Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северная изба





Северная изба — разновидность русского народного жилища. Привлечение все большего внимания к ее изучению объясняется тем, что, несмотря на местные особенности, вызванные климатическими условиями, укладом хозяйственной жизни и быта северного крестьянина, в силу большой устойчивости традиций в народном зодчестве, она дает наиболее полное представление о русском жилище, так как Север сохранил значительно большее число деревянных сооружений, нежели другие районы страны.
В течение многих веков народная мудрость отбирала наиболее целесообразные строительные приемы, длительное время происходило совершенствование беспрестанно обогащающихся архитектурно-конструктивных форм. Сохранившиеся «наемные записи» (договоры на строительство, заключавшиеся со старостами плотничьих артелей) пестрят выражениями, что здания строились «по старине», «по подобию» или «как водится», т. е. по примеру уже существовавших сооружений.

В основе жилого дома, равно как и всего деревянного зодчества, был сруб, сложенный из горизонтальных рядов бревен-венцов, связанных по углам врубками с остатком («в обло»). Квадратный или прямоугольный в плане, ограниченный размерами бревна, он ставился на камни-валуны или деревянные коротыши. Такой сруб получил название «клеть». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, именовались в зависимости от их числа «двойней» или «тройней». Соединение клетей выполнялось посредством выпуска продольных стен одной из клетей.
Постепенно в соответствии с потребностями в избе появлялись дополнительные поперечные и продольные стены, делящие ее на ряд отдельных помещений. Так, в развитии клети из четырех стен, избы-четырехстенки, возникли избы-пятистенки с третьей поперечной стеной и шестистенки с двумя дополнительными поперечными стенами.
В планировке крестьянского дома, как правило, четко различаются три составные части: жилые помещения, сени и двор.

Наиболее распространенным типом дома является дом «брусом», когда под одной симметричной кровлей по продольной оси располагаются все составные части дома, включая помещения для скота. Этот тип не является преобладающим лишь для Поморья, где нередко строились дома без развитых хозяйственных помещений. Суровый северный климат с частыми морозами, снегами и ветрами заставлял строить прочно, на многие годы.

Основным строительным материалом были бревна. Лесу было вдоволь — его не экономили. Обычно на постройки шла мелкослойная кондовая сосна, но предпочтение отдавалось лиственнице (особенно в бассейнах рек Мезени и Пинеги) из-за ее смолистости, хорошей сопротивляемости гниению, прямизны и сравнительной легкости раскалывания по слоям.
Бревна обычно брали длиной 8—10 м, диаметром от 25 до 70 см, причем бревна для наружных стен выбирались толще, нежели для внутренних. Более тонкие бревна применялись и для фронтона (верхняя часть торцевой стены, ограниченная двумя скатами крыши). Стена и фронтон в северной избе представляют единое целое. Такой прием утепляет жилище и делает его более прочным.

Очень интересна и логична по конструкции кровля северных жилищ, так называемая самцовая. Она выполнялась на слегах — тонких бревнах, горизонтально врубаемых во фронтон. В слеги перпендикулярно им врубались курицы — заготовленные с корнем молодые елки, своего рода крюки, свисавшие над боковыми стенами и поддерживающие водотечники — бревна с выдолбленными желобами для стока дождевой воды с кровли. Концы куриц и водотечников обрабатывались резьбой.
Стык тесин наверху накрывался выдолбленным снизу бревном — охлупнем, или шоломом, также с декоративной обработкой корневища, венчающего фронтон избы. Торцы слег для защиты от воздействия влаги закрывались фигурными досками — причелинами. На стыке причелин навешивались вертикальные доски со сквозной резьбой — ветреницы, или кисти. Свесы кровли выпускались над фронтонами на значительное расстояние —до 1,5 м и поддерживались кронштейнами — помочами из резных выпусков верхних бревен боковых стен.

На чердаке, образованном двухскатной кровлей, по главному фасаду иногда устраивались дополнительные помещения — «светелки», очень незначительные по площади (около 2—3 м), используемые как летнее жилье. Продольные стены светелок, особенно при крупных размерах домов, являлись необходимым конструктивным элементом для увеличения жесткости сооружений.
На выпусках нижних бревен вспомогательных стен устраивались богато украшенные балконы — «выходы», иногда и с чисто декоративными целями.

Высоко поднятые над землей, с подклетями, северные избы требовали для входов в них крылец, устройству которых в общем архитектурном решении дома уделялось большое внимание. Обычно крыльца размещались вдоль бокового южного фасада избы и имели односторонний всход. Единичны случаи размещения крыльца на главном фасаде.

Обработка архитектурных деталей характерна предельной сдержанностью. Простота и строгость становится понятной, если принять во внимание, что все работы по возведению и отделке зданий выполнялись одним топором. Топор в руках северного зодчего-древодела превращался в совершенный инструмент, с помощью которого он мог возводить амбары и избы, крепостные сооружения и «преудивленные» храмы, поражающие совершенством своих архитектурных форм и качеством отделки. Вплоть до Петровской эпохи плотники не знали слова «строить», они — рубили, и поэтому летописи называли их «рубленниками».

Местные варианты и особенности изб по районам области, сохраняя в принципе северный тип жилища, касаются не основных форм и конструкций зданий, а частично плановой и объемной композиции, пропорций и элементов декоративного оформления.
Так, для Каргопольского района и Прионежья наиболее характерной является изба-четырехстенка, чаще всего с четырьмя окнами по главному фасаду. Избы имеют высокие подклети, используемые обычно для хозяйственных целей или иногда приспосабливаемые для жилых помещений.
Несмотря на более высокий, нежели в других районах области, подъем кровли, светелки устраивались редко, балконы в большинстве носят декоративный характер, многие избы рубились без балконов.
Каргопольские избы очень декоративны. Ажурная резьба причелин и крылец, затейливые дымники (Дымник — дощатая или выдолбленная из ствола труба для отвода дыма) на старых избах, которые топились по-черному, богатая обработка наличников со ставнями, где мотивы, заимствованные в каменной городской архитектуре (волюты, капельники, профильные завершения), тонко перерабатывались народными умельцами, создает своеобразную каргопольскую школу.
Для двинских районов характерны избы-шестистенки. В бассейне реки Вычегды шестистенки рубились, как правило, с устройством чулана-заулка между стенами, в среднем же течении Двины заулки не устраивались. Дома имеют в основном симметричное построение. Здесь также встречаются пятистенки, в которых дальнейшее развитие рациональной техники строительства привело к замене двух рядом расположенных стен одной.

В среднем течении Двины в XIX в. получили большое распространение двухэтажные, или, как их здесь называли, «двужильные» дома, переход к строительству которых был подготовлен высокими подклетами. Такие дома осваивались постепенно, на протяжении 15—30 лет. Сначала жили в одной части дома, а по мере увеличения семьи отделывались остальные помещения, прорубались окна, настилались полы, потолки, чисто обрабатывались стены.
Велики размеры домов. Если в Каргополье главный фасад в избе-четырехстенке определялся размером ходового бревна и составлял 8—9 м, то в пяти- и шестистенках блокировка срубов-клетей позволила увеличить фасады до 13—14 м. При глубине домов с хозяйственным двором в 20—24 м изба выглядит внушительным сооружением. Монументальности, статичности построек способствуют пологие скаты кровель с большим выносом.
Конструктивное решение кровли изб среднего течения Двины лишний раз подчеркивает высокий уровень плотницкого мастерства зодчих из народа. Чтобы избежать прогиба и разрушения кровли, в местах наибольшего напряжения плотники выгибали каждую половину кровли, придавая ей упругое выгнутое очертание.
До недавнего времени интересные крестьянские строения были нередки в селах Ленского района, расположенных то узкой лентой, то отдельными «околами» вдоль берегов Вычегды и ее притоков. Некоторые из них насчитывали более ста лет и в большей степени сохранили традиции высокой строительной культуры северного крестьянина.
Ленский дом-шестистенок симметричен не только главным фасадом, но и в отдельных его частях. Здесь можно было увидеть «волоковые» окна, маленькие по высоте без переруба бревен. Они не имели переплетов, задвигались (заволакивались) изнутри дощатым щитом. Украшали дома одностолбные крыльца, требовавшие высокого плотницкого искусства и расчета для их возведения. Усложненность их конструкции подчеркивала простоту и логичность огромных домов, крепко вставших на берегах Вычегды.

Следующий регион — бассейны рек Пинеги и Мезени. Реки являлись основными транспортными путями, берега же их — наиболее благоприятными местами для расселения. Разделенные глухими лесами и труднопроходимыми болотами, речные поселения развивались в условиях определенной изоляции, что и привело к созданию местных школ народного зодчества. Границы школ, конечно, весьма условны, о чем, в частности, свидетельствует архитектура пинежских построек, в верхнем течении реки очень близких к избам соседнего Верхнетоемского района.

Следует отметить общую тенденцию в облике жилых построек области. По мере продвижения с запада на северо-восток увеличиваются размеры построек, дома становятся более суровыми, декоративное убранство сдержаннее, укрупняется и делается сплуэтней резьба в расчете на пасмурное северное небо.
Плотная застройка и ряжевые набережные, широко распространенные на Мезени, еще в большей степени выявляют монументальность бревенчатых срубов. Декоративные средства в пинежско-мезенских избах сосредоточены в завершающей части дома: балкон, часто усложненной, криволинейной формы, охлупень и изящной сквозной резьбы кисть-полотенце под ним.
Обработка охлупня в виде конской головы является излюбленным местным приемом, оправдывающим старинное выражение — крыть избу «под общий конь».
Распространено на Мезени и прикрепление к охлупню оленьих рогов. У большинства изб на резных выпусках вырезывались даты постройки.
Впечатление праздничности, сказочности придает избам введение цвета, как в широко известном доме-пятистенке Б. Я. Клокотова в Заозерье Лешуконского района. Основные детали дома, включая наличники и резное односходовое крыльцо, сохранили следы окраски.в красный, зеленый и белый цвета. Особенно нарядно расписан обшитый досками фронтон. В центре изображен сад, по краям которого стоят птицы, а в треугольных концах фронтона геральдические львы. Свесы кровли покрыты растительным орнаментом. Так же жизнерадостны интерьеры избы — перегородка с изображенными на ней вазами с цветами, полати с барьером из точеных балясин, окрашенные масляными красками в черный, красный и желтый цвета.
Яркая орнаментация фасадов изб была распространена во многих районах, но в большей степени она сохранилась на Пинеге и в Верхнетоемском районе. Раскрашивались главным образом защищенные от дождя элементы зданий: подшитые досками свесы кровли, нижняя часть балконов, наличники. В раскраске применялись растительный орнамент или геометрические фигуры — круги с розетками, ромбы, квадраты. Преобладали белый, красный и зеленый цвета, встречались желтый и синий...

* * *

Date: 2015-06-06; view: 802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию