Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар для воспитателей ДУЗ № 11





«Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ-педагогики»

Козлова И. И., сертифицированный специалист по РТВ

на базе ТРИЗ, практический психолог ДУЗ № 60, 77

 

Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением. Жизнь и работа в современном информационном обществе предполагает наличие умения творчески усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Постоянная работа по развитию творческого потенциала педагогов не только поможет им ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, но будет способствовать повышению профессионализма.

Некоторые педагоги себя ограничивают, полагая, что творческий потенциал взрослого человека нельзя расширить. Действительно, долго считалось, что творческому мышлению научить невозможно.

Известная поговорка гласит – «Ганс не научится тому, чему не научился Гансик». Однако навыки творческого мышления можно развивать в и зрелом возрасте. Как и все остальные навыки, они требует от человека регулярной тренировки и постепенного развития.

Обычно по-настоящему творческое мышление свойственно именно взрослым людям, и способность к нему не является врожденной, а приобретается в процессе развития с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства, великие открытия делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. Значит, есть что-то, что знают у умеют творческие люди. И эти знания, и навыки они не приобрели от родителей, а получили в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты!

Если мы задумаемся, чем наша жизнь отличается от жизни, скажем 10 лет назад, то осознаем, что проблем появляется у нас все больше, а времени на их решение становится все меньше. Как мы решаем возникающие проблемы? Александр Камин (специалист по ТРИЗ)_считает, что не только люди, но и все живые существа, столкнувшись с проблемой, выбирают один из трех подходов.

Лобовая атака – человек решительно атакует проблему, вступает в бой с противником, перепрыгивает через препятствие. Такая стратегия не всегда успешна.

Уход - в этом случае человек отказывается решать проблему. Столкнувшись с проблемой, использует «страусову политику»: прячет голову в песок, то есть ведет себя так, будто проблемы не существует. Старается не видеть проблему, не хочет о ней слышать.

И лобовая атака, и уход временами себя оправдывают. Однако даже в мире животных существуют противники, на которых бессмысленно нападать, а убежать от них невозможно.

Третий подход - сильное решение. Пример из мира животных. Натуралистам приходилось наблюдать такую картину: лиса подходит к реке, вырывает из хвоста клочок шерсти и заходит в реку хвостом вперед. Когда из воды высовывается только кончик лисьего носа и клочок шерсти, лиса отпускает клочок в свободное плавание и выходит из воды. Зачем она все это проделывает? Лиса, таким образом, избавляется от блох.

Блоха для лисы и есть тот враг, на которого бессмысленно нападать и от которого нельзя убежать. Кажется, что проблема с блохами неразрешима, - и все-таки лиса находит сильное решение, не уходя от проблемы и не применяя грубой силы. Встречается ли подобная стратегия в мире людей?

Кардинал Мазарини долгие годы правил французами, несмотря на то, что многие его ненавидели и мало кто любил. В начале его правления в аристократической среде ходили сочиненные на него пасквили. Как быть? Сажать в тюрьму (лобовая атака)? Игнорировать (уход)? Мазарини приказал отыскивать все подобные «сочинения», делая вид, что сердится. А потом тайно поручал продавать их. Таким образом, он доказал, что критика для делового человека выгоднее, чем замалчивание. Кроме того, он приобрел на этом значительный капитал – 10 тысяч талеров. Пример из педагогической деятельности.

Конечно, нам хочется научиться мыслить творчески, освоить искусство решения проблем. Есть множество способов обучения творческому мышлению.

Вспомним самые известные методики и технологии:

· Технология ТРИЗ, созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером

· Концепция латерального мышления мальтийца Эдварда де Боно

· Интеллектуальные карты Тони Бьюзена и др.

В сети интернет можно найти разнообразные советы, принципы, которыми пользовались великие мыслители древнего мира, известные изобретатели для развития своего творческого потенциала.

Однако авторы самых известных технологий, хотя и предлагают свои собственные пути развития творческого мышления, единодушны в том, что необходимо:

ü смотреть на вещи с разных сторон,

ü находить связи, там, где их изначально нет,

ü применять полученные навыки в жизни.

Воспользуемся их советами и попробуем сформулировать три главных секрета развития творческого мышления.

Секрет № 1. Рассматривайте проблему с разных сторон и находите новые ракурсы, с которых ее еще не рассматривал.

По мнению Леонардо да Винчи, чтобы понять структуру проблемы, надо начать с изучения различных возможностей ее реконфигурации. Первый взгляд на проблему, считал он, бывает слишком далеким от истины. Часто взгляд на проблему под другим углом делает ее неузнаваемой. Существует следующее правило творческого мышления – «Никогда не останавливайтесь на первой хорошей идее». Очень велик соблазн обрадоваться найденной идеи и успокоиться. Постарайтесь зайти на несколько шагов дальше. Когда Эйнштейна спросили в чем его секрет, то он ответил «Когда люди находят иголку в стоге сена – они радуются и успокаиваются. Я же продолжаю искать и находить вторую, третью, а если сильно повезет, то и четвертую».

В 1862 году Филипп Рейс продемонстрировал устройство, которое способно было передавать музыку по проводам. Это было величайшее открытие… Если бы он на этом не остановился, то не пришлось бы ждать 10 лет, когда Грехем Белл изобретет телефон.

Как же не вспомнить системный анализ, создателя технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллера? Системный оператор в ТРИЗ это средство для построения более полной, более точной, более достоверной модели любого объекта в нашем мире. Суть системного подхода в том, чтобы видеть Систему и ее окружение (надСистему) и ее части (подСистему) в динамике изменений.

Даосская притча «Лабиринт». Однажды Учитель привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыши у лабиринта не было, и его переходы освещались солнечным светом.

Учитель подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему идти и искать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Учитель.

- Иди за мной, - сказал он.

Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта. Учитель стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:

- Посмотри вниз!

С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони. – Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил Учитель.

- Это не сложно, - сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.

- Найди его и хорошенько запомни, - велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

- Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства жизни, - встретив ученика у выхода, сказал учитель. -

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Парадоксально, но оказывается, чтобы приблизиться к проблеме – надо уйти дальше!

Для того чтобы еще раз убедится как работают инструменты ТРИЗ я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

Упражнение №1. (субтест Е.Е. Туник «Словесная ассоциация»). Необходимо привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Постарайтесь найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Результаты задания оцениваются в баллах по трем показателям: беглость, гибкость, оригинальность.

 

Как вы думаете можно ли это упражнение использовать в работе с детьми? Действительно развивая речь детей мы часто просим их подобрать слова признаки и ответить на вопросы: какая? какие? какой? Например: Трава, какая? Результативность повышается при использовании «Схемы Грединаровой Е. М.».

Для умения творчески решать проблемы большое значение имеет хорошо развитое ассоциативное мышление.

Секрет №2. Устанавливайте взаимосвязь, связывайте разнородные объекты (находите связь, там, где ее изначально нет).

Термин "ассоциация” был предложен Дж. Локком. Ассоциативное мышление лежит в основе гибкости, креативности мышления и компетентности личности. Понятие "ассоциация” объединяет все психические познавательные процессы (память, мышление, воображение) в единый комплекс.

История науки показывает, что именно ассоциации помогли сделать ряд значительных открытий.

Леонардо да Винчи предугадал взаимосвязь между звоном колокола и брошенным в воду камнем. Это позволило ему сделать предположение о волновой природе звука. Самуэль Морзе придумал ретрансляционные станции для телеграфных сигналов, когда наблюдал почтовые станции для смены лошадей.

Решению многих проблем мешает ограниченный круг ассоциаций.

Чтобы устранить проблему ограниченного круга ассоциаций, необходима тренировка ассоциативного мышления. В идеальном варианте человек должен в нужный момент мгновенно найти нужную ассоциацию, даже если он и не подозревал, что у него такая ассоциация есть. Еще лучше, если человек умеет постоянно расширять круг своих ассоциаций. Тогда нужные ассоциации будут всегда, останется только взять их с нужной «полки».

Упражнение № 2. Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого педагога - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый педагог получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий - хозяин теремка, педагоги по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:

 

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов. Преподаватели курсов на основе ТРИЗ обычно предварительно знакомят детей с понятиями "система, функции, свойства объектов". И последнее. Дети чаще называют внешние и подсистемные параметры, реже надсистемные и функциональные.

Задача: как изменить игру, чтобы дети были вынуждены искать надсистемную общность?

4-й вариант: Учить находить общее и различное между двумя объектами.

Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина.

Ход игры.

В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.

В: Ты кто?

1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок.

В: А я дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.

2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок.

В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

2-й ребенок: ЯЯ – хрупкое, а ты - пластичная, я – прозрачное, а ты -

Секрет № 3. Постоянно упражняйтесь. Творчество - это каждодневная работа.

Как часто должен тренироваться теннисист, если он хочет добиться выдающихся успехов: раз в месяц? раз в неделю? каждый день? Разумеется, каждый день, и чтобы наращивать мастерство, и чтобы сохранять эластичность мышц. С креативностью то же самое.

И еще. Отличительная черта гения - продуктивность.

У Томаса Эдисона было 1 093 патента. Продуктивность была гарантирована тем, что он устанавливал для себя и своих учеников квоты на идею. Исследования на примере 2 036 ученых, живших в разное время, проведенные Дином Кейтом Симонтоном, Университет Калифорнии в Дэвисе, показали, что среди работ наиболее заслуженных ученых есть не только великие, но много и "плохих". Они не боялись неудач и посредственных работ, стремясь к совершенству. Все творческие личности работают не покладая рук и порождают сумасшедшее количество идей, большинство из которых - плохие. Действительно, больше всего плохих стихов и рассказов написали великие поэты, чем поэты второго сорта. Удивлены? Шекспир написал 154 сонета, из которых некоторые получились шедеврами, некоторые - обычными, а некоторые были откровенно плохими. Рембрандт создал более 650 картин и 2000 рисунков, Пикассо выполнил более 20000 работ... Томас Эдисон создал более 3000 различных идей для систем освещения, прежде чем создал свою лампочку.

Для продолжения развития своего творческого потенциала, для успешного решения проблем советую воспользоваться следующим законом творческого мышления.

1. Каждую задачу старайтесь представлять с разных позиций. Именно представлять. Ваш творческий потенциал – это не логический анализ. Запомните, что творческое мышление, в первую очередь, это мышление образами.

2. Возьмите себе за правило находить не одно, а сразу несколько решений, встающих перед Вами задач.

3. Сконцентрируйте своё внимание на развитие. Чем больше Вы будете практиковаться, тем больше толковых идей Вы будете находить.

5. Развивайте свой творческий потенциал. Не ограничивайте себя тем, что у Вас уже имеется в голове. Всегда ищите свежую и актуальную информацию, которая будет способствовать Вашему дальнейшему движению.

И в заключении еще один секрет! Вы уже творческая личность!

Художники и прочие творческие личности не являются отдельным подвидом человеческого рода. Каждый из нас рождается творцом и нестандартным мыслителем! Но есть одно действительное различие между творческими натурами и обычными людьми. Творческие люди считают, что они творческие, а обычные люди думают, что они не творческие. В этом и вся разница. Когда вы считаете себя творческой натурой, то постоянно ищите способ чтобы выразить себя, бросаете себе вызов, ищите способы проявиться... Когда вы считаете себя серой мышкой, то и не ставите себе задач проявить себя, а, следовательно и отпадает способность к творчеству.

«Каждый из нас - человек неограниченными возможностями. А другие люди и внешние обстоятельства не ограничивают нас, а только испытывает на прочность. Так, что единственный человек, кто может нас ограничить – мы с вами». Александр Камин

 

Литература

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – 2-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – с. 208

2. Бьюзен Т. 10 способов развить креативность / Т.Бьюзен. - Минск: «Попури», 2010.- 160 с.

3. Де Боно Э. Генератор креатиffных идей. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с. http://innovaciivdou.at.ua/index/razvitie_tvorcheskogo_myshlenija_pedagogov_i_detej_posredstvom_triz_ped

Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»

Date: 2015-06-06; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию