Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-групповая идеология





Обычная логика проста и понятна: в результате постепенных процессов, путем своеобразной «отжим­ки» из групповой психологии самое существенное и принципиальное переходит в групповое сознание, из которого, в рафинированной, научной или публицисти­ческой форме, в идеологию. Однако исторический опыт показывает, что подчас формирование идеологии мо­жет происходить и вне рамок самой большой социаль­ной группы — например, марксизм-ленинизм как идео­логия рабочего класса и учение о целях и перспективах его развития был создан выходцами из совсем иного класса-антагониста. В ситуациях, когда уровень обра­зования и дефицит свободного времени не дают воз­можности представителям класса (например, наемным рабочим) выработать собственную идеологию, послед­няя может привноситься в групповое сознание извне. В этом случае она обладает двойственной, диалектиче­ской природой: с одной стороны, чтобы укорениться в сознании данной группы, она должна вытекать из са­мой ее повседневной психологии и быть близкой, доступной и понятной для представителей группы. С дру­гой стороны, приходя извне, она сама формирует груп­повое сознание и влияет на групповую психологию, во многом направляя ее развитие.

Становление социально-групповой идеологии представляет собой, согласно идеальной схеме, само­произвольный, хотя и вполне объективно-исторически детерминированный процесс. По сути, это процесс от­бора наиболее характерных для бытия данной группы психологических элементов и тенденций из всей сово­купности случайных и противоречивых, носящих инди­видуальный характер компонентов психики. Он также включает их переработку и самоорганизацию в строй­ную систему социально-типичных представлений и ценностей, управляющих сознательным, целеустрем­ленным политическим поведением наиболее продвину­тых (то есть, уже обладающих групповым сознанием, на базе которого и усваивается групповая идеология) пред­ставителей данной большой социальной группы. Это и есть основные параметры содержания групповой идео­логии. В ходе данного процесса групповая идеология получает свой надындивидуальный статус и обретает особую форму существования — обладающие ей в боль­шей или меньшей степени члены группы являются всего лишь носителями и выразителями свойственно­го только группе в целом универсума групповой идео­логии.

В групповой идеологии выделяются три основных компонента. Во-первых, это ценности данной большой группы. Во-вторых, это основные нормы сознания, жизни и поведения группы. Наконец, в-третьих, это конкретные образцы поведения для представителей данной группы. Помимо этого, в качестве дополнитель­ных, некоторыми авторами сюда включаются также и социальные ориентации, и даже ролевые представ­ления.

В конечном счете, любая идеология представляет собой набор определенных ценностей и, соответственно, антиценностей (то, что группа считает ценным и, напротив, от чего отказывается, не считая ценным), норм (то, что считается нормальным и приемлемым) и конкретных образцов в виде примеров жизни и деятельности «героев» данной группы (от биографии Дж. Форда для американского капитализма, например, до портретов «пионеров-героев» П. Морозова, В. Дубинина и др. для советского социализма).

Социально-групповая идеология существует в форме политических программ, манифестов, наборов лозунгов. Носители и выразители (пропагандисты) групповой идеологии превращаются в профессио­нальных политических работников, занимающихся по­литикой от имени и в интересах данной большой со­циальной группы. Как правило, для распространения групповой идеологии создаются соответствующие по­литические инструменты: партии, движения, депутат­ские группы и т. д. Особую роль в распространении групповой идеологии играют средства массовой ин­формации — прежде всего, специально создаваемые данной группой и ее элитой.

 

ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ГРУППОВОГО СОЗНАНИЯ:

«ГРУППА В СЕБЕ» И «ГРУППА ДЛЯ СЕБЯ»

Диалектика развития социально-группового созна­ния и, на его базе, групповой идеологии как своего рода группового универсума рассматривается в соответствии с классической гегелевской формулой: от «группы в себе» — к «группе для себя» (у Ф. Гегеля это диалекти­ка превращения: «вещь в себе» — в «вещь для себя»).

«Группа в себе» — это такой уровень развития, когда группа в целом и ее представители, уже выпол­няя в обществе определенные функции и объективно существуя как влиятельный класс или определяющая страта в системе социально-экономических отноше­ний, еще не могут политически осознать этой роли и своего особого политического положения и действо­вать в соответствии с этим. Классический пример «группы в себе» — это буржуазия на закате феодаль­ного строя, когда реальные деньги уже принадлежа­ли, скажем, ростовщикам, а номинальная власть все еще была у обнищавших аристократов, по ночам хо­дивших к этим самым ростовщикам закладывать фа­мильные реликвии. Естественно, что рано или поздно у «группы в себе» начинает появляться желание стать «группой для себя» — то есть, так изменить социаль­ный и политический порядок, чтобы и номинальная по­литическая власть стала принадлежать тем, кому уже принадлежит реально власть экономическая — в дан­ном случае, новому буржуазному сословию, Тогда и на­чинается процесс превращения «группы в себе» в «группу для себя».


«Группа для себя» — это такой уровень развития, при котором группа или, по крайней мере, значитель­ная часть ее представителей уже осознают особенно­сти положения и роль своей группы в обществе, и на­чинают активно участвовать в социальных, прежде всего политических процессах, направленных на изме­нение общественного устройства в соответствии с по­требностями, интересами, ценностями данной группы. Например, постепенно готовят и, рано или поздно, осу­ществляют политический переворот — в рамках уже избранного примера, буржуазную революцию. Тогда взявшие власть представители новой большой социаль­ной группы меняют весь социально-политический по­рядок, создавая для своей группы наиболее удобные условия политического господства. «Группа для себя» создает и общественное устройство для себя, и политические структуры, институты — в целом, государст­во для себя. Соответственно, все это закрепляется в со­ответствующей правовой системе. Практически, вся динамика смены государственно-политических и пра­вовых устройств в истории человечества была и оста­ется сменой форм господства тех или иных больших социальных групп.

Теоретически, если продолжить формулу гегелев­ской диалектики, помимо этапов «группы в себе» и «группы для себя», возможен и третий этап — «груп­па для других». Согласно еще старой логике социа­листов-утопистов, это могло бы вести к появлению го­сударства «всеобщего благоденствия», когда некая большая социальная группа, осознав свою взаимозави­симость с другими социальными группами, отказалась бы от установления своего монопольного политическо­го господства и перешла к принципиально новому эта­пу построения «общенародного государства». Такая цель декларировалась марксистами в виде создания социального устройства для всех трудящихся классов с постепенным стиранием граней и различий между ними, сменяющего «диктатуру пролетариата» (пре­дельная форма господства «группы для себя») и ведущего, в перспективе, к самоуничтожению, в ходе этого процесса, пролетариата как класса, к полному отмиранию классов и государства как формы классово­го устройства общества. Однако такая схема так и осталась на уровне идеологических деклараций.

Практический переход к ней означал бы реальную многоукладность экономики, социальный плюрализм и подчинение политического государства гражданско­му обществу — то есть, ликвидацию монополии власти партийной элиты одной из больших социальных групп, к чему она оказалась не готова. На практике, ближе всего к таким идеям находятся социал-демократиче­ские идейно-политические конструкции.

 







Date: 2015-06-06; view: 475; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию