Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ббк 67. 401(2рос)я2Стр 1 из 20Следующая ⇒
Основные термины и понятия административного права
Справочное пособие
Саратов УДК 342.9(470)(03) ББК 67.401(2Рос)я2
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор О.Ю. Бакаева; доктор юридических наук, профессор Е.В. Покачалова
Составитель – кандидат юридических наук, доцент Е.И. Маторина Печатается по решению учебно-методического совета
ISBN 978-5-7924-0865-4
Пособие содержит необходимую информацию о терминах и понятиях, характерных для различных институтов российского административного права. Основой статей служат материалы многочисленных работ по вопросам административного права, учебников и учебно-методических комплексов, автором которых является доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Николай Михайлович Конин. Для студентов юридических вузов и факультетов, обучающихся по программе бакалавриата, магистерской программе, а также всех интересующихся вопросами административного права.
УДК 342.9(470)(03) ББК 67.401(2Рос)я2
Предисловие
Предлагаемое издание структурно подчинено определенным темам учебной дисциплины «Административное право России», поэтому термины и понятия расположены не в алфавитном порядке, а согласуются с учебной программой курса. Основные понятия и термины, указанные в пособии, относятся по тематике ко всей сфере реализации государственной исполнительной власти, всем отраслям и сферам государственного управления. Представлены термины и понятия как легальные, т. е. используемые в законодательстве, так и отражающие современные взгляды в административно-правовой науке. При изложении текста статей составитель исходил из принципов лаконичности и достаточности. Для удобства пользования все термины и понятия приведены в алфавитном порядке в конце издания. В конце практически каждой темы приведены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к данной теме. Те темы, к которым не приводится перечень нормативно-правовых актов, следует изучать, опираясь на теоретический материал, изложенный в многочисленных современных учебниках по административному праву, среди которых учебники, написанные доктором юридических наук, профессором Н.М. Кониным, доктором юридических наук, профессором В.М. Манохиным, работающих на кафедре административного и муниципального права СГАП.
Тема 1 Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права
УПРАВЛЕНИЕ – функция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми).
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – человек или коллективное образование.
ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ – 1) техническое (управление техникой, технологическими процессами; 2) биологическое (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (управление социальными процессами, людьми, общественными объединениями людей), разновидности социального управления: общественное, муниципальное, государственное.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ – форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Является основной сферой применений и действия норм административного права. Государственное управление в широком смысле – деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы: родовые консолидированные формы государственной деятельности, т. к. деятельность органов каждой из трех ветвей власти включает в себя несколько форм, лишь одна из которых является главной и определяющей; видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех ветвей государственной власти (например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты РФ и некоторые другие); функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, исполняющих многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и другие функции. Государственное управление в узком смысле – специфический вид деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти (исполнительная власть в действии), осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕНОГО УПРАВЛЕНИЯ – практически организующий характер; непрерывный и циклический характер; исполнительно-распорядительный характер.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (сущностные элементы характеристики) – а) социальное предназначение, состоящее в исполнении общих предписаний Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; б) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов; в) принятие управленческих решений и организация их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности, как особого специфического вида государственной деятельности (основной формы реализации исполнительной власти).
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – физические и юридические лица (организации), граждане (в том числе иностранцы, лица без гражданства), общественные объединения (участники административно-правовых отношений) и государственные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие (управляющие субъекты в административно-правовых отношениях).
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений, а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений.
ОТРАСЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического и социально-культурного профиля, находящихся в ведении федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти.
СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование.
ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – включает следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, стиль управленческой деятельности.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – специализированная по объектной направленности часть единого управленческого процесса, обеспечивающая решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – документальным образом закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц.
СТИЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – отражение социально-культурных, интеллектуально-профессиональных, характерологических и иных черт и особенностей личности управляющего субъекта.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО – одна из важнейших базовых отраслей российского публичного права, включающая в себя упорядоченную совокупность правовых (административно-правовых) норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства. Тема 2 Предмет административного права (области общественных отношений административно-правового Регулирования)
ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА – круг определенных общественных отношений (организационных отношений), регулируемых нормами данной отрасли права.
СФЕРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО – совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений общества.
ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО – административно-правовые отношения как большая часть общего правового поля, разделенные на специализированные группы. Области общественных отношений, являющиеся ПРЕДМЕТОМ административно - правового регулирования. организационные управленческие отношения – действуют в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), составляют основной массив регулируемых нормами административного права общественных организационных отношений, выходящих за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены во вне, к объектам управления и административно-правового регулирования (т.н. внешнеуправленческие отношения).
внутриорганизационные – опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех звеньях и сферах государственной деятельности (внутриаппаратные отношения). Являются обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности. общегосударственные контрольно-организационные отношения – возникают в процессе и результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, которая, в отличие от обычного функционального контроля, является всеобщей управленческой функцией. административно-юстиционные отношения – организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.
Тема 3 Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – включает следующие элементы: административно-правовые нормы; административно-правовые отношения; защиту административно-правовых отношений.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА – установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Особенности: а) собственный предмет регулирования; б) императивный характер; в) особенности структуры (всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат санкции, которая, конечно, имеется, но иногда вынесена за рамки содержания нормы и предусмотрена в других административно-правовых актах; г) большинство административно-правовых норм являются обязывающими, много и запрещающих норм, а также уполномочивающих.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений. Своеобразие: а) опосредуют сферу организационной деятельности государства; б) имеют целью должное организационное обеспечение нормального функционирования государства; в) могут существовать только в качестве правовых, т. е. урегулированных нормами административного права; г) многообразие и всеобъемлющий характер. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (по различным классификационным основаниям) – а) по своему характеру: материальные (определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения); процессуальные (определяют порядок, процедуру реализации материальных норм и отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник административно-правового отношения); б) по характеру взаимоотношений участников: вертикальные (например, между министерством и подведомственными организациями, между руководителем и подчиненным); горизонтальные (например, между двумя министерствами, их структурными подразделениями в их внутренних взаимоотношениях друг с другом); диагональные (например, между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов; в) по характеру, порождающих их юридических фактов: отношения, порождаемые правомерными действиями (направлены на реализацию диспозиции правовой нормы); отношения, порождаемые неправомерными действиями (направлены на реализацию санкции правовой нормы); г) по продолжительности действия: бессрочные, срочные, краткосрочные; д) по объему и месту в системе административно-правового регулирования: общие, отраслевые, межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.
СТРУКТУРА АДМИНСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ – совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты административно-правового отношения; объекты административно правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правового отношения (юридические факты). СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (участник административно-правовых отношений) – таким субъектом могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане, их общественные объединения. Обязательным является наличие хотя бы одного субъекта (участника), наделенного императивными государственными полномочиями (государственный орган, его структурное подразделение, государственный служащий).
ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются, развиваются (действия и поведения лица; государственное, частное, общественное, личное имущество, предметы духовной культуры, вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти).
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ участников административно-правовых отношений – обеспечиваются государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – фактические обстоятельства (события, действия), служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т. е. юридические факты.
ЗАЩИТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ –создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующего субъекта или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты. СУДЕБНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – осуществляется судом (по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора), который решает вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников конкретного административно-правового отношения.
ДОГОВОРНО-СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – реализуется через создание различных согласительных органов и использование разнообразных согласительных процедур.
Тема 4 Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА – нормативные правовые акты, содержащие в себе административно-правовые нормы, из которых и складывается данная отрасль права.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА (по различным классификационным основаниям) – а) по масштабу действия: 1) группа административно-правовых норм, действующих в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления; 2) группа административно-правовых норм, действующих только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). Внимание! По этому признаку (по масштабу) административное право как отрасль права делится на Общую часть и Особенную часть; Date: 2015-06-06; view: 504; Нарушение авторских прав |