Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Параллелирование локуса





П-9. Ты попал в точку, Фрэнк. Мы оба в это вкладываемся — частично ты, частично я. Иногда ты мне нравишься, иногда ты выводишь меня из себя и тогда я ругаюсь и раздражаюсь.

[пациент/психотерапевт]

К-10. Не знаю, почему ты говоришь, что я что-то делаю для этого, [пациент/психотерапевт]

П-10. Фрэнк, ну ты же не настолько глуп. Ты очень хорошо знаешь, по крайней мере на каком-то уровне, что я имею в виду. Ты меня сейчас просто подкалываешь, потому что я на миг утратил осторожность. [пациент/психотерапевт]

К-11. А почему же я хочу так делать? [пациент]

П-11. А потому, что ты не знаешь, что еще можно делать, кроме как жаловаться и нападать.

[пациент]

К-12. А когда это я жаловался и нападал? Ты почти всегда находишь возможность обвинить меня — что бы я ни говорил. [пациент/психотерапевт]

П-12. Боюсь, что ты прав. Но, Фрэнк, ты же на это напрашиваешься, [пациент/психотерапевт]

К-13. И как это, черт побери, я напрашиваюсь? К чему мне это? [пациент]

П-13. Что-то в тебе нуждается в том, чтобы провоцировать других людей. Я вижу, как ты делаешь это здесь, со мной, и я уверен, что делаешь это и с другими, [пациент/психотерапевт]

К-14. Я всегда что-нибудь делаю. Ну если бы ты каждый день видел столько же дерьма, сколько я вижу, ты бы... [пациент]

П-14. Фрэнк, ты жалуешься на жизнь, вместо того чтобы что-то сделать с ней. [пациент]

К-15. Когда ты так говоришь, мне становится по-настоящему худо. Я думал, ты ждешь, чтобы я тебе рассказывал все, что я чувствую, и теперь так паршиво слушать, как... [пациент]

П-15. Да, я знаю. Я знаю, потому что ты говоришь мне об этом снова и снова. Я знаю, потому что ты рассказываешь об этом с таким удовольствием. А теперь тебе кажется, что я несправедлив, — ведь ты только делал то, что я тебе велел делать, [пациент/психотерапевт]

К-16. Мне кажется, что мне никогда не было особенно интересно рассказывать тебе все это. В общем-то, все одно и то же, я каждое утро просыпаюсь в дурном настроении, с мерзкими предчувствиями, а потом приношу все это сюда и вываливаю на тебя...

[пациент/психотерапевт]

П-16. Ты вкладываешь столько сил в рассказы о том, как плохо жизнь обращается с тобой, что ворчишь уже по привычке везде и всюду, и люди или отворачиваются, или сердятся. Тебе неприятно это слышать, но это так, и я думаю, что какая-то часть тебя это тоже знает.

[пациент]

К-17. Мне не нравится быть несчастным. Нет ничего хорошего в том, чтобы смотреть, как вокруг тебя веселятся, а я все время один, и все время вокруг меня одна и та же дерьмовая скукота. [пациент/другие]

П-17. А ты когда-нибудь пытался себе представить, что бы было, если бы ты не чувствовал себя несчастным? [пациент]

К-18 {безжизненно). Было бы большое облегчение. [пациент]

П-18. Нет, Фрэнк, ты сейчас говоришь только разумом, не сердцем. Попробуй вчувствоваться в это: как бы это было, если бы ты не чувствовал себя несчастным, печальным, одиноким? [пациент]

К-19 (минуту молчит, действительно стараясь осознать эту мысль, затем лицо внезапно на -прягается, голос звучит гневно). Если бы я когда-нибудь перестал быть несчастным, я бы больше никогда не был бы счастлив. [пациент]

Мы можем улыбнуться парадоксальности постигшего Фрэнка озарения, но вся ирония в том, что его взрыв — это осознание того, что он зависит от своей озлобленной позиции, которая дает ему возможность занимать в этом мире свое место, дает возможность чувствовать, что он обладает хоть какой-то силой в этой жизни, в которой столько разочарований и неудовлетворенности.


Раздел III. Влияние на субъективное

Этот отрывок очень сильно сокращен, но все же он дает достаточно ясное представление о том, как долгая работа в области «пациент/другие» привела к тому, что Фрэнк смог начать анализировать свой способ «быть с психотерапевтом», что, в свою очередь, позволило ему погрузиться во внутреннее, интрапсихическое исследование.

Внимание на интрапсихическом

Теперь очевидна моя уверенность в том, что самая фундаментальная и самая длительная психотерапевтическая работа происходит в процессе тщательного исследования интрапсихической реальности. Это ни в коем случае не перечеркивает могущества обоих аспектов межличностного. Естественно, можно придумать случай, в котором единственным источником и мерилом психологических затруднений (психопатологии) служит межличностное. Тем не менее эти затруднения встраиваются в перцептивные конструкции внутренней жизни пациента, которые требуют внимания психотерапевта.


Сказать, что мы работаем в интрапсихическом локусе, — вовсе не означает отказаться от обращений к людям или объектам, окружающим пациента. Мы к ним часто обращаемся, но главная цель того, что мы при этом выясняем, описываем и отражаем, — это определить, как пациент структурирует свою идентичность и природу мира, в котором он живет (его систему конструктов «я-и-мир»).

Смысл такого подхода состоит в том, что психотерапевт часто специально следит за внутренним аспектом сказанного. Например:

К-А. С тех пор как скончалась моя мать, мне так грустно. При всех моих бедах, мне было так

хорошо с ней. [пациент/другие]

П-А. Теперь вы чувствуете себя один на один со всем этим. [пациент]

К-Б. Мне кажется, они не понимают, что я пытаюсь им сказать. Вместо этого, они все время говорят мне, что я должен делать, вместо того чтобы разговаривать с ними.

[пациент/другие] П-Б. Вы почему-то не можете найти способ сделать так, чтобы вас поняли, не так ли?

[пациент]

К-В. Я не понимаю, почему вы не можете сказать мне, что мне делать. Вы гораздо опытнее меня в этих делах. [пациент/психотерапевт]

П-В. Вы чувствуете себя слишком неопытным, чтобы принимать решения самостоятельно, не так ли? [пациент]

Конечно, ни один из этих ответов не существует сам по себе. Как показывает работа с Фрэнком (эпизод 8.3), осознать скрытые, но проникающие всюду пути, которые могут привести к саморазрушению, возможно только в многократно повторяющемся диалоге, при устойчивой конфронтации со способом бытия человека.

Внимание на психотерапевте

Хотя обращения к психотерапевту могут быть достаточно частыми, они, по большей мере, не отражают подлинного фокусирования перцептивного поля пациента на


Глава 8. Параллелирование локуса 139

психотерапевте. Скорее, они представляют собой намеки, косвенные включения или подчеркнутую дань вежливости. Этот локус предполагает совсем другое. В данном случае, мы озабочены системой координат, исходя из которой пациент разговаривает с нами, озабочены тем, какие фигуры выходят для него на первый план, составляют его заботу прежде всего. После первого установочного периода в психотерапии для очень многих пациентов психотерапевт становится частью фона.

Рискованное обобщение: по большей части существуют только четыре ситуации, в которых оправдано сосредоточение внимания только на психотерапевте:

• когда способ бытия пациента приводит его к тому, что он становится полностью поглощен взглядами психотерапевта, его суждениями, потребностями и высказываниями; поглощен настолько, что не может рискнуть ослабить свою сосредоточенность на этом и получить доступ к своим собственным нуждам;

• когда психотерапия подходит к концу, пациент уже достиг значительного понимания себя и самостоятельности и нуждается в проработке остаточных ожиданий и озабоченности, связанных с личностью психотерапевта (включая элементы переноса);

• когда пациент и психотерапевт попадают в тупиковую ситуацию в психотерапии, и психотерапевт, в качестве средства выхода из тупика, готов обсудить свой вклад в создавшееся положение;

• когда потребности самого психотерапевта таковы, что он должен вывести их на первый план — чтобы укрепить альянс или поработать с некоторыми аспектами своей собственной жизни, которые просачиваются или могут просочиться в психотерапию, например: психотерапевт тяжело болен или ему предстоит перенести серьезную операцию; психотерапевт собирается переехать в другой город или оставить практику; психотерапевт переживает личностный кризис, о котором мог слышать пациент или который может проявиться в работе (развод, смерть супруга).


Поглощенность психотерапевтом. В первом случае психодинамика пациента толкает его на то, чтобы сосредоточиться на психотерапевте. Часто в таких случаях поглощенность пациента психотерапевтом разрешается через сопротивление дальнейшему исследованию себя, т. е. основному делу психотерапии. Тем не менее поглощенность пациента психотерапевтом может потребовать прямой и непосредственной работы, особенно на ранних ее этапах.

В процессе этой работы психотерапевт отмечает скрытые и явные обращения к себе, решая, следует ли поощрять дальнейшее внимание к тому, как его видит пациент, как на него реагирует. Реплика психотерапевта П-1А (в эпизоде 8.1, с. 132) является прямой попыткой поступить именно так, и вполне приемлема в случае, если есть устойчивый альянс, а пациент имеет некоторый опыт открытого обсуждения своих отношений. Для недавно пришедшего в психотерапию и менее искушенного пациента этот вариант не столь удачен, так как после этого вопроса у такого пациента мог бы Усилиться самоконтроль. Для такого человека подход к осознанию основ его нерешительности может потребовать большого количества шагов, как в эпизоде 8.4.

Эпизод 8.4

КлиенткаБелль Кэпьон, психотерапевтЧарльз Снайдер

К-1. Когда я пытаюсь рассказать тебе о своей духовной жизни, я тут же начинаю себя контролировать. Это для меня важно, но я с трудом говорю об этом.[пациент/психотерапевт] П-1. Твоя духовная жизнь важна для тебя, но все же... [пациент]








Date: 2015-06-06; view: 364; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию