![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ТЕМА 3. Понятие
Цель занятия: Дать понятие признака объекта, определить признаки, образующие понятие. Определить понятие, рассмотреть соотношение имен и понятий. Научить определять объем и содержание понятий. Раскрыть многообразие видов понятий, основания их классификации. Выработать навыки логической характеристики понятий. Ознакомиться с видами логических отношений и их видами. Показать возможность использования кругов Эйлера для схематического изображения отношений между понятиями. Рассмотреть основные операции с понятиями, научить совершать операции ограничения и обобщения, деления и классификации, определения в соответствии с правилами. Время занятия: 8 часов. Основные понятия: признак, понятие, содержание и объем понятия, единичные, общие, пустые понятия, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и абсолютные, собирательные понятия, совместимость и несовместимость, равнообъемность, пересечение, подчинение, координация, контрарность, контрадикторность понятий, ограничение, обобщение, деление, классификация, дихотомическое деление, таксономическое и мереологическое деление, реальное и номинальное, явное и неявное определение, индуктивное определение, остенсивное определение. Вопросы для обсуждения: Понятие как логическая форма мышления. Виды понятий Логические отношения между понятиями. Операции с понятиями. Тема сообщения: Понятие и имя. Недоразумения, связанные с употреблением имен. Задачи и упражнения Кириллов В.И. Упражнения по логике / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – М.: Проспект, 2009. Выполнение тестовых заданий по теме, анализ и обсуждение результатов тестирования, выставление оценок. Литература: Основная: Смотри соответствующий раздел к теме 1 Электронные ресурсы: Дегтярев М.Г. Хмелевская С.А. Логика. Учебник для студентов юридических вузов. – М: Издательство Пер Сэ, 2012. ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ Ивин А.А. Логика. 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. ЭБС Юрайт. http://www.biblio-online.ru/ Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. ЭБ Либэр. http://liber.rpa-mjust.ru Светлов В.А. Логика. Учебное пособие. – М: Издательство Логос, 2012. ЭБС IPRbooks. http://www.iprbookshop.ru/ Светлов В.А. Логика. Экзаменационные ответы для студентов. – Саратов: Издательство Ай Пи Эр Медиа, 2012. ЭБС IPRbooks. http://www.iprbookshop.ru/ Дополнительная: Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения: Практикум: Учебное пособие. – М., 2000. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1994. Гл. 4-7. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.К. Логика как часть теории познания и научной методологии. – М., 1994. Ч.2. Гл. 15-16, 19-20. Ивлев Ю.В. Логика: Сб. упражнений: Учебное пособие для вузов. – М.: Дело, 2002. Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. – М., 1996. Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991. Логика: логические основы общения. – М., 1994. Гл. 2. Светлов В.А. Практическая логика. – СПб, 1997. Смаллиан Ф. Принцесса или тигр? – М., 1985. Методические рекомендации: При изучении первого вопроса темы необходимо определить, что такое понятие, выучить его определение, рассмотреть, как формируются понятия, в каком отношении находятся понятие и предмет, понятие и имя. Особое внимание следует обратить на содержание и объем понятия как важнейшие его характеристики и на закон их взаимосвязи. Нужно уметь определять объем и содержание понятия, а на этой основе различать виды понятий по объему и содержанию, уметь дать логическую характеристику понятия. Например, содержание понятия «горная река» образует совокупность следующих признаков: крупный водный поток, текущий в горной местности. Объем – всё множество горных рек в мире. Логическая характеристика понятия «город»: понятие общее, конкретное, положительное, абсолютное, собирательное. При изучении второго вопроса следует обратить внимание на сравнимость понятий по содержанию и совместимость их по объему, изучить виды совместимости и несовместимости понятий. Необходимо также выработать практические навыки определения логических отношений между понятиями при помощи диаграмм Эйлера. При помощи кругов Эйлера (круговых схем) могут быть представлены отношения между понятиями, находящимися в различных отношениях. Например, отношения понятий «река в северном полушарии» (А), «река в Европе» (В), «горная река» (С), «река в России» (D), «Волга» (Е) можно представить следующим образом:
Понятия здесь находятся (попарно) в отношении подчинения (А и В, В и E, D и E) и пересечения (B и D, A и C, D и C, B и С). При рассмотрении третьего вопроса нужно выделить основные виды операций с понятиями, выучить их определения. Следует обратить внимание, что ограничение и обобщение понятий предполагают отношения рода и вида, класса и подкласса между объемами исходного и получаемого в результате операции понятий. Если отношения другие (наиболее часто родовидовые отношения путают с отношениями части и целого), то операция будет осуществлена неверно. Например, “университет” - “факультет” - отношение целого и части, “университет” и “государственный университет” - отношение рода и вида. Ограничение правильно только во втором случае. При рассмотрении операций деления и определения необходимо уметь определить вид, состав и правильность соответствующей операции. Например, деление: “Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные”. Вид: деление логическое, по видоизменяющемуся признаку. Состав: Делимое понятие: «треугольник», члены деления: «остроугольные» и «тупоугольные». Основание деления – размер угла. Деление неправильное: нарушено правило соразмерности, ошибка «неполное деление». Для деления и классификации важно также отличать деление класса на подклассы от деления целого на части. Определение, например: “Студент - человек, учащийся в университете”. Вид: реальное, явное, через род и видовое отличие. Состав: «Студент» - определяемое, «человек, учащийся в университете» - определяющая часть, «человек» - родовое понятие, остальное – видовое отличие. Определение неправильное, нарушено правило соразмерности. Ошибка: «слишком узкое определение». Вопросы для самопроверки: Что такое понятие? Как образуются понятия? Что такое содержание и объем понятия? Какова их взаимосвязь? Чем собирательные понятия отличаются от несобирательных? Какие виды совместимости понятий Вы знаете? Чем отличаются отношения контрарности и контрадикторности между понятиями? Какие понятия являются пределом ограничения и обобщения? Как осуществляется обобщение понятия? Какое деление является дихотомическим? Чем различаются реальные и номинальные определения? Какие ошибки возможны при нарушении правила соразмерности определения? Date: 2015-06-06; view: 721; Нарушение авторских прав |