тех долгах брать с них поручные записи в том, что им те долги тем людям, кому они должны, заплатить в указан­ные сроки, без всякого переноса, и никуда не сбегать, и не изменять, ни в какие иные государства не отъезжать, а поручителями его в том ве­леть в поручную запись писать людей добрых, которым бы в том можно было верить, и по тем поручным записям велеть тем должникам долги платить тем людям, кому они чего должны, в указанные сроки, без вся­кого переноса, без процентов. А если который должник в указанный срок того долга не заплатит, и в лицах его не будет, и тот долг взять с его поручителей и отдать тому, кому тот должник чем должен, без процен­тов.

206. Если кто у кого возьмет денег взаймы или чего-нибудь для торгов­ли и тот долг растратит своим безумием, пропьет или проворует каким-нибудь образом, и это будет достоверно установлено, а откупиться ему будет нечем, и его отдать истцу головою до выкупа.

224. Если кто станет на нивах своих жечь солому или на лугах траву, и в то время огонь разгорится и пожжет чужие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскать. И если по сыску будет уста­новлено, что он сделал то хитростью, пустил огонь по ветру и чужие нивы или огороды не спас от огня своею леностью, а спасти от огня было можно, и на нем истцам убытки их велеть взыскать по сыску.

225. Если по сыску такое пожжение произошло без хитрости, что свои нивы или траву зажег в тихое время, а после того огонь разжегся от вет­ру, а ветер пришел бурей или вихрем вскоре, и за такое пожжение ответ­чикам по истцовым искам не платить, потому что такое запаление учи­нится изволением Божиим, а не умышленном ответчика.

226. Если у кого загорится двор ненарошным делом, и от того и иных лю­дей дворы погорят, и тому, чей двор сначала загорится, никому ничего не платить потому, что дому его запаление произошло не по его умышлению.

247. Если кому-нибудь случится у кого занять денег рублей пять, или шесть, или десять, или хлеба, или иного чего-нибудь за ту же цену в селе или в деревне, или кто какое угодье в наем отдаст за ту же цену, и будет он грамотен, и крепость на себя сам напишет или кому велит написать, а сам руку приложит, хотя и без послухов, и таким крепостям потому же верить, и суд по ним давать.

250. А вотчинные и дворовые купчие, и закладные, и данные, и иные всякие крепости в больших делах всяких чинов людям велеть в Москве и в городах писать и при послухах писать на площади площадным по­дьячим, а в селах и деревнях и по подворьям таких крепостей в больших делах, кроме сговорных свадебных записей и духовных и заемных памя­тей, никому не писать.

256. А давать по заемным кабалам, суд в течение пятнадцати лет, а сверх пятнадцати лет по кабалам суда не давать.

263. Если кому истцового иска заплатить будет нечем, а вотчина у него пуста, то, оценив ту вотчину, отдать истцу в платеж. А если те пустые вотчины истец взять не захочет, и ту вотчину продать сторонним людям, кто ее купить захочет, и деньги отдать в платеж истцу.

265. Если стрельцам заемных денег по кабалам или истцовых исков платить будет нечем, и их истцам и в истцовых исках головою не выда­вать, а платить за них истцам из государева денежного жалованья на год по четыре рубля. А пока они от долгов своих освободятся, и им служить с одного хлебного жалованья.

274. А если кто у кого возьмет внаем лошадь или иное что да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда будет достоверно установле­но, что он то наемное испортил, и истцам велеть на нем за то наемное взять цену по оценке сторонних людей, а то, что он испортит, отдать ему.

276. Если кто станет с кем торговать в складчину, и один из товарищей поедет куда с деньгами или с товарами для торговли в другую местность, и на дороге его воры ограбят, и товары и деньги отберут у него без остат­ка, а товарищ его тех товаров и денег своей половины станет с него тре­бовать по суду и на суде будет достоверно установлено, что его разбой­ники ограбили и товары и деньги отобрали без остатка, и товарищу его тех товаров и денег с него требовать не велеть потому, что ему такое раз­грабление произошло по невольному случаю.

281. Если кто на кого пустит собаку нарочным делом, и та его собака то­го, на кого ее пустит, изъест или платье издерет, и в том на него будут че­лобитчики, и по суду это будет достоверно установлено, и с него велеть взыскать в пользу истца за бесчестье и увечье и убытки в двойном разме­ре. А если это установить будет невозможно, и им в том в суде дать кре­стное целование.

282. Если кто у кого собаку убьет нарочным делом, и на нем по сыску велеть за ту собаку, взыскав указанную цену, отдать истцу.

283. Если кто собаку убьет ручным боем не из ружья, обороняя себя, и ему за ту собаку цены не платить и в вину ему того не ставить.

 

Date: 2015-06-06; view: 617; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию