Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ббк 67. 401(2рос)я2





Основные термины и понятия административного права

 

 

Справочное пособие

 

Саратов

УДК 342.9(470)(03)

ББК 67.401(2Рос)я2
О-75

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор О.Ю. Бакаева;

доктор юридических наук, профессор Е.В. Покачалова

 

Составитель –

кандидат юридических наук, доцент Е.И. Маторина

Печатается по решению учебно-методического совета
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

 

 

О-75 Основные термины и понятия административного права: справочное пособие / [сост. Е.И. Маторина]; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. – 160 с.

 

ISBN 978-5-7924-0865-4

 

Пособие содержит необходимую информацию о терминах и понятиях, характерных для различных институтов российского административного права. Основой статей служат материалы многочисленных работ по вопросам административного права, учебников и учебно-методических комплексов, автором которых является доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Николай Михайлович Конин.

Для студентов юридических вузов и факультетов, обучающихся по программе бакалавриата, магистерской программе, а также всех интересующихся вопросами административного права.

 

УДК 342.9(470)(03)

ББК 67.401(2Рос)я2

 

 

ISBN 978-5-7924-0865-4 © ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011

 

 

 


Предисловие

 

Предлагаемое издание структурно подчинено определенным темам учебной дисциплины «Административное право России», поэтому термины и понятия расположены не в алфавитном порядке, а согласуются с учебной программой курса. Основные понятия и термины, указанные в пособии, относятся по тематике ко всей сфере реализации государственной исполнительной власти, всем отраслям и сферам государственного управления. Представлены термины и понятия как легальные, т. е. используемые в законодательстве, так и отражающие современные взгляды в административно-правовой науке. При изложении текста статей составитель исходил из принципов лаконичности и достаточности. Для удобства пользования все термины и понятия приведены в алфавитном порядке в конце издания.

В конце практически каждой темы приведены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к данной теме. Те темы, к которым не приводится перечень нормативно-правовых актов, следует изучать, опираясь на теоретический материал, изложенный в многочисленных современных учебниках по административному праву, среди которых учебники, написанные доктором юридических наук, профессором Н.М. Кониным, доктором юридических наук, профессором В.М. Манохиным, работающих на кафедре административного и муниципального права СГАП.

 

Тема 1

Государственное управление

как вид государственной деятельности

и сфера действия норм

административного права

 

УПРАВЛЕНИЕ

– функция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

 

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

– вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми).

 

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

– человек или коллективное образование.

 

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ

– 1) техническое (управление техникой, технологическими процессами; 2) биологическое (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (управление социальными процессами, людьми, общественными объединениями людей), разновидности социального управления: общественное, муниципальное, государственное.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

– форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Является основной сферой применений и действия норм административного права.

Государственное управление в широком смысле деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы: родовые консолидированные формы государственной деятельности, т. к. деятельность органов каждой из трех ветвей власти включает в себя несколько форм, лишь одна из которых является главной и определяющей; видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех ветвей государственной власти (например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты РФ и некоторые другие); функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, исполняющих многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и другие функции.

Государственное управление в узком смысле специфический вид деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти (исполнительная власть в действии), осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕНОГО УПРАВЛЕНИЯ

– практически организующий характер; непрерывный и циклический характер; исполнительно-распорядительный характер.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

(сущностные элементы характеристики)

– а) социальное предназначение, состоящее в исполнении общих предписаний Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; б) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов; в) принятие управленческих решений и организация их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности, как особого специфического вида государственной деятельности (основной формы реализации исполнительной власти).

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

физические и юридические лица (организации), граждане (в том числе иностранцы, лица без гражданства), общественные объединения (участники административно-правовых отношений) и государственные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие (управляющие субъекты в административно-правовых отношениях).

 

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений, а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений.

 

ОТРАСЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– совокупность предприятий, организаций, учреж­дений однородного социально-экономи­ческого и социально-культурного профиля, находящихся в ведении федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти.

 

СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование.

 

ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

­– включает следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, стиль управленческой деятельности.

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– специализированная по объектной направленности часть единого управленческого процесса, обеспечивающая решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– документальным образом закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц.

 

СТИЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– отражение социально-культурных, интел­лек­туально-профессиональных, характерологических и иных черт и особенностей личности управляющего субъекта.

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

– одна из важнейших базовых отраслей российского публичного права, включающая в себя упорядоченную совокупность правовых (административно-правовых) норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства.

Тема 2

Предмет административного права

(области общественных отношений

административно-правового Регулирования)

 

ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

– круг определенных общественных отношений (организационных отношений), регулируемых нормами данной отрасли права.

 

СФЕРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ

– совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений общества.

 

ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ

– административно-правовые отношения как большая часть общего правового поля, разделенные на специализированные группы. Области общественных отношений, являющиеся ПРЕДМЕТОМ административно - правового регулирования.

организационные

управленческие отношения

– действуют в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), составляют основной массив регулируемых нормами административного права общественных организационных отношений, выходящих за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены во вне, к объектам управления и административно-правового регулирования (т.н. внешнеуправленческие отношения).

 

внутриорганизационные
управленческие отношения

– опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех звеньях и сферах государственной деятельности (внутриаппаратные отношения). Являются обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности.

общегосударственные

контрольно-органи­зационные отношения

– возникают в процессе и результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, которая, в отличие от обычного функционального контроля, является всеобщей управленческой функцией.

административно-юстиционные отношения

– органи­за­ционно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

 

 

Тема 3

Административно-правовые нормы

и отношения в механизме

административно-правового регулирования

 

МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

– включает следующие элементы: админист­ративно-правовые нормы; админист­ра­тивно-пра­вовые отношения; защиту админист­ративно-пра­вовых отношений.

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА

– установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.

Особенности: а) собственный предмет регулирования; б) императивный характер; в) особенности структуры (всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат санкции, которая, конечно, имеется, но иногда вынесена за рамки содержания нормы и предусмотрена в других административно-правовых актах; г) большинство административно-правовых норм являются обязывающими, много и запрещающих норм, а также уполномочивающих.

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

– общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений.

Своеобразие: а) опосредуют сферу организационной деятельности государства; б) имеют целью должное организационное обеспечение нормального функционирования государства; в) могут существовать только в качестве правовых, т. е. урегулированных нормами административного права; г) многообразие и всеобъемлющий характер.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

(по различным классификационным основаниям)

а) по своему характеру:

материальные (определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения); процессуальные (определяют порядок, процедуру реализации материальных норм и отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник административно-правового отношения);

б) по характеру взаимоотношений участников:

вертикальные (например, между министерством и подведомственными организациями, между руководителем и подчиненным); горизонтальные (например, между двумя министерствами, их структурными подразделениями в их внутренних взаимоотношениях друг с другом); диагональные (например, между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов;

в) по характеру, порождающих их юридических фактов:

отношения, порождаемые правомерными действиями (направлены на реализацию диспозиции правовой нормы); отношения, порождаемые неправомерными действиями (направлены на реализацию санкции правовой нормы);

г) по продолжительности действия: бессрочные, срочные, краткосрочные;

д) по объему и месту в системе администра­тивно-правового регулирования: общие, отрас­левые, межотраслевые административно-право­вые отношения федерального, регионального и местного уровня.

 

СТРУКТУРА АДМИНСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ

совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты административно-правового отношения; объекты административно правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правового отношения (юридические факты).

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

(участник административно-правовых отношений)

– таким субъектом могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане, их общественные объединения. Обязательным является наличие хотя бы одного субъекта (участника), наделенного императивными государственными полномочиями (государственный орган, его структурное подразделение, государственный служащий).

 

ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются, развиваются (действия и поведения лица; государственное, частное, общественное, личное имущество, предметы духовной культуры, вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти).

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ участников административно-правовых отношений

– обеспечиваются государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

 

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– фактические обстоятельства (события, действия), служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т. е. юридические факты.

 

ЗАЩИТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

–создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующего субъекта или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты.

СУДЕБНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– осуществляется судом (по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора), который решает вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников конкретного административно-правового отношения.

 

ДОГОВОРНО-СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– реализуется через создание различных согласительных органов и использование разнообразных согласительных процедур.

 

 

Тема 4

Система и источники

административного права

как отрасли права, науки

и учебной дисциплины

 

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

– нормативные правовые акты, содержащие в себе административно-правовые нормы, из которых и складывается данная отрасль права.

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО

ПРАВА

(по различным классификационным основаниям)

а) по масштабу действия:

1) группа административно-правовых норм, действующих в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления; 2) группа административно-правовых норм, действующих только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления).

Внимание! По этому признаку (по масштабу) адми­нистративное право как отрасль права делится на Общую часть и Особенную часть;

Date: 2015-06-06; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию