![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
От индивидуального образа к социальной конструкции
Реклама — это конструирование и распространение идеального образа, (имиджа) товара с целью стимулирования его потребления. В центре этого процесса взаимодействия рекламодателя и потребите-, ля рекламы находится не товар, а имидж товара, именно вокруг него разворачивается взаимодействие: одна сторона имидж навязывает, а вторая его воспринимает. Реальный товар в этом процессе не присутствует,; хотя подразумевается. Что он из себя представляет, потребитель рекламы узнает, когда, поддавшись соблазну, купит товар и начнет им пользоваться. Только тут можно будет увидеть сходства и различия между рекламируемым имиджем и обозначаемым им товаром или услугой. Имидж товара и товар существуют автономно и соотносятся, как символ и предмет, обозначаемый им. Имидж товара — это его идеальный образ, конструируемый творцом рекламы. Его «кирпичиками» являются утверждения (в форме слов или'» образов) относительно якобы имеющихся у товара качеств. Имидж, сконструированный рекламодателем, — это идеальная конструкция, которая может существовать лишь в головах его создателей. Это исходная точка любой рекламы. Нередко она оказывается и конечной, т. е. остается чисто индивидуальной идеальной конструкцией, что равнозначно ее провалу. Цель рекламы — превращение индивидуального идеального образа в коллективный, который выступает для массы людей как фактор принятия решения о покупке. Идея, овладевшая массами, как утверждал К. Маркс, превращается в материальную силу. Индивидуальный образ, став коллективным, превращается в социальную конструкцию, оказывающую мощное воздействие на поведение людей. И они, будучи в здравом уме, принимают осознанные решения о том, чтобы положить деньги в ту или иную «пирамиду», купить «Orbit» или проголосовать за ЛДПР. Фактором принятия покупательского решения являются не реальные качества товара, а индивидуальный или коллективный его образ. Важны не качества, которыми товар обладает, а качества, в существование которых мы верим. Любые объекты окружающей нас реальности чаще всего влияют на наш выбор не непосредственно, а как имиджи, либо стихийно возникшие в процессе нашей практической деятельности, либо сконструированные рекламодателями (в самом широком смысле этого слова). Исключением являются лишь ситуации непосредственного физического воздействия на нас, вызывающего соответствующую корректировку нашего поведения без подключения сознания (кирпич, упавший на голову; магазин, закрывшийся перед нашим носом; товар, раскупленный до нашего прихода, и т. д.). Процесс превращения индивидуального рекламного образа в социальную конструкцию оказывается успешным, если создатель образа сможет, во-первых, вплести имидж товара в уже существующий жизненный мир людей, т. е. в их представления о нем, и во-вторых, докажет, что между имиджем и товаром есть большая степень сходства. Процесс успешного конструирования рекламы опирается на материал, уже существующий в обществе в виде идеалов, ценностей, предрассудков, норм и т. д. Элементы этих конструкций берутся в виде «кирпичиков» конструируемого образа. Если используемые «кирпичики» оказываются нереальными, то вся рекламная конструкция не имеет шансов на достижение успеха. Что значит «нереальность» элементов имиджа? Это могут быть ложные представления создателя рекламы о ее потребителях: о том, чего °ни хотят в жизни, что уважают, а что презирают, о чем мечтают, и чего боятся... Очень часто нереальными элементами рекламы оказываются заимствования из чужого общества, в котором есть не только универсальные ценности и нормы, но и сугубо специфические, которые за его пределами в таком виде уже не существуют. Иначе говоря, реклама, созданная без знания жизненного мира людей, на которых она ориентирована, может быть в лучшем случае неэффективной, а в худшем — антирекламой. Успешная реклама использует уже имеющиеся материале для конструирования новой комбинации. Самой эффективной, по всей вероятности, была рекламная кампания финансовой пирамиды «МММ». Это уже классика отечественной рекламы. Критерием ее эффективности являются, во-первых, количество людей последовавших советам создателей рекламы, и во-вторых, степень несоответствия рекламировавшегося имиджа и качеств реальной услуги. Иначе говоря, продать хороший хлеб сможет и дурак, а вот продать миллионам кукиш в кармане — это уже высокое искусство. Вся реклама «МММ» строилась на отказе от навязывания чего-то не существующего в жизненном мире миллионов россиян. Просто брались точно схваченные элементы и из них конструировался совет: «Покупайте билеты "МММ"!». Исходная идея «пирамиды» базировалась на глубоко укоренившейся в сознании людей мысли, что честным трудом из повседневного прозябания не подняться, что это может быть результатом лишь чуда, которое вполне вероятно. Эта идеи красной нитью проходит через русские народные сказки: Емеля спал-спал на печи и вдруг — щука, которая творит чудеса.Таким реальным чудом в рекламе предстала компания «МММ». Почти всё догадывались, что это чудо, как и любое иное, связано с риском. Но в русском национальном сознании глубоко укоренилась вера в «авось», вылившаяся в универсальную формулу: «Авось пронесет!». Начало 90-х гг. — это время повальной иллюзии о возможности обогатиться через бизнес. Но настоящий бизнес — это сложно, непонятно, требуются и деньги, и идеи, а тут надо просто купить билеты — и ты уже «не халявщик, а партнер». В рекламе умело было использовано и тогдашнее повальное увлечение мексиканскими «мыльными операми»: одна из героинь ролика — «просто Мария», которую каждый день миллионы людей смотрели с замиранием сердца в бесконечном серия ле. А главный герой рекламного цикла — Леня Голубков — это образ, Ш котором легко узнавали свои черты многие миллионы людей: простой (почти простоватый) «работяга», мечтающий о чуде обогащения простым и честным путем. В другой стране и в России конца 90-х гг. эта реклама бы уже не сработала. Ее успех строился на том, что она была сконструирована иа элементов как национального характера, так и иллюзий, настроений конкретного краткосрочного периода. Конструирование рекламных имиджей «пирамид», прокладок или кандидатов в президенты идет по одним и тем же правилам. Их цель одинакова: превратить сконструированный имидж в социальную конструкцию, исходя из которой и будет принято решение о покупке или голосовании. Технология волеизъявления здесь также однотипна: в одном случае платят банкнотами, в другом — бюллетенями. Не удивительно, что часто одни и те же компании занимаются и товарами, и кандидатами в депутаты и президенты. В политической рекламе Россия также показала примеры классической кампании: тяжело больного человека, который стоял во главе страны в период ее беспрецедентного падения в пропасть социально-экономического кризиса, творцы рекламной кампании смогли выдать за единственно возможного спасителя Отечества. Здесь, как и в случае с «МММ», была продемонстрирована потрясающая эффективность рекламы, измеряемая масштабом полученной поддержки и несоответствием имиджа и реального человека. Для конструирования имиджа очень умело были использованы прежде всего имеющиеся у народа страхи: гражданской войны, террора, диктатуры, нестабильности. «Голосуй или проиграешь!» — главный слоган кампании. Была сконструирована простая до смешного ситуация выбора: или Ельцин, или все то, чего боится народ. Даже очевидные слабости кандидата оказались умело вплетенными в канву народных представлений. Очень трудно представить, что Америка или какая-то европейская страна избрала бы кандидата типа Ельцина. В богобоязненной Америке информация о злоупотреблении спиртными напитками убийственна для кандидата на политический пост. А в России кто же не пьет? Только тот, у кого есть более серьезные пороки. Поэтому попытки противников Ельцина бить по этому месту вызывали чувство солидарности с ним у миллионов людей, которых разбирали на разных комиссиях, выгоняли с работы или просто журили дома, на предприятии или на посту ГАИ за злоупотребление или просто употребление алкогольных напитков. Date: 2015-06-06; view: 509; Нарушение авторских прав |