Жесткие, гибкие и адаптивные ОСУ, иерархические и органические, формальные и неформальные ОСУ. Принципы формирования ОСУ
Организационная структура управления – это форма разделения и кооперации управленческой дея-ти,в рамках которой происходит процесс управления,направленный на достежения целей организации.
Принципы формирования организационных структур:
Принцип иерархической структуры - является главным принципом общей теории систем.
Принцип единства распорядительства и персональной ответственности исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний.
Принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство - управление производством, функциональное - помощь линейному руководству.
Принцип четкого разделения труда внутри аппарата управления и его специализация, каждое звено должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений.
Принцип распространенности контроля, т.е. правильное определение нормы управляемости.
Принцип минимизации ступеней управления: чем меньше ступеней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры на случай любых осложнений, а следовательно, эффективнее будет работа предприятия в целом.
Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица.
Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций. При децентрализации руководства повышается активность низовых звеньев управления, которые ближе находятся к производству. При централизации создаются условия для эффективного применения современных средств управленческой техники, специализации подразделений и исполнителей.
Принцип гибкости и экономичности.
Принцип соответствия структуры задачам производственно-хозяйственной деятельности организации и ее производственных звеньев.
а) Жесткие (иерархические) организационные структуры 1. Линейная Структура организации, в которой нет подразделений, а число работников не превышает нормы управляемости руководителя. В структуре существуют только линейные вертикальные связи, горизонтальные связи отсутствуют. Полная ответственность за работу по всем функциям управления возлагается на руководителя. Руководителю организации могут подчиняться несколько руководителей среднего звена.
Достоинства и недостатки линейной структуры: -Четкие уровни управления и подчинения и связи -Оперативность и точность управленческих реакций -Исключение получения одним исполнителем противоречивых заданий -Чрезмерные информационные перегрузки руководителя -Увеличение сроков выполнения заданий, требующих совместной работы нескольких отделов 2. Функциональная Специализация управления происходит в рамках функционального подхода, т.е. по основным направлениям деятельности: производство, маркетинг, финансы, НИР. Руководитель организации имеет в подчинении специалистов, которые управляют сразу всеми исполнителями.
Достоинства и недостатки функциональной структуры -Эффективная организация горизонтальных связей -Широкие возможности для согласования одного решения по различным функциональным подразделениям -Нарушается принцип единоначалия и снижается эффективность работы исполнителей -Координация деятельности не находится в руках одного человека, а поровну лежит на всех специалистах -От руководителя организации требуется наличие глубоких и разносторонних знаний 3.Линейно-функциональная Принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы и т.д.). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху вниз. За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель, основная задача которого состоит в том, чтобы все службы вносили свой вклад и их работа была скоординированной. Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры: - Эффективны там, где выполняются рутинные и редко меняющиеся функции -Хорошо подходят для управления небольшими организациями -Хорошо подходят для предприятий с массовым и крупносерийным производством -Неэффективный обмен информацией, отсутствие горизонтальных коммуникаций -Высокая централизация оперативного управления -Если организация большая, присутствует слишком высокая норма управляемости на верхнем уровне управления (большое количество функциональных заместителей у руководителя) -Не позволяют быстро реагировать на изменение науки и техники и других факторов внешней среды (из-за неэффективной связи между подсистемами, высокого уровня формализации) -Не подходят при разнородности требований к продукту и технологии предприятия на различных рынках (сегментах) 4 .Дивизиональная В основе дивизиональной структуры лежит принцип выделения производственных отделений организации (дочерних предприятий и филиалов), как самостоятельных объектов управления. Соответственно, ключевыми фигурами организации становятся не руководители функциональных направлений, а менеджеры производственных отделений. В дивизиональной структуре оперативное управление децентрализовано. Высшее руководство занимается общим целеполагаением и выполняет функции: а) производственных связей (обмен продукцией или продуктами незавершенного производства внутри организации) б) административных связей (координация и контроль) в) финансовых связей (контроль расходов и получения прибыли, либо контроль распределения денежных средств из централизованного фонда)
Достоинства и недостатки дивизиональной структуры: -Тесная связь с рынком, потребителем -Возможность быстрого реагирования производств и управления на изменения внешней среды -Повышение иерархичности структуры, необходимость в промежуточных уровнях координирующего менеджмента, что приводит к снижению эффективности коммуникаций и рост затрат на управление б) Гибкие (адаптивные, организационные) структуры Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника. 1.Проектная В системе управления проект – это временное подразделение, ликвидируемое после завершения работ (проведение различных экспериментов, освоение новых видов продукции или технологий, методов управления и др.).
2.Матричная Построена на принципе двойного подчинения исполнителей: линейному руководителю (руководитель проекта) и функциональному руководителю (руководитель функционального подразделения).В матричной структуре присутствуют вертикальные связи (по функциональным подразделениям), которые определяют методы и принципы работы и горизонтальные связи (по выполняемым проектам), которые определяют объем работ.
3.Программно-целевая Складываются в многопрофильных организациях, относящихся к инновационной сфере, используется принцип создания подразделений по крупным стратегическим целям.
4.Адхократическая(специальная) Состоят из относительно слабо связанных между собой групп специалистов и незначительного числа вспомогательного персонала. Используется в научных учреждениях, внедренческих фирмах, больницах, учебных заведениях. Одним из видов таких структур являются структуры в виде перевернутой пирамиды. В таких структурах на верхний уровень управления ставятся специалисты-профессионалы, тогда как руководители находятся на нижнем уровне и выполняет функции администратора и координатора. 5.Фрагментарная Совокупность самостоятельных целевых групп (команд, комитетов), занятых теоретическим решением важных для жизни организации проблем. Такие группы состоят из узких специалистов. 6.Бригадная Основу структуры составляет групповая форма организации труда и производства. Основные принципы, на которых строится бригадная структура: –автономнаяработа – самостоятельное принятие решений и координация по горизонтали – смена жестких связей гибкими – привлечение для разработки и решения задач сотрудников других функциональных подразделений
Date: 2015-06-06; view: 556; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|