Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба за незаисимость





После возвращения США на острова, вновь встал вопрос о предоставлении Филиппинам независимости. За это выступали самые широкие слои населения. В стране стали возникать профсоюзные и крестьянские организации, а также политические партии и объединения. Если левые силы группировались вокруг Демократического альянса (ДА), выдвигавшего главными лозунгами получение полной независимости и проведение аграрной реформы, то правые, поддерживаемые США, сплотились под знаменами Партии националистов и лично одного из ее лидеров М. Рохаса, еще в 30-е годы игравшего заметную роль в правительстве -«автономии». Именно его кандидатура в начале 1946 г. была выдвинута на пост президента. ДА поддержал С. Осменью, одного из лидеров националистов, «проводившего более гибкий, чем его коллега из числа правых, политический курс. После того как Осменья дал согласие баллотироваться на пост президента, группа Рохаса вышла из Партии националистов и образовала новую самостоятельную партию — Либеральную, получившую поддержку части чиновничества, крупных предпринимателей и землевладельцев.

М.Рохас с небольшим преимуществом победил на президентских выборах, а его партия на парламентских. После этого правительство США окончательно приняло решение о дальнейшей судьбе Филиппин как самостоятельного государства.

4 июля 1946 г. Филиппины официально получили политическую независимость, однако на практике продолжало сохраняться сильное влияние США на внутреннюю и внешнюю политику. На территории страны были созданы американские военные базы, значение которых возросло в связи с началом «холодной войны».

На Филиппинах в основу государственного устройства была на первом этапе положена двухпартийная американская система, определявшаяся соперничеством старой Партии развития (1946— националистов и новой Либеральной партии,1965 годы) между которыми не было принципиальных различий ни в социальной базе сторонников, ни в программных установках.

Первое независимое правительство Филиппин возглавил М. Рохас, решительно взявший курс на подавление в стране любых форм демократического движения. В 1947 г. по его инициативе была создана комиссия по расследованию «антифилиппинской деятельности» и запрещен ряд политических организаций, в том числе и Компартия. Этот курс был продолжен преемниками М.Рохаса что привело к возникновению вооруженной оппозиции. Так, на о. Лусон под руководством КПФ в 1948—1953 гг. проходило крестьянское восстание, завершившееся поражением повстанцев.

В 1954 г. на президентских выборах победу одержал лидер партии националистов Р. Магсайсай, который несколько смягчил напряженность в обществе. Им была выдвинута идея филиппинского национализма в виде теории «таоизма», проведении ряда буржуазно-демократических реформ. В том же году Филиппины вступили в блок СЕАТО, связав тем самым себя в регионе еще сильнее с политикой США. В 1957 г. был утвержден закон о подрывной деятельности по которому смертной казнью могла караться одна лишь принадлежность к запрещенным левым организациям.

В конце 50-х годов в стране образовалось национальное движение «Филиппины прежде всего» во главе с К. Рекго. Его опорой стали средние слои буржуазии и интеллигенция. Но вскоре эта организация прекратила существование, так и не реализовав своего потенциала.

В 1962 г. к власти пришло правительство либералов во главе с Д.Макапагалом, которое попыталось решить аграрный вопрос путем ломки старых отношений в деревне. Однако осуществить эту идею на практике так и не удалось.

К началу 60-х годов внутренняя политика правительства несколько смягчилась, что дало возможность укрепления в стране позиций левых организаций.

На этом фоне в 1965 г. прошли президентские выборы, победу на которых одержал кандидат от правления Партии националистов Ф. Маркос, перешедший за период (с1965по 1986 г. туда незадолго до этого с рядом своих сторонников) из Либеральной партии.

Это был, пожалуй, первый президент в истории Филиппин, который не только получил поддержку традиционной элиты, но и сумел привлечь на свою сторону широкие социальные слои популистскими лозунгами типа «рис, школы, дороги». Во внешней политике он сохранил ориентацию на США. В частности, Филиппины направили свои войска в Индокитай, но затем во внешнеполитический курс были внесены некоторые коррективы.

Страна в 1967 г вошла в АСЕАН и пыталась проводить, по мере возможностей, самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но уже к началу 70-х годов в обществе нарастают кризисные тенденции, особенно в сельском хозяйстве. Вспыхивали антиправительственные мятежи крестьян. Попытки их подавления вооруженным путем успеха не имели. Начинаются сепаратистские выступления мусульманского населения на юге Филиппин, традиционно отстававшем в своем развитии от других районов. Еще в 1969 г. там был создан Фронт национального освобождения моро (ФНОМ), объединивший в своих рядах мусульман-сепаратистов.

В число оппозиционных входили также созданное в 1968 г. буржуазно-националистическое Христианско-социальное движение (ХСД), требовавшее осуществления преобразований, направленных на улучшение жизни рядовых филиппинцев. Особенностью движения было наличие в его рядах католического духовенства, до того времени не участвовавшего в активной политической жизни. Лидер организации Манглапус, попытался превратить его в подобие «третьей силы», противостоящей двум «традиционным» партиям. Тогда же активной политической силой стало «Движение за развитие национализма» (МАИ) во главе с соратником Peicfo Л. Таньа-да, выступавшего за «деамериканизацию» внутренней и внешней политики Филиппин.

Что касается деятельности коммунистов, то в конце 60-х годов под влиянием идей китайской «культурной революции» в радах КПФ произошел раскол. Выделившаяся группировка во главе с X. Сисоном (А. Гереро) выступила за вооруженные формы борьбы против правительства. В 1968 г., при поддержке КНР, была создана параллельная КПФ (КПФ идей Мао Цзэдуна), укрепившая связи с «новыми хуками» — крестьянскими отрядами, которые продолжали борьбу после поражения восстания 1948—1953 гг. на острове Лусон. В марте 1969 г. была образована «Новая народная армия» (ННА), начавшая гражданскую войну. Большая часть КПФ в такой обстановке пошла на переговоры с правительством и в 1974 г. был снят запрет ее деятельности.

В оппозицию Ф. Маркосу встали также наиболее влиятельные филиппинские кланы Лопесов, Акино и др. Они опирались на старую аристократию и, в отличие от Ф. Маркоса, выражали интересы крупной национальной буржуазии. На практике этот конфликт вылился в противоборство правящей Партии националистов во главе с Ф. Маркосом и Партии либералов, лидером которой являлся сенатор Б. Акино.

Б. Акино стремился составить соперничество Ф.Маркосу на выборах 1973 г. Понимая реальную для себя опасность потерять власть, последний ввел в сентябре 1972 г. на всей территории страны чрезвычайное положение. С этого момента в политической истории Филиппин принято выделять следующий этап, продолжавшийся вплоть до свержения Ф.Маркоса в 1986г.

На практике режим чрезвычайного положения выразился в отмене действия конституции, роспуске парламента, запрещение деятельности политических партий и выдвижении новой концепции развития Филиппин -так называемой доктрины «нового общества».

2.Доктрина «нового общества».

Суть доктрины состояла в попытках выработки своего, отличного от социализма и капитализма, пути развития Филиппин, истоки которого уходили в теории мыслителей конца XIX в., в частности, X. Рисаля. Важным элементом выступала также апелляция к прошлому, как аргумент выработки государственной политики, стремление синтеза идей западной демократии с элементами традиционной филиппинской политической культуры.

Впоследствии Ф. Маркос развил свою' доктрину и выдвинул идею альтернативы, которая могла бы, по его мнению, соединить капиталистическую и социалистическую системы. На практике данные теоретические положения прикрывали авторитарную диктатуру, опиравшуюся на несколько богатейших кланов и подавлявшую любые формы оппозиции режиму личной власти.

В январе 1973 г. была введена в действие новая конституция, заменившая прежнюю, выработанную еще в 1935 г. американцами. По новому основному закону Филиппины трансформировались из президентской в парламентскую республику. Высшим законодательным органом становилась однопалатная Национальная ассамблея. Исполнительной властью должен был руководить премьер-министр, однако, в условиях действовавшего чрезвычайного положения, фактическую власть имел президент (одновременно являвшийся и премьер-министром). Правил он посредством декретов и роль парламента, таким образом, была номинальной.

В 1978 г. на базе Партии националистов было создано правящее Движение за новое общество, победившее на президентских и парламентских выборах. Однако правящий режим опирался не только на эти институты, а прежде всего на армию, которая при Ф. Маркосе стала играть в обществе важную роль.

В 1981 г. Ф. Маркос, обеспечив себе победу на выборах, отменил действие чрезвычайного положения. В этот период усиливается влияние католической церкви на политическую жизнь Филиппин. Еще в 1979 г. руководство требовало отмены чрезвычайного положения и призывало Маркоса не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах во избежание гражданской войны.

После президентских выборов и отмены чрезвычайного положения, юридически Ф. Маркос потерял право возглавлять исполнительную власть. Но факт всенародного избрания должен был показать широкую поддержку населением его кандидатуры и дезорганизовать набиравшую силу оппозицию, создавшую накануне выборов блок Объединенная демократическая оппозиция (ЮНИДО). Однако реальных шансов на победу это движение не имело. Понимая это, лидеры ЮНИДО накануне президентских выборов призвали к их бойкоту.

Таким образом, у Ф. Маркоса не оказалось серьезных соперников. После победы он объявил о начале следующего этапа развития филиппинской государственности — так называемой «новой республики». Тем не менее, выборы выявили серьезный раскол в обществе. Особенное недовольство вызывали авторитарные методы правления, сохранение американского военного присутствия в стране, ухудшение жизненного уровня основной массы населения.

Летом 1983 г. был убит один из лидеров, оппозиции. Б. Акино. Согласно официальной версии, его убил фанатик-одиночка из ННА, но в общественном мнении росла уверенность в причастности к этому преступлению окружения президента. Это вызвало волну демонстраций, поддержанную церковью и частью армии. В стране вновь нарастала политическая напряженность.

К середине 80-х годов начало сокращаться промышленное производство и ВНП, рос внешний долг. Ширилась популярность оппозиции, и прежде всего вдовы Б. Акино-Корасон. Буржуазные оппозиционные партии раздирались внутренними противоречиями. Этим решил воспользоваться Ф. Маркос неожиданно объявившийо проведении досрочных президентских выборов в феврале 1986 г.

Оппозиция, считавшая главной задачей во что бы то ни стало свергнуть Ф. Маркоса, сумела объединиться вокруг кандидатуры К. Акино. Это явилось неожиданностью для Ф. Маркоса, баллотировавшегося на очередной срок от правящей партии Движение за новое общество.

На состоявшихся выборах Корасон Акино одержала победу. Ф.Маркос вынужден был покинуть страну и уехать в США, где вскоре скончался.

3. Демократизация политичекой жизни.

Поиск выхода из кризиса. Приход к власти К. Акино в конце 80-х-90-е годы сопровождался принятием в 1987 г. новой конституции, по которой предусматривалась демократизация политической жизни Филиппин. Согласно Конституции, Филиппины являлись президентской республикой, в которой глава государства одновременно исполняет обязанности руководителя правительства. В 1988 г. сторонники К. Акино объединились в движение Борьба за филиппинскую демократию. Их основным соперником осталась Партия Националистов. Претворение в жизнь этих начинаний затруднялось ситуацией нараставшей политической нестабильности, выразившейся как в попытках сторонников бывшего президента совершить государственный переворот, так и в активизации экстремистов.

Мусульманская оппозиция также стремилась реализовать свои цели и в 1990 г. даже провозгласила образование на юге Филиппин «исламской республики». Лишь в 1996 г. правительству удалось достигнуть с ними соглашения о прекращении военных действий.

В 90-е годы Филиппины продолжали оставаться государством, в котором сохраняется острая внутриполитическая ситуация. К. Акино в 1992 г. добровольно покинула пост президента и на ее место был избран Ф. Рамос. С 1998 г. президентом является Джозеф Эстрада. К этому времени Филиппины превратились в государство с развивающейся экономикой, в которой более половины самодеятельного населения продолжает заниматься сельским хозяйством.

В стране господствует крупное землевладение, аграрная реформа, направленная на усиление элементов рынка в сельском хозяйстве, пока успехом не увенчалась из-за недостатка у правительства средств для выкупа земли у помещиков и сопротивлению на местах. По официальным оценкам, свыше двух третей населения проживает за чертой бедности, хотя среднедушевой годовой доход в 1300 долларов намного выше, чем, например, в соседних государствах Индокитая или в Бирме. Страна имела к концу 90-х годов сравнительно большой внешний долг- около 45 млрд. долларов, который, тем не менее, имеет тенденцию к увеличению.

 

Лекция 14. Индонезия конец хх –ххi в.

1. Индонезия в 1945 - 1965 гг. Концепция “направляемой демократии”.

2.Индонезия во второй половине 60-х - 1990-е гг. “Новый порядок”.

Цель лекции: Раскрыть данную тему, рассмотреть историю Индонезии после второй мировой войны в хронологически-проблемном аспекте.

Ключевые слова. Восточный Тимор. Сукарно. Сухарто.

1. Индонезия в 1945 - 1965 гг. Концепция “направляемой демократии”.

Независимость Республики Индонезия была провозглашена 17 августа 1945 г. Первые отряды английских войск прибыли в Джакарту 29 сентября 1945 г. Вместе с новым английским десантом под прикрытием британского флага 4 октября 1945 г. высадились голландские войска. Начавшяся оккупация Индонезии англо-голландскими войсками была направлена не столько на разоружение армии капитулировавшей Японии, сколько на подавление национальной революции.

Это обострило внутриполитическую борьбу в стране. Правительство Республики Индонезия выступило за переговоры с Голландией. 14 ноября 1945 г. был создан новый парламентский кабинет Республики Индонезия, который возглавил Сутан Шарир. Силы оппозиции кабинету Шарира создали Фронт борьбы, который возглавил Тан Малака. Оппозиция требовала полного и безоговорочного признания независимости республики как главного предварительного условия для начала переговоров с Голландией.

Во время трех правительственных кризисов в 1946 г. президент республики Сукарно поддерживал Шарира, что привело к нейтрализации действий оппозиции и постепенному ее разгрому. 17 марта 1946 г. были арестованы ведущие лидеры Фронта борьбы. Учитывая то, что Фронт борьбы пользовался поддержкой значительной части индонезийской регулярной армии, Шарир, лишив Фронт “гражданских лиц”, все свое внимание сосредоточил на создании ему “военного противовеса”. 25 июня 1946 г. правительство объявило о намерении перевести полицейские части из ведения министерства внутренних дел под контроль канцелярии премьер-министра. 5 июля 1946 г. был арестован Тан Малака и другие лидеры Фронта борьбы.

В период с 1945 по 1948 гг. в Индонезии происходила борьба между представителями различных политических и социальных сил за пути дальнейшего развития республики. Все это сопровождалось вооруженной агрессией со стороны Голландии. С окончанием вооруженной борьбы и заключением соглашений “Круглого стола” в Гааге (1949 г.), а также созданием унитарного государства в 1950 г., началась борьба между двумя основными буржуазными тенденциями в политической жизни страны.

Первая тенденция предполагала развитие страны по капиталистическому пути с помощью иностранных монополий (партия Машуми, Социалистическая партия Индонезии). Эта тенденция отражала интересы правых кругов буржуазии и землевладельцев, продолжавших сохранять традиционные связи с иностранным капиталом.

Вторая тенденция нашла свое выражение в политике Национальной партии Индонезии, мусульманских партий, выступивших за государственную поддержку экономически слабого национального капитала.

К середине 1953 г. стала нарастать и мелкобуржуазная демократическая тенденция, что нашло свое выражение в создании Национального фронта. Этот начавший формироваться фронт прогрессивных сил, в который входили рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие служащие, мелкобуржуазная интеллигенция, мелкая и средняя буржуазия, был заинтересован в упрочении независимости, устранении экономического господства иностранного капитала и феодальных пережитков, в проведении мероприятий, необходимых для создания национального суверенного государства.

Дуумвират президента Сукарно и вице-президента Хатты, служивший олицетворением компромисса первых двух тенденций после всеобщих выборов 1955 г. в парламент в обстановке преобладания мелкобуржуазной демократической тенденции уже не отражал соотношения сил в стране. 30 ноября 1956 г. Хатта подает в отставку.

В декабре 1956 г. воспользовавшись тем, что буржуазные правительства не решали регионального вопроса, в частности допускали ущемление центральным правительством экономических интересов местной буржуазии, и, используя в своих политических целях законное недовольство на местах экономической политикой центального правительства, группа офицеров при поощрении Машуми и Социалистической партии под лозунгом автономии захватила власть на Северной и Центральной Суматре, а затем - на Сулавеси, Южной Суматре и Калимантане. 9 января 1957 г. пять министров-машумистов вышли из кабинета, вызвав серьезный кризис. В условиях кризиса кабинета в январе 1957 г. и сложной ситуации на ряде островов Индонезии, Сукарно выступил с концепцией замены парламентской демократии “западного образца”, которая не смогла обеспечить политической стабильности так называемой "направляемой демократией". Эта концепция была выдвинута 21 февраля 1957 г. и предполагала формирование кабинета “сотрудничества”, который отражал бы представительство партий в парламенте и тем самым ликвидировал бы оппозицию. Сукарно предложил создать Национальный совет, включающий представителей “функциональных групп”, который давал бы рекомендации кабинету и возглавлялся бы президентом.

Сукарно хотел не только национального единства, но и ослабления влияния политических партий, чему отчасти служила его идея включить представителей “функциональных групп” во все звенья системы. Эта идея формально должна была обеспечить учет интересов всех слоев населения, а фактически служила созданию своеобразного противовеса существовавшим партиям и подрыву буржуазного парламентаризма в целом. В марте 1960 г. президент распустил избранный в 1955 г. парламент, заменив его назначаемым парламентом. Таким образом, под термином “направляемая демократия” подразумевался контроль правящей группы над парламентом, прессой, политическими партиями.

2.Индонезия во второй половине 60-х - 1990-е гг. “Новый порядок”.

В 1965 - 1967 гг. Индонезия стала ареной ожесточенной борьбы. В 1965 г. в стране разразился коммунистический мятеж. Он нанес сильный удар по китайской диаспоре. Компартия Индонезии стояла на маоистских позициях, ее связи с Пекином ни для кого не были секретом. Власти КНР участвовали в подготовке мятежа. В Пекине знали даже дату выступления – 30 сентября. Для военных во главе с генералом Сухарто, безжалостно подавивших путч, все китайцы были потенциальными мятежниками. За несколько месяцев антикоммунистических репрессий погибли по разным оценкам от 500 тыс. до 2 млн. человек.

После этих событий Сухарто, ставший президентом, выработал правительственную стратегию, направленную на то, чтобы удержать индонезийцев от нового неистовства. Состояла она из трех элементов:

сильный контроль центра;

официальный упор на терпимость;

экономический рост.

В условиях, когда страна состоит из 13 тысяч островов со 150 народностями и этническими группами, при общей численности населения в 190 млн. чел., и, когда на центральном острове Яве, который составляет 7 % территории, проживает почти половина населения, жесткий контроль центра стал наиболее приемлемым принципом управления. Это особенно считалось важным в период правления Сухарто, так как потенциальными очагами напряжения считались, и по-прежнему считаются, четыре района:

Восточный Тимор. Он был захвачен индонезийцами в 1975 г. после ухода с острова португальцев. Многие жители территории, провозглашенной 27 провинцией Индонезии, на протяжении нескольких десятков лет не прекращали требовать независимости, тем более, что большинство государств мира так и не признало аннексии Джакартой Восточного Тимора. Все это нередко выливалось в кровавые столкновения между жителями Восточного Тимора и правительственными войсками. В 2002 г. была провозглашена независимость Восточного Тимора и ситуация была поставлена под контроль ООН;

Западная часть острова Новая Гвинея (или как ее называют индонезийцы, Ириан Джайа), присоединенная к Индонезии в 1962 г. после короткой схватки с голландцами. Коренные жители острова – папуасы и по языку, и по обычаям сильно отличаются от остальных индонезийцев.

Административный округ Ачех на острове Суматра. До начала ХХ в. здесь существовал независимый султанат. Лишь в 1903 г. голландцы присоединили его к Индонезии.

Остров Сулавеси, где живут христиане и мусульмане.

Упор на терпимость за три десятка лет нахождения у власти Сухарто обеспечивал стране относительную стабильность при имеющемся недовольстве со стороны индонезийцев китайской диаспорой. В Индонезии мусульмане составляют 87 % населения, христиане - 10 %. Китайцы, будучи в Индонезии христианами, составляют 3 % населения, но контролируют ѕ экономики страны. Провозглашая принцип экономического роста и опираясь на концепции технократов, Индонезия в годы президентства Сухарто добилась важных макроэкономических показателей: экономический рост составил 6,8 % в год, число индонезийцев, живущих в нищете сократилось в 1990-е гг. до 15 % по сравнению с 60 % в 70-е гг. Валовой внутренний продукт в середине 1990-х гг. увеличился до 800 дол. на душу населения (за последующие годы его планировалось увеличить в 4 раза).

Опираясь на финансовую стабильность, правительство “нового порядка” смогло сосредоточиться на национальном строительстве. В то время как многие развивающиеся страны истощали сельские районы в угоду городам и расходовали много средств на престижные проекты за счет основных отраслей промышленности, Индонезия сосредоточила внимание на производстве продовольствия, контроле за ростом населения и образовании.

На протяжении 1970-х гг. Индонезия была крупнейшим импортером риса, но к 1984 г. она достигла самообеспеченности рисом, благодаря умелому использованию новых сельскохозяйственных позволить себе некоторые крупные расходы на гигантские сталелитейные заводы, спутниковую связь. Но методов и удобрений. Рост цен на нефть в 1970-е гг. предоставил Индонезии шанс основная часть поступлений от продажи нефти была инвестирована в инфраструктуру, образование и трудоемкие отрасли производства. Когда в середине 1980-х гг. цены на нефть упали, технократы чувствовали себя победителями. Расходы на престижные проекты, энергетику и продовольствие были сокращены, а на цели развития сохранены. Национальная валюта была девальвирована, и в целях стимулирования дальнейшего роста начался новый этап экономической либерализации.

До середины 1980-х гг. очень многие виды импорта сдерживались системой лицензий. Но с 1986 г. такие нетарифные барьеры, как лицензии постепенно заменились тарифами, которые неуклонно сокращались. В 1988 г. либерализация торговли была дополнена ослаблением государственного регулирования в финансовой сфере, что расширило доступ к кредитам частному сектору. Успех усилий, направленных на избавление страны от зависимости от экспорта нефти, стал великим экономическим достижением 1980-х гг. В 1981 г. на долю нефти и газа приходилось 80 % выручки от экспорта, в конце 1980-х гг. – менее 40 %. Это изменение свидетельствовало о росте новых отраслей, ориентированных на экспорт. В мае 1998 г. страна вступила в период затяжного политического кризиса. После ухода с поста президента Сухарто (он занимал этот пост 32 года) и партии Голкар, долго решался вопрос о том, кто его может заменить. В 1998 г. переходным президентом стал председатель Ассоциации мусульманских интеллектуалов, бывший министр по вопросам исследований и технологий – Хабиби. В 1999 г. его сменил духовный лидер крупнейшей в мире исламской организации Нахдатул улама Абдуррахман Вахид. 23 июля 2001 г. при попытке ввести чрезвычайное положение парламент отправил А. Вахида в отставку и к президентской присяге была приведена дочь Сукарно- Мегавати Сукарно Путри.

Date: 2015-06-06; view: 585; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию