Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5. Вопросно-ответная ситуацияОсновные вопросы 1. Специфика и структура вопроса. 2. Условия правильности вопросов 3. Специфика и структура ответа. 4. Условия правильности ответов
1. Специфика и структура вопроса. Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Виды вопросов:явные и неявные (скрытые); простые и сложные; уточняющие и восполняющие; открытые и закрытые; корректные и некорректные; узловые и наводящие. 1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явные или неявные (скрытые): – явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Например: «Сколько дорожных происшествий произошло по вине пешеходов?»; – неявный (скрытый) вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование найти неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например: «Результаты судебной статистики показывают, что подавляющее большинство тяжких преступлений совершается лицами злоупотребляющими алкоголем». В приведенном тексте обнаруживаются несколько скрытых вопросов: «Что такое преступление?»; «Почему люди злоупотребляют алкоголем?»; «Какая мера наказания следует за совершением тяжкого преступления?». Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы. 2. По своему составу вопросы могут быть простыми или сложными. Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Например: «Кто стал первым космонавтом?». Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: соединительными (конъюнктивными); разделительными (дизъюнктивными); смешанными (соединительными и разделительными). Соединительный вопрос – это два и более простых вопроса, связанных союзом «и». Схема соединительного вопроса –?(р&q), т.е. «верно ли р и верно ли q». Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?» Разделительный вопрос – это два и более простых вопроса, связанных союзом «или». Схема разделительного вопроса имеет следующий вид:?(рvq), т.е. «верно р или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?». Смешанный вопрос – это объединение соединительных и разделительных вопросов:?((р&q) v (m&n)), т.е. «верно ли р и q или m и n». Это дизъюнктивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания. Например: «Содержит ли это деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?». 3. По познавательной функции вопросы подразделяются на уточняющие и восполняющие. Уточняющим «ли-вопросом» называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Содержит ли данное деяние состав преступления, и каковы его мотивы?». Грамматический признак таких вопросов – наличие в предложении частицы «ли». «Верно ли, что…»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» и другие. В символической записи –?(р), где? – оператор вопроса, р – суждение, истинность которого выясняется. Восполняющим «что-вопросом» называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?». Грамматический признак восполняющих вопросов – наличие в предложении вопросительных слов «кто?», «что?», «когда?», «как?» и др». В символической записи?Q(p), где? – оператор вопроса, Q – переменная для вопросительного слова, р – исходное, нуждающееся в дополнении суждения. 4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос – вопрос, на который можно дать неопределенное количество ответов. Вопрос такого типа не содержит (явно) в своей предпосылке множества возможных ответов на него. Например, «Какой город является столицей Португалии?» Предпосылкой этого вопроса являются суждения: «Существует страна Португалия» и «Португалия имеет свою столицу». Как известно, в этой стране много городов, и ответ состоит в выборе одного из них в качестве столицы этой страны. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике. Например: «Где был подписан акт о капитуляции Германии в конце Второй мировой войны?» 5. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание. Некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Например, «Как пройти туда, не знаю куда?», «Как найти то, не знаю что?». Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки – древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?». Любой ответ на него – и «да», и «нет» – приводит к признанию, что ты бил своего отца. 6. По отношению к обсуждаемой теме вопросы могут быть по существу и не по существу. Вопрос по существу темы – это запрос мысли, базис которого прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой и ответ, на который уточняет либо дополняет исходящую информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении. Вопрос не по существу темы – это вопрос, базис которого не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь весьма отдаленно либо чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи.
2. Условия правильности вопросов. Правильно заданный вопрос – это вопрос, на который можно дать истинный, полный и информационно значимый ответ. Условия его правильности (корректности) таковы: – вопрос необходимо ставить корректно. Предпосылки вопроса должны быть истинны. Вопрос: «Кто является автором романа «Война и мир»?» является обоснованным, потому что его предпосылки «Существует роман «Война и мир» и «У этого романа есть автор» являются истинными суждениями. Вопрос же «Кто придумал любовь?» имеет своей предпосылкой суждение «Любовь кто-то придумал», и это суждение является ложным. Поэтому этот вопрос поставлен некорректно. Вопрос формулируется кратко и ясно. «Является ли кража мошенничеством?» – этот вопрос удовлетворяет данному требованию, поскольку и понятие «кража», и понятие «мошенничество» имеют в Уголовном кодексе РФ точно установленное содержание. А вопрос, «С какой скоростью движется Солнце?» не является правильным, потому что в нем не указано, относительно какого объекта рассматривать движение Солнца (не задана система отсчета). В этом смысле некорректным следует признать и вопрос «Смертна или бессмертна душа человека?» – этот вопрос некорректен, ибо никто не знает, что такое душа, чем она отличается от тела, где она пребывает и существует ли она При постановке вопроса следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: «Признает ли себя виновным в предъявленном ему обвинении?» можно дать два альтернативных ответа: «да» или «нет». В сложных разделительных вопросах должны быть перечислены все альтернативы. Например, «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой, кассационной инстанции или надзорной инстанции?». 3. Специфика и структура ответа. Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Ответ – это информация вызванная вопросом. Среди ответов различают: истинные и ложные, прямые и косвенные: краткие и развернутые, полные и неполные, точные (определенные) и неточные (неопределенные). 1. По отношению действительности, ответы могут быть истинными либо ложными: – ответ считается истинным, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно, отражает действительность; – ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно, отражает положение дел в действительности. 2. По области поиска ответы могут быть прямыми и косвенными: – прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, на вопрос «В каком году курсант Иванов закончил ВИПЭ?» будет прямой ответ «Курсант Иванов закончил ВИПЭ в 2009 году»; – косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году курсант Иванов закончил ВИПЭ?» косвенным будет следующий ответ: «Курсант Иванов закончил ВИПЭ за один год до поступления в данный институт своего брата Кирилла». 3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми: – краткие – это утвердительные или отрицательные ответы, на которые можно ответить либо «да» либо «нет»; – развернутые – это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Может ли преступное деяние быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта?» могут быть получены ответы: краткий «Да»; развернутый – «Да, преступное деяние может быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта». 4. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными: – полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ «Иванов и Сидоров есть соучастники преступления, а Петров – исполнитель»; – неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос – «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» – неполным будет ответ: «Нет, неверно, Иванов является исполнителем». 5. Ответы могут быть точными (определенными) и неточными (неопределенными): – под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов; – неточность ответов выражается в двусмысленности понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных», вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них – софизм (логическая уловка) «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа – «да» или «нет» отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога. Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. 4. Условия правильности ответов: – ответ должен быть истинным суждением. Заведомо ложные ответы на корректный вопрос автоматически влекут нравственную или правовую ответственность; – ответ должен устранять (частично или полностью) информационную неопределенность, обусловившую саму постановку вопроса. На вопрос «В совершении, какого преступления обвиняется задержанный?». Ответ в форме истинного суждения «Он обвиняется в хищении чужого имущества» устраняет неопределенность лишь частично и потому квалифицируется как слабый. Сильным был бы ответ: «Он обвиняется в краже», а еще более сильным – «Он обвиняется в краже с незаконным проникновением в жилище» (разумеется, также при условии истинности этих суждений). Таким образом, правильным является ответ в форме истинного суждения, ответ полный, информативный и релевантный.
|