Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 1. Понятие и признаки государства





Г осударство – политико-территориальная организация суверенной публичной власти, обладающая монополией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата).

Основные признаки государства:

1. Распространение власти государства на определенную территорию. Территория – фиксирует принадлежность данному государству определенной части земли, поверхности планеты, воздушного и водного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию.

При существовании родового строя власть также распространялась на определенную территорию, но эта территория не была постоянной. Племена кочевали, и их объединяла не территория, а кровно-родственная связь. В условиях государства территория носит постоянный и фиксируемый характер. Иными словами, территория государства – то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция.

Территория государства характеризуется следующими формально-юридическими свойствами. Во-первых, она включает строго определенные компоненты (сухопутное и морское пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, 12-мильную морскую зону, исключительные экономические интересы на континентальном шельфе и др.); во-вторых, территориальная организация государства проявляется достаточно отчетливо в делении населения по территориальным единицам, т.е. организованным местам жительства людей. Соответственно, каждое физическое либо юридическое лицо подпадает под власть того государства, на территории которого оно находится.

Очевидно, каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство иностранных властей в дела «своего» общества, и деятельность государственных структур.

Примечательно, что власти различных общественных организаций объединяют людей не по территориальному, а по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам.

2. Государство обладает суверенитетом. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств.

Понятие государственного суверенитета приобрело особое значение в период Средневековья, когда феодальная раздробленность стала сменяться централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.

Суверенитет как юридическое понятие представляет собой основание правоспособности государства, т.е. возможностью обладания высшей властью.. Суверенитет государства выражается в: самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики, распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются, возможностей отмены решений иных властей, если они не соответствуют законам.

Суверенитету государства свойственны признаки верховенства и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что данная власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные организации, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, противоречащие законам государства не подлежат исполнению, должны быть отменены.

Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

С юридической точки зрения суверенитет государства проявляется:

- в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений;

- в исключительном праве на законное применение мер государственного принуждения. Для этого у государства есть специальные органы – суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.

Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. В частности, к числу дискуссионных относится следующий вопрос: обладают ли суверенитетом субъекты Федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов Федерации ограниченного суверенитета, не подтверждающего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство государства и государственной власти. Поэтому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти. Представляется, что эта точка зрения заслуживает внимания. Очевидно, не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Существенно то, что Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвердил эту позицию.


3. Наличие «публичной» власти. Власть имела место и в догосударственном обществе. Эта власть, по своей сути, была общественной, выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в общине. Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода.

Государство представляет собой особую политическую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Иными словами, государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»).

Организация публичной власти представлена в виде особого профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, имеющего свою материальную базу. Публичная власть – это чиновники, профессионалы-управленцы, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения. Слоя профессионалов, осуществляющих управленческие функции, в догосударственном обществе не было.

Аппарату государственного управления свойственны следующие черты:

а) он специально предназначен для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями, включающими возможность применения мер принуждения;

в) наделен правом принимать обязательные для исполнения всеми правовые акты;

г) состоит из особого слоя людей – государственных служащих-профессионалов, осуществляющих управленческие функции.

В целом отличие публичной (государственной) власти от власти родового строя и любой общественной власти заключается в следующем:

- ее централизация, возвышение над обществом;

- наличие профессионального слоя управления, основным занятием которого является исполнение государственно-властных функций;

- осуществляется специальными органами;

- властные управленческие решения обеспечиваются государственным принуждением.

4. Государственные налоги и сборы составляют один из ключевых признаков государства. Любое государство может успешно функционировать, используя необходимые финансовые ресурсы, пополняемые за счет налогов, сборов, займов и т.д. Финансы необходимы государству для покрытия различных расходов, в частности на содержание государственного аппарата (системы государственных органов, укомплектованных государственными служащими), развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества. Государственная казна также необходима для содержания производственной и пограничной инфраструктуры, военно-промышленного комплекса, потребности внешней политики, организации демографической политики, поддержание качества жизни населения и т.п.

Основным источником пополнения государственной казны является налогообложение населения, взимание сборов за совершение различных действий, требующих госдарственной регистрации, взимание таможенных пошлин за перемещение через государственную границу товаров, коммерческая деятельность государственных предприятий и др.


Различные законно установленные налоги и сборы необходимы также для того, чтобы реализовывать общенациональные социальные программы, охранять окружающую среду и др. Размер, сроки и порядок взимания налогов, акцизов определяются в нормативно-правовых актах.

5. Монополия на принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов). Государство – единственная политическая организация, обладающая правом и возможностью издавать правовые акты, содержащие обязательные для граждан, организаций, веления (предписания), а также требовать и обеспечивать их исполнения. Ни одна политическая партия, ни общенациональное движение и иные подобные структуры не могут и не способны это сделать. Они не обладают необходимыми правовыми предпосылками (законодательная инициатива и др.).

Заметим, различные общественные объединения также могут издавать определенные акты, но они являются обязательными лишь для своих членов. Особенность нормативных правовых актов государства в том, что они обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.

6. Неразрывная связь государства и права. В этой связи предельно кратко можно сказать так: не существует государства без права, как не существует права без государства. Посредством права определяются структура механизма государства, статус государственных органов, должностных лиц, оформляется территориальная организация населения, осуществляются государственные функции. К тому же, государство, используя право, устанавливает правовой порядок и обеспечивает его соблюдение. «Поскольку право стало необходимым, - отмечал М.А. Аржанов, - оно выступает по отношению к государству как объективное общественное явление, которое оказывает воздействие на построение и деятельность государства».

В отдельных учебниках по теории государства и права в качестве признаков государства называется население, то есть человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Основной аргумент, приводимый в обоснование этого признака: «исторически государства складывались и продолжают существовать на определенной этнической и национальной почве, представляют собой продукт национальной культуры, пользуются национальным языком, обладают национальным сознанием и национальными интересами и т.п.». При этом акцент делается на том, что для образования государства численность населения не имеет решающего значения. Как видим, есть государства, объединяющие несколько тысяч людей (Ватикан, Монако, Люксенбург, Лихтенштейн) и есть такие государства – гиганты по численности населения, как Китай и Индия.


Вторичными (внешними) признаками государства признаются государственные символы: герб, флаг, гимн, столица. Обычно эти символы закрепляются в конституциях и иных законах.

 

Вопрос № 2. Субъективные права и субъективные юридические обязанности как содержание правоотношения

Правоотношение - это волевое общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспечиваемыми государством.

Содержание правоотношения (субъективное право и юридическая обязанность)

Юридическое содержание – это субъективные права и обязанности субъектов данного правоотношения.

Субъективное право. В отличие от права в объективном смысле, представляющего собой систему реально существующих юридических норм, субъективное право понимается как право, принадлежащее определенному субъекту. Иначе говоря, с убъективное право – это предусмотренная нормами права для управомоченного лица мера возможного (дозволенного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.







Date: 2015-06-06; view: 676; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию