Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и функции культуры





Структурирование культуры может производиться по самым различным основаниям. Наиболее известным является деление культуры на материальную и духовную на основании того, что все результаты человеческой жизнедеятельности представляют собой различные формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Материальная культура включает деятельность, направленную на производство и воспроизводство ценностей, способных удовлетворять материальные потребности людей, а также результаты, способы осуществления и регуляции этой деятельности (например, орудия и средства труда, техника и сооружения, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта).

Духовная культура представляет собой систему нематериальных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и эстетического творчества. Элементами духовной культуры являются знания, умения, навыки, традиции, обычаи, нравы, ценности, которые вместе образуют нормативную систему культуры. Эта система и осуществляет регуляцию поведения человека, она показывает, что, как и в каких ситуациях ему надлежит делать. Духовная культура выполняет функции социализации человека, формирует мировоззренческие представления, стиль мышления и способ поведения, связывает индивидов в сообщество и обеспечивает связь поколений.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Оно основывается на двух основных формах деятельности человека: материально-практической и духовной. Вместе с тем во многих культурных объектах можно проследить аспекты как материального, так и духовного творчества. Например, книга как продукт полиграфической деятельности – это объект материальной культуры, а ее содержание является объектом духовной культуры.

Существуют также другие многочисленные способы выделения различных видов культуры по различным основаниям. Следует перечислить основные из них:

- связь с религией (культуры религиозные и светские);

- региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская культура); наряду с ними выделяют общечеловеческую культуру;

- регионально-этническая принадлежность (белорусская, французская, немецкая культура);

- принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

- социально-классовая принадлежность (рабочая культура, буржуазная культура, культура среднего класса и др.);

- сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

- связь с территорией (сельская и городская культура);

- специализация (обыденная и специализированная культура);

- уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура);

- доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Следует прояснить смысл двух последних типологий.

Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная культура – это культура, которая формируется в высших слоях общества. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует специальной профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Элитарная культура предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие особых культурных форм и практик, особого языка, понятного и доступного лишь для определенных социальных групп (элитарных групп). Как правило, основные идеи и ценности элитарной культуры плохо понимаются большинством людей, однако признается их высокий статус, необходимость и значимость для общества.

Массовая культура – культура, представляющая собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами культурной индустрии усредненную и стандартизированную культурную продукцию, рассчитанную на массового потребителя. При этом отдельные культурные образцы рассматриваются исключительно как товар, выставляемый на продажу, необходимый для удовлетворения потребителей. Именно поэтому массовая культура не может быть рациональной и носит преимущественно развлекательный характер. Возникновение массовой культуры приходится на современную эпоху, когда с появлением СМИ, рассчитанных на массового потребителя (радио, телевидение, Интернет), возникла возможность тиражирования культурной продукции в широких масштабах.

Доминирующая культура – это культура, распространяющаяся на всех членов определенного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей.

Субкультура – это культура отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни, отличающий их от других социальных групп и общностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества. Существуют религиозные, этнические, профессиональные, политические, территориальные, молодежные субкультуры.

Контркультура – культура, находящаяся в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергающая принятые ею ценности, образ жизни, правила и нормы поведения. В связи с этим доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние. Выделение контркультур бывает достаточно сложным, так как контркультурные черты могут накапливаться в некоторых субкультурах.

Как элемент общества, культура выполняет ряд чрезвычайно важных социальных функций:

1) Аксиологическая функция отражает способность культуры нарабатывать и предлагать человеку систему ценностей и ценностных ориентаций, которые, будучи освоены человеком, наполняют его жизнь значением и смыслом.

2) Адаптационная функция проявляется в том, что культура посредством разнообразных норм и образцов поведения помогает человеку приспособиться к изменчивой природной и социальной среде и приспособить эту среду к своим потребностям и интересам.

3) Нормативная функция отображает способность культуры создавать идеалы и нормы, иные программы, которые формируют стандарты поведения, определяют ценностные ориентации людей и влияют на образ жизни и способы деятельности.

4)Функция социализации проявляется в том, что усвоение культурных ценностей в процессе обучения и воспитания формирует у индивида социальные черты, которые соединяют его с обществом и придают личности способность к ответственной и социально значимой деятельности.

5) Интегративная функция проявляется в способности культуры объединять людей на основе единых ценностей и норм, которые одновременно и отличают одни сообщества от других, придавая им культурную специфику.

6) Знаково-символическая функция связана со способностью культуры выступать в качестве знаков, в которых сохраняется смысл и значение культурных ценностей.

7) Коммуникативная функция проявляется в том, что культура выступает средством общения между людьми, обмена опытом и знаниями, передачи, приема и осмысления информации.

8) Деятельностно-творческая функция отражает активную, творчески-конструктивную природу культуры, ее способность стимулировать активную деятельность людей с помощью накопленного социального опыта.

Следует также отметить, что культура не является неизменной. Происходит постоянный процесс изменений в рамках различных структур и форм культуры. Данные изменения отражают сущность понятия «динамика культуры».

Динамика культуры – это сложный процесс производства, накопления и трансляции культурных ценностей, характеризующийся сочетанием разнообразных механизмов, форм и способов культуротворчества. С одной стороны, этот процесс связан с наработкой, сохранением и передачей новым поколениям культурных ценностей и “технологий” их производства, а с другой – изобретением новых творческих технологий и созданием новых культурных объектов.

Первая тенденция воплощается в преемственности, обеспечивающей связь между культурными эпохами и стилями, наследование и сохранение идей, творческих принципов и приемов. Преемственность в культуре существует как культурная традиция.

Вторая тенденция осуществляется в инновационных процессах, в новаторстве, которое связано с созданием новых культурных образцов, приумножением культурных ценностей. Благодаря новаторству в культуре появляются новые жанры и стили, новые научные теории, новые идеалы и ценности.

История культуры, таким образом, предстает как история сохранения, обогащения и развития культурных ценностей.

 

 

Date: 2015-11-15; view: 920; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию