Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные концепции культуры





Многомерность феномена культуры объясняет ее открытость для различных исследовательских традиций. В зависимости от того, каким формам деятельности и каким результатам ее придается большее значение в культуротворческом процессе, разные исследователи предлагают разные концепции культуры.

Можно выделить следующие основные концепции культуры:

Натуралистическая концепция

Сформировалась в рамках философии Просвещения 18 в. (Ф. Вольтер, Дж. Вико, И. Гердер). Культура рассматривается как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие естественных способностей человека. Культура здесь выступает как система механизмов и институтов, обеспечивающих существование людей в соответствии с требованиями и потребностями их неизменной «естественной» природы.

Гегельянская концепция

Сформировалась в трудах Ф. Гегеля в конце 18 – начале 19 вв., а затем нашла свое продолжение в творчестве его последователей – представителей философии неогегельянства второй половины 19 – первой половины 20 вв. К ультура рассматривается как реализация Абсолютной идеи (Мирового разума), которая развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве, философии, системах морали, права и т.д. Отдельные люди как непосредственные субъекты культурного творчества выступают как объекты Мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.

Аксиологическая концепция

Сформировалась в конце 19 – первой половине 20 вв. рамках баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), в творчестве таких ученых, как В. Дильтей, П. Сорокин. Культура рассматривается как единство ценностей, созданных человечеством. Ценности рассматриваются как важнейший системообразующий фактор культуры, определяющий ее строение, целостность, основные функции и свойства. Согласно данному подходу, культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека. Так, например, П.Сорокин в соответствии с характером доминирующей ценности делит все культурные системы на:

- идеациональные (главные ценности ориентированы на потусторонний, сверхъестественный мир - например, средневековая западная культура, буддийская культура);

- идеалистические (ценности ориентированы как на материальные, так и на сверхъестественные, религиозные цели – например, древнегреческая культура 5-4 вв. до н.э., западноевропейская культура 13-14 вв.);

- чувственные (ценности ориентированы исключительно на земной, материальный мир и отрицают требования религии и морали – например, современная западная культура).

Деятельностная концепция

Сформировалась в рамках марксизма. Культура определяется как результат практической деятельности людей. Эти результаты материализуются, а точнее – объективизируются в тех или иных материальных или духовных предметах. Только в процессе деятельности человек входит в сферу культуры. В этой деятельности создается специфически человеческий мир, который предстает как социальная реальность. Таким образом, культура здесь выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

Семиотическая концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках структурализма (К. Леви-Строс, У. Эко, М. Фуко), символической теории Э. Кассирера. Культура понимается как совокупность знаков, которые служат ориентирами в жизни и деятельности человека. Основная функция знаков состоит в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Основанием и системообразующим механизмом культуры является язык.

Психоаналитическая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. рамках философии психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Функционирование культуры и ее развитие объясняется из особенностей человеческой субъективности; провозглашается принципиальное противоречие между природным началом в человеке и нормами культуры. В теории З. Фрейда и его последователей культура рассматривается как механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Здесь, с одной стороны, отмечается репрессивная сторона культуры как отчужденной от человека принудительной системы, задачей которой выступает защита общества от природного начала в человеке путем установления нормативных запретов и символических проекций (идеалов), снимающих страх и чувство вины, возникающих под влиянием запретов. С другой стороны, отмечается продуктивная сторона культуры, которая является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его агрессивные инстинкты в разнообразные формы созидательной, творческой деятельности.

В теории К.Г.Юнга основой культуры провозглашается коллективное бессознательное, которое зародилось в древности в коллективном психическом опыте людей (природа его социально-культурная, однако оно передается по наследству на генетическом уровне). Первичными структурами коллективного бессознательного являются архетипы, т.е. некие общезначимые и интуитивно понимаемые символы (например, архетип священного, магического, таинственного недоступного и пугающего, или архетип «тени» – темного двойника нашего «я»). Все формы культуры (мифология, религия, мораль) выступают символическим выражением коллективного бессознательного.

Игровая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. в творчестве Й. Хейзинги, Е. Финка, Х. Ортега-и Гассета и др. В данной концепции игра рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, порядок, искусство, ремесло, наука и т.д.) обнаруживают свои корни в игре. Она содействует постоянному восстановлению в культуре гармонии, порядка и безопасности. Согласно Й. Хейзинге, игра рассматривается как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении.

Экзистенциальная концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Культура понимается как уникальный способ человеческого существования, как особое духовное измерение бытия, которое порождается стремлением человека к свободному осуществлению его личности на основе подлинного существования (экзистенции). Она возникает по мере наполнения природного существования человека духовным содержанием. Смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость выхода за рамки предметного мира, круга обыденных забот.

Date: 2015-11-15; view: 4031; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию