Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III. Влияние на субъективное. К-2. Да. {Пауза.) Я знаю, было бы хорошо, если бы я могла говорить об этом, но





К-2. Да. {Пауза.) Я знаю, было бы хорошо, если бы я могла говорить об этом, но... но горло как будто сжимается, когда я пытаюсь говорить. [пациент]

П-2. Ты хочешь рассказать о своей духовной жизни, но чувствуешь в себе какую-то преграду, когда пытаешься это сделать. [пациент]

К-3. Я не понимаю, почему я... почему я... я думаю, что я боюсь, что ты...

[пациент/психотерапевт]

П-3. Твои страхи относительно меня не дают тебе рассказывать об этом.

[пациент/психотерапевт]

К-4. Я знаю, что чувствую не так, но кажется, что так. В смысле, я все время пытаюсь представить, что ты подумаешь, [пациент/психотерапевт]

П-4. То, что я могу подумать и есть тот самый блок, который не дает тебе делать здесь то, что ты хочешь, да? [пациент/психотерапевт]

К-5. Я думаю, да. Например, мне интересно, есть ли и у тебя духовная жизнь? [психотерапевт]

П-5. Белль, я был бы рад ответить на этот вопрос как-нибудь потом. Сейчас для нас с тобой важнее рассмотреть твои чувства относительно меня. С моей стороны есть что-нибудь, что не дает тебе это сделать? [психотерапевт]

Это, как и большинство наших примеров, — очень сжатая версия психотерапевтической работы, которая могла бы включать в себя гораздо более длинный диалог и даже длиться несколько сессий. Цель в данном случае — показать пациентке, что психотерапевт принимает ее колебания, и сами по себе они являются вполне подходящим предметом психотерапевтического исследования. В то же время психотерапевт Совершает различные действия для того, чтобы усилить мотивацию пациентки работать с этим блоком: оставляя свою реплику незаконченной (П-1), он мягко подталкивает пациентку завершить ее, хотя бы про себя. Следующие две реплики (П-2 и -3) призваны помочь пациентке осознать свой интрапсихический конфликт, в надежде, что это снизит возможную тревогу относительно разногласий с психотерапевтом. Затем (П-4) психотерапевт переносит внимание на себя, но так, чтобы связать это с внутренним конфликтом пациентки и чтобы у нее возникло предположение, что разговор с психотерапевтом соотносится с желательным уменьшением конфликта.

Заметим, что ключевой вопрос (последнее предложение реплики П-5) точно такой же, что и в более раннем примере (П-1А в эпизоде 8.1), но теперь он ложится на подготовленную почву — пациентку уже побудили перенести фокус внимания с обобщенного осознания себя на конкретное отношение к психотерапевту (сужение при параллелировании рамок). Готовность пациентки сделать этот шаг определяется по тому, что она сама перенесла фокус внимания на психотерапевта (К-5).

Другие случаи фокусирования на психотерапевте. Каждый из оставшихся трех случаев можно представить себе как ситуацию, в которой психотерапевт решает, что необходимо некоторое раскрытие себя. Подробный разговор о всех последствиях подобного шага по масштабам явно превышает размер этой книги. Однако здесь можно привести общие предложения или расставить вехи.

Первое и самое главное: требуется абсолютная честность. Это значит, что в информации, которая дается пациенту, не должно быть никаких искажений. Наши пациенты полагаются на нас, ждут, что мы поможем им в тестировании их реальности. Если в этом отношении мы не аутентичны, мы полностью их предаем. Говорить честно —


Глава 8. Параллелирование локуса 141

не значит говорить обо всем, что касается предмета разговора. Разумеется, что часто именно в этом и состоит наша ответственность — не говорить всего. Но тогда честность требует, чтобы мы прямо указывали на сам факт умолчания:

Я могу кое-что сказать тебе о том, что тебя интересует, но я не скажу тебе всего, что я знаю об этом, потому что, если бы я это сделал, я нарушил бы конфиденциальность (или сказал бы больше, чем, как мне кажется, нужно в данное время и в данных обстоятельствах).

Если это сказано спокойно и твердо, то, как правило, пациент относится к этому с пониманием. Если пациент начнет спорить, упрашивать или попытается нарушить границы, то само по себе это может быть вполне подходящим предметом психотерапевтического исследования (и может рассматриваться как сопротивление; см. гла-ву 10).

Второе — раскрытие непосредственных, относящихся к данной ситуации реакций, более приемлемо, чем обсуждение вещей, которые не относятся к психотерапии с данным конкретным пациентом. Психотерапевт имеет право на неприкосновенность личной жизни, и тот факт, что он просит своих пациентов быть полностью открытыми, не налагает аналогичных обязательств на него самого.


Третье — разговор о реакциях по процессу (чувствах и мыслях о самой работе, о том, как она происходит), как правило, более полезен (и больше соответствует действительным ожиданиям клиента), чем обсуждение деталей личной жизни психотерапевта за пределами психотерапии. Конечно, когда внешняя жизнь вторгается в психотерапевтическую работу, важность этого положения снижается.

Четвертое — раскрытие чувств психотерапевта по отношению к пациенту, связанных с враждебностью, обидой, желанием наказать, эротическими побуждениями, желанием соблазнить или соперничеством, должно предприниматься только в том случае, если пациент был к этому тщательно подготовлен. Кроме того, психотерапевт должен принять это решение вне сессии, должен располагать временем для того, чтобы, насколько возможно тщательно, проверить свои собственные потребности, мотивы и намерения. Если такие чувства очень сильны, то, прежде чем хоть сколько-нибудь затрагивать этот предмет, психотерапевту хорошо бы прибегнуть к супервизии или консультации с коллегами.

Резюме

Когда психотерапевт слушает пациента и решает, когда и как ему ответить, он, скорее всего, обращает внимание на множество вещей помимо очевидного содержания: вид эмоции и степень ее выраженности, качество и направленность объяснений, описание себя, общие установки и ценности, как их воспринимает психотерапевт, и т. д. Опытный и эффективный психотерапевт действует одновременно на многих Уровнях восприятия и интуиции. Само собой, еще многое из того, что требует внима-


142 Раздел 111. Влияние на субъективное

ния психотерапевта, невозможно подробно описать или полностью проанализировать так, чтобы это было ясно и очевидно. В этой главе мы определили четыре точки приложения особого внимания психотерапевта. Мы назвали их «локусами внимания»: сосредоточенность на отношениях пациента с другими, на отношениях пациента с психотерапевтом, на психотерапевте и на внутреннем мире пациента, на его субъективности







Date: 2015-06-06; view: 482; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию