Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус Тайваня





Конституционно Китайская Республика не отказывалась от своих прав на материковый Китай, хотя в последнее время заявляет о них не очень активно. Политические партии Китайской Республики часто имеют радикально отличающиеся взгляды относительно её независимости. Два бывших президента Ли Дэнхуэй и Чэнь Шуйбянь придерживались точки зрения существования суверенного и независимого государства, отделённого от материкового Китая, и поэтому не видели необходимости формально заявлять о своей независимости и суверенитете. Президент Ма Инцзю полагает, что Китайская Республика является суверенным и независимым государством, включающим в себя как Тайвань, так и материковый Китай.

— демократия с полупрезидентской системой и всеобщим избирательным правом. Президент является главой государства и Законодательного Юаня в качестве председателя. Будучи одним из «четырёх азиатских тигров», Китайская Республика имеет 19-ю по величине экономику мира. Её технологическая индустрия играет важную роль в глобальной экономике. Уровень жизни является очень высоким, а ВВП на душу населения превосходит китайский более чем в 11 раз.

 

Лекция 11. Малайзия конец хх –ххi в.

1. Подъем антиколониального движения.

2. Борьба вокруг реформы колониального управления

3. Вооруженная борьба и ее последствия.

4.Политическая жизнь Малайи в период подготовки к федеральным выборам (1952—1954 гг.).

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова.

 

1.Подъем антиколониального движения. Создание Малайского Союза явилось толчком к мощному подъему антианглийского движения в Малайе и Сингапуре. Это движение носило сложный характер и отразило как слабую дифференцированность малайского общества, так и те сдвиги, которые произошли в стране в годы войны и первые послевоенные месяцы.

Новой чертой внутриполитической жизни Малайи стало бурное развитие демократического антиколониального движения. Главной силой этого движения являлась Коммунистическая партия Малайи (КПМ), которая укрепила свое влияние за годы войны, вышла из подполья и встала на путь решительной освободительной борьбы. 25 августа 1945 г. КПМ опубликовала свою программу, главные пункты которой совпадали с положениями, выдвинутыми в период антияпонской борьбы: провозглашение независимой республики; создание правительства, представляющего интересы всех национальностей; свобода слова и объединений; ликвидация колониального законодательства; увеличение зарплаты; уничтожение ростовщичества; бесплатное образование на языках, распространенных в Малайе. Сразу же после окончания войны в Малайе стали восстанавливаться профсоюзы, подавляющее большинство которых шло за КПМ. Возник Всеобщий рабочий союз — мощное профобъединение, ставшее серьезной силой в борьбе за улучшение жизненных условий и политические права рабочего класса. В октябре — декабре 1945 г. состоялись забастовки в Сингапуре. В феврале 1946 г. была создана Всемалайская федерация профсоюзов. Под ее руководством в первой половине 1946 г. по всей Малайе прокатилась волна забастовок, в которых наряду с экономическими выдвигались и политические требования: прекращение репрессий колониальных властей, обеспечение демократических прав и т. д.

Пробуждение политического сознания в период войны и первые послевоенные месяцы привело к. появлению левого буржуазного и мелкобуржуазного национального движения. Это движение, лидерами которого стали по преимуществу интеллигенты, получившие западное образование, было неоднократным и объединяло силы, различные по своей классовой основе.

В конце 1945 г. возникли партии, представлявшие две основные силы радикального национализма в Малайе. Малайский демократический союз (МДС), во главе которого стоял сингапурский адвокат Дтон Эбер, опирался главным образом на китайскую мелкую буржуазию и интеллигенцию, ориентируясь в своих политических идеалах на левое крыло лейбористской партии Англии. В декабре 1946 г. МДС опубликовал свой политический манифест, главными положениями которого были: самоуправление в рамках Британского содружества; созыв законодательной ассамблеи да базе всеобщего избирательного права; свобода личности, слова, печати и собраний; реформа образования; создание системы социального обеспечения; повышение жизненного уровня широких масс; вхождение Сингапура в Малайский Союз. Другое направление радикального национализма было представлено Малайской национальной партией, основанной в октябре 1946 г. МНП была идейной преемницей довоенных малайских национальных организаций и ориентировалась на малайскую мелкую буржуазию и интеллигенцию. Лидеры МНП, прежде всего ее первый президент доктор Бурхануддин, ратовали за создание Великой Индонезии, в которую должна была бы войти и Малайя, т. е. хотели добиться независимости путем присоединения Малайи к Индонезии.

2.Борьба вокруг реформы колониального управления. Проект создания Малайского Союза вызвал к жизни еще одну политическую силу, рождение которой положило начало политическому размежеванию по национально-общинному принципу. Ее появление было продиктовано непосредственной реакцией малайской аристократии и чиновничества на ущемление интересов малайских имущих слоев некоторыми положениями реформы 1946 г.: посягательством на прерогативы султанов, предоставлением прав гражданства массе китайского и индийского населения и т. п. Уже во время миссии Мак-Майкла в султанатах стали создаваться малайские организации, выступавшие в защиту прежнего положения султанов. Наибольший размах это движение приобрело в Джохоре, где его возглавил приемный сын султана и главный министр княжества Дато Онн бин Джафар, происходивший из малайской аристократической семьи. В начале марта 1946 г. в Куала-Лумпуре был созван Всемалайский конгресс малайцев, на котором были представлены свыше сорока малайских организаций. Дато Онн, избранный президентом конгресса, призвал к бойкоту Малайского Союза. Конгресс принял решение об объединении малайских ассоциаций в Объединенную малайскую национальную организацию (ОМНО).

ОМНО и ее лидер, используя националистические настроения малайцев, потребовали от английских властей признания исключительных прав малайцев. Получив поддержку политически неискушенного малайского крестьянства, шедшего за своими традиционными руководителями — аристократией, деревенскими и волостными старостами, мусульманскими судьями и богословами, ОМНО за короткое время стала массовой политической партией, выражавшей под прикрытием интересов малайцев как национально-общинной группы интересы феодально-буржуазных малайских кругов и чиновничества.

С первых дней своего существования ОМНО начала борьбу за пересмотр реформы управления Малайей. Были организованы массовые митинги. Султаны отказались явиться на церемонию по случаю вступления в должность первого губернатора Малайского Союза Эдуарда Рента (1 апреля 1946 г.) ОМНО стремилась придать движению протеста ярко выраженную национально-общинную окраску..

Столкнувшись с антиимпериалистическим движением, возглавляемым КПМ и другими левыми партиями, и оппозицией малайской элиты, за которой пошла масса малайского населения, английское правительство решило отменить реформу 1946 г. После переговоров генерал-губернатора М. Макдональда и губернатора Малайского Союза Э. Гента с малайскими султанами и лидерами ОМНО был разработан проект создания Малайской федерации, которая должна была заменить Малайский Союз.

Новая конституция была составлена рабочим комитетом, образованным 25 июля 1946 г., куда входили шесть членов, назначенных администрацией, четыре султана и два представителя ОМНО, и опубликована в июле 1947 г. Султаны признавались суверенами своих княжеств, и возобновлялась довоенная система протектората английского правительства над малайскими султанатами. Все изменения в иммиграционных законах подлежали утверждению конференции султанов. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках английского верховного комиссара, при котором действовали законодательный и исполнительный советы, куда входили чины колониальной администрации и лица, назначенные верховным комиссаром. Были изменены правила гражданства таким образом, что возможности его получения для немалайского населения были резко сокращены.

Английские предложения вызвали решительный протест демократических сил.

20 октября 1947 г. ВСОД призвал население к всеобщей забастовке. Однодневный «хартал» затронул главным образом промышленные предприятия и торговлю. Всего в 1947 г. в Малайе состоялось 280 забастовок. Второй «хартал» был назначен на 1 февраля 1948 г. — дату введения в силу конституции Малайской федерации. В последний момент, однако, из-за разногласий между левым крылом и консервативными силами, возглавляемыми главой Китайских торговых палат Тань Чэнлоком, всеобщая забастовка была отменена, и ВСОД предложил своим членам ограничиться бойкотом федеральных органов.

1 февраля 1948 г. английские власти провозгласили создание Малайской федерации. Антиимпериалистическое движение в Малайе оказалось недостаточно сильным, чтобы заставить колонизаторов пойти на уступки. Главная причина слабости этого движения заключалась в том, что политическое развитие страны в послевоенный период пошло по пути создания национально-общинных коммуналистских партий. Если ОМНО опиралось на малайское население страны, то ряд других политических партий, прежде всего некоммуналистских КПМ и МДС, искать поддержки главным образом среди китайского населения, чтобы обеспечить себе массовую опору. В сложное положение были поставлены левые малайские организации во главе с МНП, потому что в обстановке углублявшегося размежевания по национально-общинному признаку союз с ВСОД делал их непопулярными в глазах массы малайского населения, оставшегося безразличным к идее объединения с Индонезией, долженствующего, по мысли идеологов МНП, обеспечить ведущее положение малайско-индонезийской этнической общности. Английские колонизаторы умело использовали слабости антиимпериалистического движения, разжигая коммуналистские настроения, и пошли на союз с феодально-бюрократической малайской элитой, стремившейся сохранить свои привилегии

3.Вооруженная борьба и ее последствия. Вслед за созданием Малайской федерации английские колонизаторы решили разгромить демократическое антиимпериалистическое движение вооруженным путем. Репрессии против компартии, профсоюзов и других прогрессивных организаций приняли с весны 1948 г. массовый характер. В ответ трудящиеся усиливали забастовочную борьбу, причем часто дело доходило до столкновений забастовщиков с войсками и полицией.

В создавшихся условиях КПМ приняла решение вывести свои основные кадры из городов в джунгли и там, опираясь на скваттерские поселения, развернуть партизанскую вооруженную борьбу. План колонизаторов одним ударом разгромить компартию не удался. Началась длительная и жестокая война, ставшая одной из самых грязных и позорных страниц истории английского колониализма.

Для борьбы с партизанами были переброшены воинские подразделения из различных частей Британской империи. Всего против партизан (4—5 тыс. человек в конце 40-х и около 8 тыс. — в начале 50-х годов) действовало 40 тыс. регулярных войск, около 60 тыс. полицейских и 250 тыс. человек внутренней охраны. В операциях против партизан принимали участие значительные военно-морские и военно-воздушные силы. Заинтересованные в подавлении партизанского движения в Малайе, которая приобрела после начала войны о Корее особое значение как источник важных стратегических товаров и плацдарм для борьбы с национально-освободительным движением в Юго-Восточной Азии, США активно помогали англичанам оружием, снаряжением, субсидиями. В войне приняли участие также австралийские и новозеландские воинские части. В борьбе с партизанами и сочувствовавшим им населением применялись самые жестокие и бесчеловечные методы. По законам чрезвычайного положения полиция имела право заключать в тюрьму без суда на срок до двух лет, устраивать обыски по своему усмотрению, создавать зоны, где передвижение населения и подвоз продовольствия ограничивался. Широко применялись пытки, тысячи людей были казнены по простому подозрению.

Несмотря на огромное превосходство в силах, колонизаторы не смогли в течение многих лет покончить с партизанским движением.

Лишь к середине 50-х годов колонизаторам удалось существенно ослабить силы Освободительной армии. Решающую роль в этом сыграли мероприятия, предпринятые новым (с 1952 г.) командующим и верховным комиссаром колонии генералом Джеральдом Темплером. В 1951 —1953 гг. англичане произвели переселение полумиллиона китайских скваттеров в так называемые новые деревни, которые были обнесены колючей проволокой и находились под контролем полиции и внутренней охраны. Переселение скваттеров лишило партизан массовой опоры в сельской местности и создало для них серьезные продовольственные трудности. Всего к концу 1953 г. появилось около 300 «новых деревень», население которых, особенно в первые годы, жило в условиях жестокого полицейского контроля и террора. Темплер создал также укрепленные «форты в джунглях» в районах обитания аборигенов, которых партизанам удалось привлечь на свою сторону. Специальные подразделения прочесывали джунгли в поисках партизанских лагерей. Применялись массированные бомбардировки и артобстрелы лесных участков, где скрывались партизаны, целые лесные массивы заливались напалмом. Колонизаторы обрушили репрессии на мирное население, подозреваемое в сочувствии к партизанам. Казни, пытки, высылки были повседневным явлением в Малайе того времени.

Английские власти подвергли гонениям боевые профсоюзы рабочего класса Малайи, в тоже время, поддержали создание КАМ, в которой они увидели силу, могущую отвлечь китайское население от поддержки компартии; со своей стороны, китайская крупная и средняя буржуазия, создавая КАМ, стремилась оформиться политически, чтобы противостоять малайской верхушке, уже имевшей свою партию, в то время как после введения чрезвычайного положения китайские имущие слои оказались лишенными собственной организации.

Это со всей очевидностью продемонстрировали муниципальные выборы 1952 г. В феврале этого года состоялись выборы в муниципальный совет Куала-Лумпура, разрешенные колониальными властями в качестве меры, направленной на то, чтобы продемонстрировать буржуазно-феодальным партиям свою готовность идти на уступки при условии поддержки с их стороны в борьбе с партизанским движением..

Хотя выборы 1952 г. никакого реального значения сами по себе не имели (речь шла о нескольких местах в не обладающих никакой властью муниципальных советах), они оказали серьезное воздействие на внутриполитическую жизнь страны и расстановку политических сил.

4.Политическая жизнь Малайи в период подготовки к федеральным выборам (1952—1954 гг.). С начала 50-х годов в политическом развитии Малайской федерации явственно обнаружились некоторые новые черты.

Возглавляемая компартией вооруженная борьба, которую, несмотря на огромное превосходство в силах, англичане не смогли подавить, усиление экономической и политической активности трудящихся масс, в первую очередь рабочего класса, общее изменение международной обстановки в пользу сил социализма и национально-освободительного движения — все эти причины вынуждали колонизаторов к изменению своих первоначальных планов полностью сохранить колониальный режим в Малайе. Англичане все больше заигрывали с буржуазно-феодальными партиями, идя на дальнейшие уступки имущим слоям, чтобы заручиться их помощью в борьбе с коммунистами и сохранить свои позиции в стране. С другой стороны, имущие слои различных национальностей стремились использовать затруднения английских властей и их страх перед освободительной борьбой народных масс, добиваясь получения все больших политических и экономических прав. В целях консолидации своих сил как для получения уступок от колонизаторов, так для борьбы с левым крылом национально-освободительного движения политические партии местной буржуазии и феодалов объединились, создав коалицию Объединенной малайской национальной организации и Китайской ассоциации Малайи. Попытки ПНМ, члены которой занимали важные посты в местной колониальной администрации, особенно в законодательном и исполнительном советах федерации, дискредитировать союз ОМНО—КАМ успехом не увенчались, хотя в марте 1953 г. лидер ОМНО в Пераке и главный министр этого султаната вышел из ОМНО и создал Национальную партию Перака, присоединившуюся к ПНМ.

После муниципальных выборов 1952 г. союз ОМНО и КАМ укрепился. Союзники, стремясь упрочить свои позиции, выступили с требованием скорейшего проведения федеральных выборов, которые рассматривались ими как шаг на пути достижения независимости страны. В условиях продолжавшегося партизанского движения и усиления с начала 50-х годов активности масс проблема независимости заняла центральное место в программах политических партий.

В течение 1953—1954 гг. основные легальные политические силы сосредоточили главное внимание на проблеме независимости и путей к ее достижению.

С 18 января по 18 февраля 1956 г. в Лондоне проходили переговоры между малайской делегацией во главе с Абдул Рахманом и английским правительством, в ходе которых англичане пошли на дальнейшие уступки, обещав предоставить независимость Малайе в августе 1957 г., увеличить число министров, назначаемых из выборных членов Законодательного совета, передать Альянсу посты секретарей по финансам и обороне и министра по делам экономики, ликвидировать посты английских советников в султанатах и назначить комиссию по разработке будущей конституции независимой Малайи. Малайская делегация, со своей стороны, обязалась после провозглашения независимости заключить с Англией договор об обороне и взаимной помощи.

В 1956—1957 гг. конституционная комиссия, составленная из представителей стран Британского содружества, под председательством лорда Рейда разработала конституцию независимой Малайской федерации.

Основные ее положения были следующими. Малайская федерация являлась конституционной монархией во главе с верховным правителем (янг дипертуан агонгом), избираемым на пять лет султанами из своей среды. Конференция султанов избирала также заместителя верховного правителя. Федеральный парламент состоял из сената (деван негара) и палаты представителей (деван райят). В сенат входило 38 человек, 22 из которых избирались законодательными ассамблеями штатов (по 2 от каждого штата), а 16 — назначались янг дипертуан агонгом. Сенаторы занимали свои посты в течение шести лет, причем через три года половина состава обновлялась. В палату представителей входили 104 избираемых на пять лет депутата. Палата представителей принимала все бюджетные законопроекты и имела право принять во втором чтении любой закон, даже если он был отвергнут сенатом. Федеральное правительство возглавлялось премьер-министром — лидером партии большинства в палате представителей.

Страна состояла из 11 штатов (9 султанатов и бывшие сетлменты Пинанг и Малакка), каждый из которых возглавлялся правителем-султаном или губернатором, назначаемым верховным правителем. В штатах создавались законодательные ассамблеи и государственные советы, формируемые главными министрами—лидерами партий, получивших большинство в законодательных ассамблеях. Были расширены права гражданства для немалайского населения страны. Все лица, родившиеся в Малайской федерации с момента провозглашения независимости, автоматически становились ее гражданами; были облегчены также правила получения гражданства. Малайский язык становился государственным, но и течение 10 лет английский язык также сохранял права официального языка. Ислам провозглашался государственной религией, но гарантировалась свобода и для других религий. Резервировались специальные права малайцев в отношении владения землей, государственной службы, получения образования, причем верховный правитель был ответствен за охрану специальных прав малайского населения. Конституция, таким образом, сохраняла политическое преобладание малайцев, а конкретно — ОМНО, и ограничения в отношении политических прав китайского и индийского населения.

Предложения комиссии Рейда были рассмотрены Рабочим комитетом, образованным из представителей Альянса, султанов и английской администрации. 1 мая 1957 г. Рабочий комитет закончил рассмотрение конституции. Окончательный ее вариант был утвержден во время новых англо-малайских переговоров в Лондоне в мае 1957 г. В основу конституции была положена согласованная точка зрения Альянса и малайских султанов.

27 июня 1957 г. Конференция султанов дала согласие на разработанный проект конституции. Вслед за тем конституция получила одобрение Национального совета Альянса, куда входили руководители всех трех партий. 15 августа конституция была единогласно принята Законодательным советом.

31 августа 1957 г. на стадионе «Мердека» в Куала-Лумпуре была провозглашена независимость Малайской федерации.

Особенностью развития национально-освободительного движения, которое привело к завоеванию Малайей независимости, была дифференциация этого движения как по социальному, так и по национально-этническому принципу. Хотя в ходе вооруженного партизанского движения против английских колонизаторов усилилась классовая поляризация внутри национальных общин, политические партии по-прежнему продолжали выражать интересы социальных групп в этно-национальных рамках.

Антиколониальная вооруженная борьба в Малайе сыграла огромную роль в истории страны, оказав определяющее воздействие на завоевание ею независимости. Но антиимпериалистические силы не сумели создать единого антиколониального фронта на межнациональной основе. Ориентировавшаяся на китайское население страны КПМ, отрезанная от скваттеров и не нашедшая способов привлечь широкие массы сельского (малайского) и городского (китайских и индийских средних классов и мелкой буржуазии) населения, оказалась в изоляции.

С другой стороны, феодально-бюрократические и буржуазные круги разной этнической принадлежности — малайской, китайской и индийской, пришедших к власти в Малайе, заключили классовое соглашение, оформленное политически в виде Альянса, который вначале проводил осторожную политику в отношении англичан. Феодально-буржуазные круги Малайи использовали исторически сложившуюся разобщенность классов по этно-национальному признаку и переплетение классовых и национально-этнических противоречий для закрепления своего положения у власти.

 

5.Внутренняя и внешняя политика Малайской федерации в 1957—1959 гг. В первые годы существования независимой Малайи на ее внутреннем и внешнеполитическом положении явственно сказывались последствия колониальной зависимости. Господствующие позиции в экономике страны занимал иностранный, главным образом английский, капитал. В Малайе по-прежнему находились войска Англии и ее союзников. Англичане сохраняли серьезные позиции в государственном аппарате нового государства.

В сентябре 1957 г. правительство Абдул Рахмана заключило с Англией договор об обороне и взаимной помощи, узаконив тем самым присутствие английских, австралийских и новозеландских войск, продолжавших вести боевые операции против партизан. Согласно договору, Англия и Малайя должны были вести совместные военные действия в случае нападения на Малайю или на британские территории на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии — Гонконг, Сабах, Саравак и Бруней. При угрозе этим территориям или вообще в случае создания напряженности на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии Англия и Малайя обязывались консультироваться для определения своих дальнейших действий. Англия получала право использовать свои военные базы в Малайе для действий в рамках СЕАТО, куда Малайя ие входила. Договор предусматривал также создание с английской помощью вооруженных сил Малайи.

Во внешней политике Малайя в 1957—1959 гг. следовала за Англией. Англо-малайский военный договор связывал Малайю с СЕАТО. Вместе с тем правительство Абдул Рахмана отказалось войти в этот агрессиваый блок.

Давление Англии и продолжавшаяся борьба против партизанского движения, возглавляемого компартией, способствовали ориентации Малайи в те годы на связи с реакционными и проимпериалистическимв режимами в Азии. Показательно, что свой первый официальный визит в качестве премьер-министра независимой Малайи Тунку Абдул Рахман сделал в январе 1958 г. в Южный Вьетнам. В 1958 г. Абдул Рахман по­сетил Таиланд, где договаривался о совместной борьбе с партизанским движением в пограничных районах.

В январе 1959 г. малайский премьер выступил с предложением о создании экономического и культурного союза Юго-Восточной Азии, что было тогда воспринято прогрессивной общественностью как попытка связать с СЕАТО нейтралистские страны региона.

Правительство Альянса приступило к созданию в стране собственной армии, и в марте 1958 г. ввело закон о всеобщей воинской повинности, по которому призыву в армию подлежали только граждане Малайи, т. е. преимущественно малайское население.

В 1955—1957 гг. происходил отток иностранного капитала из Малайи, что было связано с политическими опасениями иностранных вкладчиков, ожидавших провозглашения независимости, их неуверенностью в экономической политике нового правительства и с возросшей конкуренцией синтетического каучука на мировом рынке. Придя к власти, правительство Альянса начало проводить политику, направленную на привлечение иностранного капитала и создание ему условий для беспрепятственной деятельности. Альянс постарался успокоить иностранных вкладчиков, заявив устами министра торговли и промышленности о намерении правительства проводить систему поощрения иностранных инвестиций и не препятствовать свободному переводу капитала и прибылей. В результате в 1958 г. отток иностранного капитала прекратился. В первые годы правительство мало вмешивалось в экономическую жизнь страны и предпринимало сравнительно незначительные усилия для поощрения деятельности местного капитала. По-прежнему тяжелым оставалось положение рабочего класса, страдавшего от безработицы, колебаний цен на олово и каучук на мировом рынке, и крестьянства, жившего в условиях малоземелья и помещичье-кулацкой кабалы.

Острой проблемой оставалось существование главным образом в северных пограничных с Таиландом районах партизанского движения, масштабы которого, правда, сократились.

Крупнейшей и наиболее влиятельной политической силой Малайской федерации оставался Альянс, коалиция трех партий — ОМНО, КАМ, ИКМ, в октябре 1957 г. слившихся в одну — Союзную, где каждая из трех партий тем не менее сохраняла самостоятельную организацию. Решающую роль в Союзной партии играла ОМНО.

Придавая большое значение первым выборам в независимой Малайе, Абдул Рахман в феврале 1959 г. ушел в отставку, чтобы заняться предвыборной кампанией, и премьер-министром стал его заместитель и военный министр Тунку Абдул Разак.

Несмотря на объединение, в Союзной партии существовали достаточно серьезные разногласия, особенно между ОМНО и КАМ. Суть их сводилась к стремлению китайской буржуазии, занимавшей ведущие экономические позиции по сравнению с малайской, добиться расширения своего политического влияния; ОМНО стремилась сохранить свое главенствующее положение и добиться экономических уступок в пользу малайской элиты и буржуазии и от китайского капитала.

Эти противоречия привели в 1957—1959 гг. к серьезным разногласиям между ОМНО и КАМ по двум важнейшим вопросам политической жизни страны — реформе образования и разделу мест в парламенте.

С середины 50-х годов усилилось стремление ОМНО создать единую систему образования «а двух обязательных языках — малайском и английском—с преподаванием других языков как предметов. Поскольку в стране существовало большое число китайских начальных и средних школ, где преподавание велось на китайском языке, правительство переставало оказывать им помощь, если преподавание продолжало вестись на китайском языке. К моменту выборов проблема китайских школ оставалась нерешенной; в КАМ существовало серьезное недовольство унификацией системы образования, в которой многие видели стремление малайской верхушки воспрепятствовать развитию китайского языка и литературы в Малайе. С другой стороны, правительство усматривало в существовании таких китайских школ угрозу иностранного влияния на молодежь страны.

Вторым вопросом, вызвавшим серьезные разногласия в правящей коалиции, стало выдвижение кандидатов на предстоящих выборах.

Внешняя политика Малайи мало изменилась по сравнению с предшествовавшим выборам периодом. По-прежнему Англия сохраняла свои военные базы, крупнейшей из которых была военно-воздушная база в Баттеруорте, и Малайя была связана военным договором с Великобританией. Заметно оживились малайско-американские отношения. Осенью 1960 г. Абдул Рахман посетил США, где вел переговоры с президентом Эйзенхауэром и государственным секретарем Гертером. В начале 60-х годов Малайю неоднократно посещали американские по­литические и военные деятели, а также представители крупного бизнеса. В Малайе активно действовал «корпус мира» и различные американские фонды. В 1961 и 1963 гг. Малайю посетили большие американские торгово-промышленные делегации, после чего торговля с США значительно возросла. Укрепились связи с Японией и ФРГ, которые стали наряду с США крупнейшими торговыми партнерами Малайи, подорвавшими английскую монополию на малайском рынке. После визита Абдул Рахмана в ФРГ в 1960 г. было заключено экономическое со­глашение, открывшее новые возможности для западногерманского капитала в Малайе.

Тесные связи существовали между Малайей и членами СЕАТО — Австралией, Новой Зеландией, Пакистаном, Таиландом и Филиппинами. Австралийские и новозеландские войска продолжали находиться на английских военных базах в Малайе; вооруженные силы Таиланда участвовали в военных действиях против партиаан в пограничных районах. В 1961 г. Абдул Рахман выдвинул предложение создать Сообщество стран Юго-Восточной Азии (АСА). В АСА вошли Малайя, Таиланд и Филиппины, что в тех условиях означало для Малайи укрепление связей (хотя и косвенных) с СЕАТО.

Расширилось военное сотрудничество с кликой Нго Динь Зьема в Южном Вьетнаме. Малайское правительство поддерживало индонезийских сепаратистов, выступавших против Сукарно, и правые силы в Лаосе. При обсуждении вопроса о Западном Ириане в ООН в 1960 г. малайская делегация занимала позицию нейтралитета, фактически поддерживая Голландию.

Тем не менее во внешней политике страны происходили некоторые сдвиги, хотя в целом внешнеполитический курс, характеризовавшийся антикоммунизмом и следованием в фарватере англо-американской политики, оставался неизменным. Малайя выступила за исключение Южной Африки из Британского содружества наций на конференции премьер-министров стран Содружества в марте 1961 г. и наложила эмбарго на ввоз южноафриканских товаров. Правительство Малайи поддержало борьбу Алжира за независимость. Наконец, наблюдалось стремление укрепить отношения с крупнейшей нейтралистской страной Азии — Индией, свидетельством чего был визит туда Абдул Рахмана в октябре 1962 г.

Наиболее заметной тенденцией в экономическом развитии страны после получения независимости и особенно после выборов 1959 г. стал курс на самостоятельную экономическую политику, имевший целью ускорение темпов индустриализации и структурное преобразование хозяйства. Стержнем в решении этих задач стало развитие национального частного предпринимательства. 28 августа 1958 г. был принят закон о предоставлении статуса первооснователя, который получали местные вкладчики капитала или акционерные компании, создававшие предприятия в отраслях, ранее недостаточно развитых или отвечавших жизненным интересам страны. «Первооснователи» освобождались от подоходного налога на срок от двух до пяти лет, причем чем больше был инвестируемый капитал, тем больше был срок налогового освобождения. Предпочтение отдавалось компаниям, в которых большее участие принимал местный капитал.

Правительство начало создавать специальные промышленные центры, крупнейшим из которых стал основанный в 1959 г. Петалинг-Джая поблизости от Куала-Лумпура. В этих центрах государство за свой счет создавало всю необходимую инфраструктуру, а затем передавало участки частному капиталу.

Малайское правительство взяло курс на привлечение иностранного капитала, стремясь с его помощью развить экономику. Вкладчикам из стерлинговой зоны было предоставлено право свободного изъятия капитала и перевода прибылей, процентов и дивидендов. С рядом стран были подписаны соглашения об освобождении иностранных компаний от дополнительного налогообложения и выплате компенсаций в случае национализации или конфискации их имущества.

Все эти мероприятия в сочетании с подготовкой первого плана экономического развития и началом некоторых преобразований в деревне (развитие кооперативного движения, освоение целинных земель и предоставление земли безземельным крестьянам) укрепили позиции Союзной партии.

Во внутриполитической жизни страны в 1969 — начале 60-х годов при сохранении основных ее тенденций, определившихся с середины 50-х годов, стали вырисовываться некоторые новые явления.

План создания федерации Малайзии. 27 мая 1961 г. Абдул Рахман в речи, произнесенной в Сингапуре на завтраке, устроенном Ассоциацией иностранных корреспондентов в Юго-Восточной Азии, выдвинул идею создания Федерации Малайзии, которая включила бы в свой состав Малайскую федерацию, Сингапур, Саравак, Сабах и Бруней.

Выдвижение плана создания Малайзии и борьба за его реализацию имели своими следствиями усиление борьбы внутри будущей федерации и углубление международных противоречий в Юго-Восточной Азии. В свою очередь, внутреннее положение в Малайе, Сингапуре, на Северном Калимантане и изменение международных отношений в регионе оказали влияние на темпы и характер создания Федерации Малайзии.

В Малайе идею объединения поддержала Союзная партия. Съезд ОМНО — крупнейшей силы Союзной партии, проходивший в августе 1962 г., одобрил создание Малайзии и принял резолюцию о присвоении Абдул Рахману титула «Отец Малайзии». Против создания Малайзии выступили главные оппозиционные силы — Народный социалистический фронт и Панмалайская исламская партия. Народный социалистический фронт протестовал против методов создания нового государства, настаивая на предварительном предоставлении независимости Северному Калимантану и выступая против переговоров с Англией. Лидеры Панмалайской исламской партии критиковали план создания Малайзии, поскольку он, по их мнению, не обеспечивал решающей роли малайского населения в будущем государстве. Но ни критика со стороны левых сил, ни протесты консервативной религиозно-националистической оппозиции не смогли существенно повлиять на положение в Малайе, где Союзная партия безусловно доминировала и где ее позиции были в тот момент очень прочными.

8 июля 1963 г. представители Англии, Малайской федерации, Сингапура, Саравака и Сабаха подписали в Лондоне соглашение о создании 31 августа 1963 г. Федерации Малайзии.

Основные принципы объединения были следующими. В основу конституции нового государства была положена конституция Малайской федерации, Федерация Малайзии состояла из 12 штатов, но штаты Сингапур, Саравак и Сабах обладали значительно большей автономией, чем 9 штатов, составляющих Малайскую федерацию. Правитель государства — янг ди пертуан негара — избирался из числа малайских султанов. Ниж­няя палата парламента (палата представителей) состояла из 159 депутатов: 104 — от Малайи, 24 — от Саравака, 16 — от Сабаха и 15 — от Сингапура. Депутаты от Саравака и Сабаха избирались законодательными собраниями этих штатов; в течение пяти лет здесь должна была быть установлена система прямых выборов. В верхней палате (сенате) каждый штат имел двух представителей, но, кроме того, Саравак и Сабах назначали дополнительных членов сената. Государственным языком провозглашался малайский, но на Калимантане наряду с ним продолжал оставаться официальным языком и английский. Права, предусмотренные для малайцев, распространялись и на коренное население Саравака и Сабаха. Все граждане Соединенного Королевства и его колоний, проживающие в Сараваке и Сабахе в день провозглашения независимости, становились гражданами Малайзии.

16 сентября на стадионе «Мердека» в Куала-Лумпуре состоялось провозглашение нового государства — Федерации Малайзии. Неожиданно для правительства Малайи к этому времени перестало существовать «самоуправляющееся государство» Сингапур, так как 31 августа 1963 г. Сингапур провозгласил независимость и вступил в Федерацию Малайзии в качестве независимого государства.

Но, с весны 1965 г. малайско-сингапурские противоречия вступили в решающую стадию.

В этих условиях Абдул Рахман и его правительство пошли на крайние меры. 7 августа руководители Малайзии и Сингапура подписали соглашение о выходе Сингапура из Федерации. Инициатива принадлежала центральному правительству. Соглашение предусматривало заключение малайзийско-сингапурского договора об обороне и взаимной помощи, сохранение малайзийских военных баз в Сингапуре и обязательство обоих правительств не заключать соглашений и договоров с иностранными державами, могущих нанести ущерб независимости или обороне Малайзии и Сингапура. 9 августа состоялось формальное отделение Сингапура от Малайзии.

Экономическое развитие Малайзии после 1965 г. Основой развития страны за десятилетие после выхода Сингапура из федерации стали первый (1966—1970 гг.) и второй (1971—1975 гг.) планы развития. Они характеризовались стремлением диверсифицировать и модернизировать хозяйство, улучшить инфраструктуру, поднять экономику Восточной Малайзии, притупить остроту социальных и национальных противоречий путем более равномерного распределения национального дохода и занятости.

 

Оба плана предусматривали широкое участие частного капитала. Так, во втором плане развития говорилось, что «политика правительства поощряет развитие частного сектора с помощью ряда стимулирующих мер». Частные капиталовложения составили около 58% всех капиталовложений по первому плану. Основное участие государства сводилось к совершенствованию экономической инфраструктуры и в меньшей степени к развитию сельского хозяйства и сельских районов. Роль государства в развитии обрабатывающей и добывающей промышленности оставалась незначительной.

В 1969 г. правительство Малайзии провозгласило «новую экономическую политику», которая должна привести к существенному расширению государственно-капиталистического сектора. Такая политика, как подчеркивалось во втором плане развития, должна способствовать «сокращению и в конечном счете искоренению бедности путем подъема жизненного уровня и увеличения занятости для всех малайзийцев независимо от этнической принадлежности» и «ускорению процесса перестройки малайзийского общества в целях исправления нарушенного экономического равновесия, с тем чтобы сократить и постепенно устранить отождествление этнических признаков с экономическими функциями».

Второй малайзийский план развития свидетельствовал о некоторых новых тенденциях в экономической политике правительства, выразившихся прежде всего в развитии госкапиталистического сектора в обрабатывающей промышленности. Тем не менее частный капитал по-прежнему играет ведущую роль в экономическом развитии, поскольку госкапиталистический сектор в промышленности действует как дополнение к частнокапиталистическому.

Оба плана свидетельствовали о стремлении правящих слоев Малайзии решить проблемы, стоящие перед страной, на пути развития капитализма. Естественно, что, несмотря на все усилия, правительству не удалось таким способом разрешить вставшие перед молодым независимым государством экономические проблемы.

Малайзия в 70-х годах. В начале 1970 г. был создан Национальный консультативный совет в составе 67 человек, представляющих большинство партий и общественных групп, который вместе с уже существовавшим Национальным советом доброй воли занялся выработкой новых принципов межнациональных отношений и поисками путей стабилизации существующей социально-экономической и политической структуры. 31 августа 1970 г. верховный правитель, султан Кедаха Абдул Халим Муазам-шах в традиционной речи по поводу Дня независимости провозгласил государственную доктрину «Рукунегара» (Основы государства), ставшую идеологической основой Федерации. В основу «Рукунегара» были положены пять принципов: 1) вера в бога и веротерпимость (хотя ислам признавался государственной религией); 2) преданность монарху и стране; 3) уважение конституции; 4) соблюдение законов; 5) правильное доведение и соблюдение моральных норм. В «Рукунегара» говорилось, что самая неотложная задача — создание единой государственной общности людей, живущих на земле Малайзии, создание единой малайзийской нации, которая объединит всех жителей страны, независимо от национальности и вероисповедания. Документ призывал к созданию «справедливого общества», обходя, однако, проблемы классового характера. Характерно, что в нем подчеркивалась необходимость сохранения привилегий малайцев как условия для интеграции этнических групп. Провозглашалось равенство граждан перед законом, запрещались действия, задевающие чувства граждан других национальных групп, провозглашалась веротерпимость, несмотря на признание ислама государственной религией.

За первые пятнадцать лет своего существования Малайзия столкнулась с серьезными экономическими и политическими проблемами. И поныне перед малайзийским государством остаются многие нерешенные вопросы как социально-экономического, так и политического характера. От путей их разрешения будет зависеть и дальнейшее историческое развитие этой молодой страны

 

Лекция 12. Тайланд конец хх –ххi в.

1. Таиланд в период военных переворотов (1945—1973 годы).

2. Борьба за демократические реформы (1975-1991)

Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.

Ключевые слова. Прачатапатаи.

Date: 2015-06-06; view: 794; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию