Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Храмовое строительство





Русь, принявшая от Византии христианство, получила для создания храмов каноническую схему. Однако архитектурные формы первых деревянных церквей, которых греки у себя вообще не строили, русским людям — природным плотникам приходилось создавать заново.

Клетские церкви. Большинство исследователей русского деревянного зодчества считают первичной храмовой формой клетские церкви, или, как их называли летописи, «древяна клецки». Эти церкви представляли собой прямоугольные клети, покрытые двухскатной крышей, имеющие с востока прируб для алтаря, а с запада — притвор или трапезную.
В сооружении их использовались традиционные приемы деревянного зодчества, и, естественно, они были очень похожи па обычные избы, отличаясь от них первоначально наличием главок и крестов. Стремление выделить храмы из рядовой застройки привело к усложнению силуэта за счет повышения основного сруба и значительного увеличения подъема кровли, иногда превышающего высоту самого сруба.
Кровли выполнялись без стропил и представляли собой продолжение рубленых стен. Скаты крылись тесом в два слоя с прокладкой бересты.

Несмотря на то, что клетские церкви продолжали строиться вплоть до XIX в., в области их сохранилось лишь две.
Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма Холмогорского района построена в 1824 г. вместо сгоревшей в 1823 г. Георгиевской. Простота композиции храма, а также многочисленные примеры восстановления церквей «по подобию» позволяют считать, что в данном случае также могли быть воссозданы формы сгоревшей церкви. Васильевская церковь являлась частью широко распространенного на Севере «тройника» — ансамбля из трех сооружений: двух церквей и колокольни. Ведущая роль в композиции принадлежала девятиглавой Ильинской церкви 1657 г. (сгоревшей в 20-е годы), что могло послужить дополнительной причиной тактичного восстановления Васильевской церкви в соответствии с требованиями ранее сформированного ансамбля.
Ильинская церковь (по некоторым источникам – Георгиевская – М.З.) в селе Поржинском Плесецкого района, поднятая на высокий подклет, характерна удивительно изящным силуэтом. Алтарь четырехугольный, крытый на два ската, — свидетельство более ранней постройки. Церковь ориентировочно датируется XVII — началом XVIII в. Западный прируб с шатровой колокольней и односходовым крыльцом выполнен во второй половине XIX в. Размеры церкви так же, как и Васильевской в Чухчерьме, относительно невелики: высота с крестом 17,5 м, длина 24,5 м, ширина 6,5 м.

В области, особенно в Каргопольском и Плесецком районах, сохранились клетские часовни, которые отличаются от церквей значительно меньшими размерами и отсутствием алтаря.

Шатровые церкви. Наибольшее распространение на Севере получили шатровые церкви. Возможно, их прообразом были сторожевые военные башни рубленого города-крепости, которые издавна воплощали величие и силу народа.
Шатровый храм отличен от клетского прежде всего своей высотой и подчеркнутым стремлением вверх. Это стало возможным благодаря восьмиугольной форме главной части храма — восьмерика. Восьмерик позволил увеличить площадь здания, улучшить его устойчивость и сопротивление ветрам и, увенчанный шатром, стал эстетическим идеалом красоты.
Высокие срубы церквей, а шатровые храмы достигали высоты 40—45 м, кажутся еще выше, поскольку верхние части их рубились из более тонких бревен. Это впечатление усиливалось и тем, что при покрытии шатра тесом каждый верхний ряд тесин, концы которых украшались порезками, создающими орнаментальные пояса, был меньше нижнего ряда. Шатры в большинстве были рублены из бревен, что способствовало долговечности сооружений.

Патриархом культовых сооружений в области называют Никольскую церковь в Лявле под Архангельском. В 1981 г. исполнилось 400 лет со времени ее возведения. В 1967—1970 гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация памятника, вернувшая ему большую часть мужественной красоты: открыт от поздней обшивки бревенчатый сруб, восстановлено лемеховое (лемех — тонкие осиновые дощечки наподобие черепицы) покрытие шатра, бочек и главы. К сожалению, проект реставрации выполнен не полностью. Не восстановлена галерея и не подведены нижние венцы, которые позволили бы вернуть уникальному памятнику архитектуры его пропорции и высоту (38,5 м).
Никольская церковь в Лявле представляет наиболее древний и редкий тип шатровых храмов — столпообразный храм-восьмерик с двумя прирубами. К этому же типу относились-Никольская церковь (1600) в селе Панилове, Владимирская церковь-великан (1642) в селе Белая Слуда высотой 46 м.
Перевезена в музей-заповедник деревянного зодчества Малые Карелы Георгиевская церковь (1672) из села Вершины Верхнетоемского района. Сохранилась Сретенская церковь (1655) в селе Красная Ляга Каргопольского района, однако вид ее в значительной степени искажен претенциозной обшивкой начала нашего века.
Из восьмериковых церквей с четырьмя прирубами, как их называли летописи — «круглые о двадцати стенах», сохранились, местами лишь частично, церковь Рождества Богородицы (1728) в селе Яковлевское Виноградовского района, Никольская (1746) в селе Патракеевка Приморского района, Воскресенская (1673) в селе Селецком Холмогорского района, Рождественская (1763) в селе Бестужево Устьянского района.
Дальнейшее развитие шатровых храмов шло по пути увеличения их размеров, усложнения пропорций и силуэта от эпически простых церквей в Лявле и Панилове к более изысканным с удлиненными абрисами шатров в поздних постройках. Увеличивалось количество и площади прирубов, галерей, трапезных.
Последние часто превышали размерами культовые помещения, поскольку в них проходили общественные сходы, взимали подати, разбирались судебные дела, заключались хозяйственные сделки.
Усиление декоративных начал в архитектуре XVII в. привело к созданию нового типа церквей, в которых восьмерик с шатром был поднят на квадратный сруб, позволявший пристраивать обширные помещения трапезных. Часть храмов этого типа, получивших название «восьмерик на четверике», сохранила столпообразный характер. В числе их церковь Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района, Никольские церкви в селах Пурнема (1618), Нижмозеро (1661), Малошуйка (1638) Онежского района, церковь Происхождения честных древ (1700) в деревне Филипповской Плесецкого района. Другие церкви вытянулись по горизонтали: Златоустинская (1667) в селе Саунине и Покровско-Власьевская (1743) Лядинского погоста в Каргопольском районе; Никольская (1769) в селе Ко-нецдворье под Архангельском и того же названия (1773) в селе Кальи Внноградовского района.

Вторая половина XVII в. отмечена изменениями архитектуры культовых сооружений после реформ патриарха Никона, одна из которых требовала обязательное пятиглавие: «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтоб была о пяти верхах, а не шатром». Тем не менее излюбленная народом шатровая форма продолжала жить. Один из примеров тому — Троицкая церковь (1729) в ансамбле старинного Ненокского погоста на берегу Белого моря, единственный образец пятишатрового храма. План церкви представляет собой равноконечный крест, т. е., по существу, это «круглая о двадцати стенах» церковь, где каждая из пяти основных частей является как бы отдельной шатровой церковью. Центральная высотой около 40 м срублена на двух восьмериках, в которых верхний — меньшей ширины, а боковые построены по принципу «восьмерика на четверике». Церковь интересна стропильной конструкцией главного шатра. Прекрасные пропорции, высокая строительная культура, композиционная цельность делают этот памятник как бы завершающим эволюцию развития шатровых храмов.
Сохраняя форму шатра и в то же время удовлетворяя официальным требованиям пятиглавия, изобретательность и талант зодчих-древоделов пинежско-мезенско школы создали новый тип храма «шатер на крещатой бочке» (бочка – крыша килевидной формы. Пересечение двух бочек образует крещатую бочку). Сущность этого приема заключалась том, что шатер ставился не на восьмерик, а на четвериковый сруб В нижнюю часть шатра врезались четыре бочки, завершаемые главками и дававшие шатру крещатое основание.
Так в дни гонения на шатры был создан лучший из памятников этого типа — храм Михаила Архангела (1685) в селе Юрома Лешуконского района. Высотой 46 м, срубленный из бревен лиственницы, достигавших метрового диаметра, храм производил грандиозное впечатление. Он сгорел в середине 30-х годов от молнии.
До настоящего времени на Мезени и Пинеге сохранились три памятника этой школы: Одигитриевская церковь (1763) в селе Кимжа Мезенского района, Никольская (1700) возле села Едома и Ильинская XVII в. в селе Веркола Пинежского района.

Кубоватые церкви. Во второй половине XVII века возник еще один тип храмов со своеобразным покрытием в виде четырехгранного невысокого шатра с криволинейным профилем, напоминающем бочку. Кубоватые церкви нашли распространение по берегам реки Онеги и на южном побережье Белого моря, где размещались такие крупные монастыри, как Соловецкий и Крестный на Кий-острове.
Естественно, что вблизи мест, часто посещаемых официальными церковными лицами, в период гонения на шатры шатровые храмы в чистом виде строиться не могли. «Куб, — как писал академик И. Э. Грабарь, — явился, в сущности, еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей недреманное око взыскательных архиереев».
Кубоватые покрытия устраивались над квадратными в плане срубами и увенчивались одной, пятью или девятью главами.
На первом этапе устраивалось очень редкое венчание куба одной главой — Алексеевская церковь (1721) в селе Куртяево Приморского района. Сходное завершение имеет Никольская церковь (1687) в селе Зачачье Холмогорского района. Однако ее покрытие не характерно для Севера. В отличие от четырехгранного куба оно имеет восемь граней и увенчивает мощный четких форм восьмерик. Возможно, это необычное покрытие выполнено после удара молнии в 1748 г., расщепившего «верх» церкви, до того скорее всего имевший форму шатра.
Как и в случае с клетскими церквами, одноглавое венчание куба встречается и позже. Примером могут служить церкви XIX в. в селах Сырья и Поле Онежского района, представляющие собой переходной тип к ярусному покрытию, когда одна глава, увенчивающая куб, покоится на промежуточном восьмерике.
Большинство церквей имеют на кубе пять глав. Таковы Тихвинская церковь в ансамбле памятников архитектуры XVII—XVIII вв. в селе Верховье, Климентовская (1695) Кожского погоста в составе сохранившихся онежских «тройников», Владимирская (1745) в селе Подпорожье и Преображенская (1786) в селе Турчасово. Во Владимирскои и Преображенской церквах, имеющих крещатые планы, явно выражено стремление к усложнению композиции за счет многоглавности. Помимо пяти глав на кубе устроены четыре главы на каждом прирубе.
Очень живописен прием размещения всех девяти глав на кубе, как это выполнено в Никольской церкви (1678) в селе Бережная Дубрава Длесецкого района. Главы поставлены на четырех бочках, устроенных на кубе, и нижние — на теремках — кокошниках. Церковь имеет два прируба: алтарный, крытый бочкой, и западный, к которому позднее пристроена еще одна пятиглавая церковь.

Многоглавые и ярусные церкви — завершающий этап развития культового деревянного зодчества. Кубоватые, увенчанные пятью и девятью главами церкви, послужили своего рода переходом к созданию многоглавых церквей. Среди них высшим мастерством народных зодчих отмечен Преображенский храм в Кижах (1714).
В Архангельской области наиболее интересны Богоявленская церковь (1793) Лядинского погоста в Каргопольском районе с оригинальным круглым входным крыльцом, потолок которого расписан ультрамарином под звездное небо, и девятиглавая Сретенская церковь (1688) в Заостровье под Архангельском. Сретенская церковь представляет собой последний образец девятиглавого храма, распространенного ранее в нижнем течении Двины и очень похожего на упомянутую Ильинскую церковь Чухчеремского погоста. Церковь уникальна также позакомарным (закомары — полукруглое завершение верхней части стены) покрытием, заимствованным из каменного зодчества.

Ярусные церкви возникли под влиянием мотивов южнорусской архитектуры. Большое распространение они получили в средней полосе и на юге России. Наиболее ярким образцом такого рода храмов может служить Петропавловская церковь (1722) в селе Ратонаволок Холмогорского района.
Народные мастера, развивая тип многоярусного храма, в рамках традиций северного зодчества создали интересные сооружения, очень разнообразные и индивидуальные по силуэту, компоновке объемов и деталям. В их числе церковь Двенадцати апостолов (1799) в селе Пи-ринемь, уступчатый силуэт которой, подчеркнутый горизонтальными членениями, является как бы продолжением крутых пинежских берегов, и изящная Георгиевская церковь (1664) над Северной Двиной в селе Пермогорье Красноборского района.

Удивительно тонкая связь с природой, учет местных особенностей и панорам, что является одной из отличительных черт народной русской архитектуры, индивидуализировало храмовые комплексы и создавало в каждом случае неповторимое художественное впечатление.

* * *

Date: 2015-06-06; view: 859; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию