Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов
В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация, отличающаяся способностью качественно упорядочивать действующее законодательство, обновлять его, способствовать тому, чтобы оно было наиболее согласованным, компактным. Кодификация – вид систематизации, направленный на создание нового сводного нормативного правового акта (основ, кодекса и др.), путем коренной переработки действующего законодательства. Главное в кодификации то, что она есть вид правотворчества, направленный на согласованное и упорядоченное нормативное регулирование определенного вида отношений. Для кодификации характерны следующие черты: 1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; 2) кодификацию осуществляют только компетентные правотворческие органы; 3) кодификация предполагает внесение в содержание нормативных правовых актов существенных изменений и дополнений, отмену устаревших норм и создание новых; 4) в ходе кодификации создается новый нормативный правовой акт, отличающийся качественной новизной содержащихся в нем нормативных правовых положений; 5) такой акт регулирует значительную и обширную сферу общественных отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные, борьба с преступностью и т.д.); 6) кодификационный акт отличается сложной структурой, включает части, разделы, главы, иные подразделения. Виды кодификационных актов. Кодификационные акты, как правило, отличаются определенной, свойственной только им формой. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др. Основы законодательства. В бывшем СССР этот вид кодификационного акта играл значительную роль, он сохраняет определенную значимость и в Российской Федерации. Основы законодательства - нормативный, правовой акт, содержащий принципиально значимые наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы, содержащиеся в таких актах, должны развиваться, конкретизироваться в первую очередь в нормативных правовых актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов. Как видим, Конституция РФ не предусматривает издание федеральных законодательных актов в форме Основ законодательства. Теперь по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются обычные федеральные законы. Характер таких законов отражается в самом их названии: об основах туристской деятельности РФ и т.д. Вместе с тем в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Основы законодательства об охране труда, Основы нотариального законодательства. В Российской Федерации в связи с кодификацией существует актуальная задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, применяемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативные правовые акты. Кодекс (от лат. codex – собрание законов) – наиболее часто используемый вид кодификационного акта. В современном понимании кодекс – это сводный законодательный акт, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, детально регулирующие сходные, однородные общественные отношения. Кодекс – результат кодификации, значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института. Назовем в этой связи гражданский кодекс, трудовой кодекс, кодекс РФ об административных правонарушениях, налоговый кодекс, уголовный кодекс и др. Существенно то, что кодекс либо полностью охватывает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ) либо содержит основную по объему, важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ). Кодексы РФ устанавливают важнейшие положения, основные правовые принципы, понятия и конструкции. Они являются ориентиром прежде всего для законодательных органов. При подготовке и принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов учет этих принципов обязателен. Названные положения кодексов (принципы и др.) имеют большое значение и для правоприменительной практики. Например, все нормы налогового законодательства должны применяться только на основании тех принципов, которые провозглашены в ст. 3 Налогового кодекса: принцип всеобщности, равного налогообложения, принцип справедливости, принцип соразмерности, экономической обоснованности налогов. Кодексы по характеру охвата регулируемых общественных отношений бывают отраслевыми и комплексными (межотраслевыми). Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Трудовой кодекс РФ и др. Комплексные межотраслевые кодексы содержат нормы различных отраслей права, относящиеся к тем или иным сферам государственной деятельности, отраслям хозяйства или к социально-культурному строительству и др. К числу таких кодексов относятся Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др. Устав – кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления, например, Устав Центробанка РФ, Устав железных дорог и др. В Российской Федерации сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.). В современной России в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации – краев, областей, автономных округов и др., их структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов. Заметим, республики в составе РФ принимают свои конституции. Положение – сводный кодифицированный акт, определяющий правовое состояние, порядок образования, структуру, компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.). Положение – распространенный вид кодифицированного акта, утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо вида деятельности, содержащий соответствующие процедурные нормы. Например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. В заключение отметим, что кодификационные акты, принимаемые правотворческими органами Российской Федерации, составляют основу действующего законодательства. Вместе с тем, по-прежнему остается актуальной проблема творческого совершенствования всех способов систематизации нормативных правовых актов с учетом существующего позитивного отечественного и зарубежного опыта.
Date: 2015-06-06; view: 849; Нарушение авторских прав |