Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 1. Функции современного государства
В отечественной юридической литературе содержатся практически единообразные определения функций государства. Основной их смысл следующий: функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Иными словами, функции – это то, чем занимается государство. В функциях конкретизируются сущность государства, его социальное назначение, т.е. отчетливо видно, в каких направлениях государство осуществляет управление обществом. Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям Российского государства относятся экономическая, социальная, налогообложения, политическая, экологическая, поддержка культуры, образования, науки, правоохранительная, обеспечения правопорядка. 1. Экономическая функция. Одной из важных задач современного российского государства является реформирование и создание более развитой, отвечающей нынешним условиям экономической и хозяйственной системы. В стране сформированы основы рыночной экономики, новых рыночных отношений. Необходимо их совершенствование. При более конкретном подходе можно сказать, что, содержание экономической функции составляют следующие факторы: - разработка государством основных направлений развития экономики страны; - законодательное регулирование экономических процессов в стране; - обеспечение условий для развития всех форм собственности; - контроль за расходованием государственного бюджета; - принятие мер относительно невмешательства государственных органов без необходимых оснований в экономическую деятельность частных предпринимателей и т.д. Законодательная основа экономической функции. В ст. 8 Конституции РФ заложены основные принципы экономической системы России: единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, разумеется, соответственно праву и принципам законности. В части 2 данной статьи закреплено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Данные конституционные положения воспроизводятся и конкретизируются в Гражданском кодексе РФ, в других федеральных законах. Соответственно, устанавливаются правовые основы рынка, защищаются права потребителей, управление предприятиями государственной формы собственности, определяются пределы и способы вмешательства государства в экономику. В рамках осуществления этой функции выделяют два основных способа регулирования экономики. Первый способ предполагает прямое государственное регулирование экономики. Имеется в виду то, что государство участвует в хозяйственной деятельности в качестве собственника государственных предприятий, напрямую управляет их деятельностью, использует государственный бюджет. С помощью средств бюджета государство непосредственно финансирует программы экономического развития федерального и регионального уровня. Второй способ основан на косвенном регулировании. Имеется в виду установление единых правил рынка, поддержка предпринимательства, проведение антимонопольной политики. В качестве необходимых задач государства в экономической сфере выделяют: развитие аграрного сектора; снижение темпов инфляции, укрепление национальной валюты – рубля; дальнейшее развитие транспорта и связи и др. 2. Социальная функция. Задачами этой функции государства является создание предпосылок для удовлетворения социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения. Она направлена на обеспечение социальной защищенности личности, на оказание помощи тем, кто нуждается в поддержке со стороны государства. Осуществление этой функции связано с реализацией социальных программ, принятием законов о пенсиях, заработной плате, с обеспечением необходимых условий труда и т.д. Социальная функция государства включает: охрану труда и здоровья людей, установление минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных служб, пособий и иных гарантий социальной защиты и т.д. Правовая основа социальной функции. Соответствующие нормы права содержатся в следующих федеральных законах: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в законодательных актах, направленных на охрану детства и материнства, охрану труда на предприятии и др. К тому же, ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются суммы на увеличение государственных пенсий и др. 3. Функция сбора налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности. Задачи налоговой функции: 1) создание сбалансированного рынка и развитие экономики; 2) решение общесоциальных задач государства, в частности, связанных с реализацией крупных Национальных проектов; 3) укрепление государственности и содержание управленческого аппарата. В составе налоговой функции Российского государства выделяют следующие подфункции: фискальную (изъятие у организаций и физических лиц денежных сумм в виде налогов); распределительную – инвестирование полученных от налогоплательщиков денежных сумм в производство, направление в сферу потребления и др.; контрольную, сводимую к контролю за налогообложением, взиманием налогов и правильных их распределением. Нормативно-правовая основа функции налогообложения. Это: Налоговый кодекс РФ (часть первая и вторая), Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность финансовых органов в РФ. Назовем также соответствующее региональное налоговое законодательство и нормативные правовые акты налоговых органов местного самоуправления, предусматривающие источники местных налогов. Без функции налогообложении в целом невозможно осуществить хозяйственно-организующую роль российского государства. 4. Политическая функция государства. По-видимому, все функции государства носят политический характер. Вместе с тем, ряд государственных органов и учреждений осуществляют политическую функцию наиболее отчетливо, в частности, в сфере обеспечения народовластия в стране. Имеется в виду прежде всего деятельность представительных (законодательных) органов, выбираемых народом и уполномоченных от имени народа осуществлять регулирование политических и иных отношений в стране. Назовем в этой связи и государственное обеспечение осуществления народом своей власти непосредственно, через референдум на федеральном, региональном или местном уровне. Политическая функция российского государства включает такой аспект, как усиление взаимодействия с политическими партиями, общественными движениями и др., оказывающих существенное влияние на политическую жизнь страны, на результаты выборных кампаний федерального и иных уровней. Правовая основа этой функции фундаментальна. Это прежде всего Конституция РФ, закрепляющая плюрализм мнений, идеологическое многообразие, многопартийность, тенденцию на углубление демократии в стране. Эти и другие конституционные положения конкретизируются в следующих федеральных законах: «Об общественных объединениях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О политических партиях» и др. В целом политическая функция предполагает обеспечение социального и национального согласия, суверенитета государства от внешних посягательств и т.п. 5. Экологическая функция государства. Выделение этой функции вызвано тем, что экологический кризис (потепление климата и др.) в последние годы существенно углубляется. Соответственно, возникла необходимость по-новому оценивать данное направление деятельности российского государства, включающее защиту и улучшение окружающей среды и др. Этой функции свойственно два существенных элемента: 1) рациональное, бережное использование природных ресурсов, их улучшение; 2) охрана окружающей среды путем использования определенных мер (экономических, организационных, политических, правовых), направленных на сохранение ее качественного состояния. Законодательные основы экологической функции российского государства. Правовой основой осуществления экологической функции государства является прежде всего Конституция РФ. В ст. 42 предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Статья 58 закрепляет соответствующую обязанность каждого заботиться о благоприятной окружающей среде и о природных ресурсах. Соответственно приняты федеральные законы: «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об охране атмосферного воздуха», а также вод, земли, лесов. Очевидно значение и нормативных правовых актов субъектов Федерации. К тому же отметим и то, что каждая отрасль российского права, так или иначе, регулирует природоохранительную деятельность государства. Это конституционное право, административное право, уголовное право и др. Кстати, в действующем Уголовном кодексе РФ составы экологических преступлений предусмотрены специальной главой. 6. Функция поддержки развития учреждений науки, культуры и образования приобретает большое значение в современном российском обществе. Судя по названию эта функция включает ряд относительно самостоятельных направлений, таких как, развитие науки и др. Развитие науки реализуется: созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и конкуренции (состязательности) различных научных школ; путем создания и поддержки научных институтов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т.д. Развитие культуры обеспечивается государственной поддержкой ее различных направлений – литературы, искусства, музыки; финансирование сохранения историко-культурных памятников, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Существенно то, что в современных условиях используются значительные государственные средства для совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации, средств воздействия на сознание и деятельность людей. Развитие образования реализуется путем создания оптимальных условий для государственных и негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях. Правовой основой функции российского государства по развитию культуры, науки и образованию являются: Основы законодательства РФ о культуре, законы РФ «Об образовании», «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «О средствах массовой информации», «О государственной поддержке кинематографии в РФ» и др. 7. Правоохранительная функция. Она сопряжена с деятельностью государства по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию правонарушений (прежде всего преступлений как наиболее опасного вида правонарушений), наказанию правонарушителей, воздействием на их сознание. Соответственно, можно выделить следующие важнейшие направления этой функции: 1) охрана прав и свобод граждан; 2) охрана всех форм собственности; 3) обеспечение правопорядка, борьба с правонарушениями. Так, каждому из этих органически связанных компонентов свойственны определенные изменения. Так, согласно Конституции РФ, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Известно, ранее этот принцип в числе иных не обособлялся. Новое в содержании правоохранительной функции состоит в том, что соответственно ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности». В связи с этим должна осуществляться их равная правовая защита. Нормативно-правовая основа правоохранительной функции. Она включает положения Конституции РФ (ст. 2 и др.), Федеральную программу борьбы с преступностью, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, призванных быть предпосылками обеспечения и защиты прав граждан, обоснованного и неуклонного привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступные деяния, реализацию этой ответственности. Правоохранительная функция государства может принимать гипертрофированные формы. Это подтверждают факты истории, в частности, необоснованные репрессии в СССР в 1930-е и 1950-е годы. В этой связи в юридической литературе особо отмечено то, что данная функция «должна осуществляться при соблюдении принципа строгой законности». Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от силовых структур требуется более тесное взаимодействие, принятие быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению преступных проявлений. Внешние функции современного Российского государства. Это – основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей во внешней политике, в отношениях с другими государствами. Основные внешние функции следующие: - оборона страны от внешнего нападения; - содействие по обеспечению мира и международной безопасности; - укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ; - взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества; - интеграция в мировую экономику. Функция обороны страны. Данная функция – комплексная, осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время данная функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником. Правовой основой функции обеспечения обороны страны являются: Конституция РФ, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. Федеральный закон «Об обороне» - базовый нормативный правовой акт, определяющий основы организации и обеспечения обороны страны, закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, негосударственных организаций, например, органов местного самоуправления, должностных лиц, права и обязанности граждан. В нем определяется ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере обороны. В современной России функция обороны ориентирована на доктрину «достаточной обороны». Ее суть состоит в том, что вместо количественного паритета вооружений необходимо обеспечение военного потенциала, достаточного для гарантированной безопасности. Такой подход способствует значительному сокращению расходов на вооружение. Функция содействия обеспечению мира и международной безопасности. Эта функция связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения, использование новейших технологий. Важным направлением деятельности государства в этом аспекте является активное участие России в международных организациях (ООН, Совета Европы и др.), принимающих координирующие решения по проблемам международной безопасности. В содержание данной функции также входит предоставление Россией своих Вооруженных сил для урегулирования международных конфликтов по решению Совета Безопасности и в соответствии с межгосударственными соглашениями. Правовой основой этого направления служит Конституция РФ, Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В настоящее время Россия участвует в миротворческих операциях на территории Таджикистана, Приднестровья. Известно, что российские военные базы есть в Абхазии, Южной Осетии, Киргизии. Укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ. С образованием Содружества Независимых Государств возникла соответствующая внешняя функция – укрепление сотрудничества с странами, образованными на границах России и других государств. Осуществляя данную функцию, Российское государство выступает за укрепление сотрудничества в следующих направлениях: - по линии формирования экономического союза; - системы коллективной безопасности; - совместной охраны границ; - комплексного решения проблемы соблюдения международно-признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев; - заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; - создание единого информационного пространства. Очевидна необходимость сохранить сложившиеся многолетние связи между республиками СНГ. Россия в этих целях предлагает и реализует меры по укреплению экономического сотрудничества, созданию системы коллективной безопасности, совместной охраны границ и др. Нормативно-правовая основа этих отношений включает Конституцию РФ, договор о Союзе Белоруссии и России от 2 апреля 1997 г. Наряду с этим, было сформировано Межгосударственное экономическое объединение России, Казахстана, Киргизии. Функция интеграции в мировую экономику. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире (производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и другие отношения). В настоящее время экономические и иные процессы России открывают новые возможности в различных областях культуры, бизнеса, социального развития. Россия заключила соглашение о партнерстве с Европейским союзом. Происходит установление партнерских отношений не только с европейскими странами, но и странами азиатского и тихоокеанского региона. Правовой основой этого направления является Конституция РФ и федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» и др. В юридической литературе к внешним функциям современного Российского государства также относят: борьбу с международной преступностью - наркобизнесом и наркоманией; сотрудничество с другими государствами в борьбе с терроризмом. По-видимому, эти функции по своей сути и содержанию являются и внешними, и внутренними.
Date: 2015-06-06; view: 1112; Нарушение авторских прав |