Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел IV. Достижение большей глубины. По мере того как психотерапевт знакомится с этой шкалой, он обнаруживает ее преимущества: наблюдение за тем
По мере того как психотерапевт знакомится с этой шкалой, он обнаруживает ее преимущества: наблюдение за тем, как пациент «контролирует» свою заботу, дает возможность примерно оценить его вклад в психотерапию, а также наметить шаги для повышения его вовлеченности. Выполняя тысячи других задач, психотерапевт в любой момент должен осознавать, на каком вопросе внутренне сосредоточена работа пациента. Если у него сложилось некоторое представление об этом, то он может отмечать, как пациент работает с этим вопросом. В данной главе описаны некоторые пути осуществления пациентами такой работы — не полный каталог, но некоторые из наиболее часто встречающихся. Четыре группы форм описываются в виде континуума — сначала в основном объективированные формы, затем две промежуточные группы, в которых присутствует и объективация и субъективность, и, наконец, только субъективные индивидуальные формы. Эти группы и представляющие их формы поведения даны в табл. 9.1. Психотерапевту необходимо представлять общий смысл этого измерения, а не стараться механически соотнести поведение пациента и формы, перечисленные в таблице. Наши пациенты не изучали этот предмет, поэтому они неосмотрительно создают все новые и новые паттерны, которые не так легко вписываются в эту схему. ТАБЛИЦА 9.1 Паттерны представления заботы пациентами Паттерны, объективирующие заботу • Называние • Описание • Оценивание Паттерны с тенденцией к объективизации • Функциональное ассоциирование • Причинное или аналитическое ассоциирование • Детализация истории или жизненных событий Паттерны с тенденцией к субъективности • Осознавание тела и ассоциирование • Описание снов и фантазий • Эмоциональное ассоциирование • Осознание в процессе * В основном субъективные паттерны • Спонтанное фантазирование • Свободные ассоциации • Поиск, ведомый заботой Мы начинаем с первого интервью, которое дает нам возможность проанализировать различные способы описания пациентом своей заботы. Глава 9. Соотношение объективации и субъективного 149 Эпизод 9.1 Клиент — Энди Кэмпбелл, психотерапевт — Бланш Натан (Сцена: офис доктора Натан. Время: первое интервью; пациент и психотерапевт уже встретились, познакомились, обменялись шутками, и доктор Натан спрашивает:) П-1. Что привело вас ко мне именно сейчас? К-1. Ну, я уже какое-то время думаю, что мне стоило бы обратиться за помощью, но я все откладывал, и... П-2. Ммм? К-2. Я полагаю, мне все время казалось, что еще не время. Несколько раз я думал, что... Я спросил свою подругу, что она думает по этому поводу, и она сказала, что считает, что мне стоит это сделать. Еще я спросил у моего врача, а он сказал, что иногда психотерапия помогает, а иногда — нет; так что я точно не знаю, но... П-3. Трудно было понять, что вам следует делать, а? К-3. Да. В смысле, казалось, что мне... Я не хотел делать проблему из того, что, может быть, и не так важно, но, с другой стороны, это для меня всегда проблема. П-4. Мне непонятно, что для вас проблема. К-4. Ах, да. Прошу прощения. Это моя нерешительность. Я имею в виду, что нерешительность — моя проблема. Я, похоже, никогда ни в чем не бываю уверен. Я знаю, у всех это есть... Я, наверное, не должен думать, что я чем-то отличаюсь, но... П-5. Я понимаю (выжидательно). К-5. Да. Я привык быть неуверенным. В смысле, вы можете сказать, что я не хочу попасть в глупое положение. Я просто не хочу... но тогда я на самом деле не думаю об этом. Хотя, я не знаю. П-6. Расскажите мне побольше о своей нерешительности и о том, почему для вас это проблема. К-6. Ну, просто, когда мне нужно принять какое-то решение, сразу начинаются неприятности. Вроде как я брожу туда-сюда у себя внутри и никогда не знаю, что будет правильным. Это продолжается уже довольно долго. Я бы хотел быть более уверенным в себе, но не получается. Я думаю, что, возможно, становится хуже. П-7. Вполне может становиться хуже. Вы сейчас более нерешительны, чем обычно? К-7. Да, наверное... но, знаете, я не уверен. Иногда мне кажется, что становится лучше, но очень скоро, когда мне надо принять какое-то решение, я снова прихожу в смятение. П-8. Иногда лучше, иногда хуже? К-8. Вот-вот. Да, я думаю, что именно так. Ой, меня это просто с ума сводит. Ненавижу это. Это делает меня таким нерешительным — ну просто тряпка какая-то! Но что есть, то есть: похоже, это случается со мной все чаще и чаще. Энди Кэмпбелл представляет свою проблему на двух уровнях: он рассказывает о ней и одновременно проигрывает ее. Очевидно (но не до конца) последнего он не осознает, а Бланш Натан решает пока не обращать на это его внимания. Однако будет полезно посмотреть, как он проговаривает свои жалобы. Сначала (К-4 и -5) он просто называет их «моя нерешительность». Несмотря на то что он признает, что является «владельцем» этого качества (используя местоимение «моя»), Энди, похоже, обращается со своими жалобами, как с независящей от него силой. Так он мог бы описать недуг, которым страдает («мой туберкулез представляет для меня проблему»), другими словами, «нечто чуждое, что приносит мне горе». Только после нескольких принимающих и подбадривающих реплик доктора Натан Энди (К-6) дает некое описание того, как эта проблема воздействует на него. Теперь он дает обобщенную формулировку вопроса, мельком касается его истории и выносит оценку, — говорит, что становится хуже. 150 Раздел IV. Достижение большей глубины Третий этап наступает, когда Энди оценочно реагирует и выражает свой гнев на этот паттерн нерешительности (К-8). Его досада и раздражение до этого момента были скрыты, теперь они выступают более явственно, и, по мере того как это происходит, мы видим, что уменьшается внутреннее «отыгрывание» заботы (реплика К-8 существенно более решительна, чем любая другая). Date: 2015-06-06; view: 465; Нарушение авторских прав |