Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная философия. Основные философские школы ранней и средней классики





Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этап охватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.

Основными философскими школами ранней классики были:

1. Милетская школа (город Милет);

2. Пифагорейский союз, «пифагорейцы» (Главный представитель Пифагор);

3. Элейская школа, «элеаты» (город Элея);

4. Атомисты (Основное понятие их учения «атом»).

Все эти школы объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Эта первооснова первична, неизменна, в отличии от вещей, которые изменчивы и преходящи. Эта первооснова иногда обозначалась термином «физис», что означало природу, то есть первоначало. Поэтому представителей ранних философских школ часто называют физиками или натуралистами.

Философы милетской школы видели ее в той или иной природной стихии. Фалес утверждал, что все вещи состоят из воды, а разрушаясь, превращаются в воду. Анаксимен таким первоначалом называл воздух. Анаксимандр – апейрон: подвижное вещество, напоминающее туман. Он же утверждал, что Земля шарообразна и равноудалена от других частей космоса.

Гераклит из Эфеса считал началом мира огонь, который равен самому себе, закономерно загорается и закономерно затухает. У Гераклита все не только возникает и исчезает, а все находится в процессе становления, то есть в процессе непрерывного перехода то одной противоположности к другой: холодное нагревается, горячее охлаждается и так далее. Между противными сторонами идет «вечная война». «Война есть мать всего и повелительница всего». Но это такая война, в которой есть моменты мира. Противоположности соединяются в гармонии, поскольку «одни вещи, меняясь, становятся другими, а те, другие, меняясь, становятся первыми». Таким образом, «все есть одно, а «из одного проистекает все». Такое учение о всеобщем движении и развитии позднее получит название диалектика.

Пифагорейская школа или пифагорейцы – весьма оригинальное учение периода ранней классики. Основателем ее был Пифагор из Самоса. Другим, более поздним представителем, являлся Филолай.

Наиболее яркая и известная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю. «Пифагорейцы стали первыми математиками… и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели начала всех вещей, более чем в воде, огне, земле…более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел. Отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом». Можно сказать, что пифагорейцы в своем учении:

1). оторвали числа от реальных вещей, придали им самостоятельное, независимое от вещей, существование; 2). мистифицировали числа, то есть, наделили их особыми свойствами оказывать влияние на все вещи, явления, процессы. В конечном итоге числа – это не только начала, образующие вещи («физис» вещей), но и то, что придает им их свойства, отношения. В целом, числа правят миром. Такой отрыв чисел от реальных вещей есть первый шаг на пути к идеализму - философскому направлению, признающем первичность идей по отношению к материальным вещам.

Представители элейской школы философии (элеаты) (Парменид, Зенон, Ксенофан) противопоставляли разум и чувства. По их мнению, мир, воспринимаемый с помощью чувств, – это иллюзия. Истинный мир познается только разумом. Следовательно, бытие – это то, о чем можно мыслить без противоречий. О небытии мыслить нельзя: бытие есть, небытия нет. На основании этого элиаты отрицали движение: движение – это переход от небытия к бытию и от бытия к небытию, но поскольку нет небытия, то нет и движения. Зенон предложил ряд доказательств отсутствия движения, которые он назвал апориями. Элиаты не отрицали видимость движения. Они утверждали, что движение нельзя помыслить без противоречий.

Атомисты - последняя философская школа в рамках философии физиса, которая пыталась ответить на вопросы, поднятые элеатами. Главные представители этой школы – Левкипп и Демокрит.

Свою концепцию бытия предложил Демокрит. Он утверждал, что бытие – это что-то предельно простое, непроницаемое и неделимое, он его назвал «атом». Мир состоит из атомов, которые отделены друг от друга пустотой. Атом – бытие, пустота – небытие. Атомы различаются по форме, плотности, шероховатости и, соединяясь, образуют самые разные вещи. Теория Демокрита носила умозрительный характер, но она способствовала развитию науки и просуществовала более 1,5 тыс. лет.

Отличительными чертами античной натурфилософии являются космоцентризм, онтологизм, эстетизм, рационализм, архетипичность. Мир здесь предстает как упорядоченный и рационально организованный космос, которому всеобщий закон-Логос придает единство, симметрию и красоту и этим превращает его в объект эстетического наслаждения. Предназначение же человека видят в том, чтобы с помощью разума познать истоки этой космической красоты и организовать свою жизнь в соответствии с нею.

Второй этап продолжался со средины V до конца IV вв. до н.э. В Афинах в условиях рабовладельческой демократии особо высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать. Этому за деньги учили особые люди, которых называли софистами. Наиболее видные представители – Протагор, Горгий, Гиппий. Со второй половины 4 века до н. э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-прфессионала, учителя философии. Они впервые в центр философских размышлений поставили человека. Их девизом стало утверждение: «Человек – мера всех вещей». Софисты утверждали, что истина – это логическая доказуемость, а доказать можно все, что угодно. Они предложили ряд умозаключений, правильных по форме, но абсурдных по существу, которые вошли в историю философии под названием софизмов. Таким образом, в основе софистики лежит релятивизм, т.е. абсолютизация относительности любого знания.

Учеником софистов, а затем их противником был Сократ (470-399 гг. до н.э.), который требовал выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Он соглашается с софистами в том, что сущность человека необходимо искать в сфере духа, но не признает их релятивизм и гносеологический прагматизм. Цель человеческого существования – общественное благо как препосылка счастливой жизни, ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Ведь только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Сократ создал фундамент моральной философии, в его творчестве философия начинает оформляться как рефлексивная теория, в которой гносеологическая проблематика занимает почетное место. Свидетельством этого является кредо Сократа: “Познай самого себя”.

Сократ утверждал, что каждый человек содержит в себе всю полноту знания. Задача философов состоит в том, чтобы помочь людям извлечь это знание из самих себя. Сократ разработал специальный метод познания, который он назвал майевтика. Смысл этого метода состоял в том, что Сократ задавал собеседнику простой вопрос. Выслушав ответ, он задавал следующие вопросы, которые приводили человека в логический тупик. Затем следовала новая серия вопросов, отвечая на которые человек как бы самостоятельно приходил к нужному ответу. Сократ решал вопрос о природе нравственности. Он утверждал, что люди поступают плохо потому, что не знают, как надо поступать хорошо. Знание – это источник нравственного совершенства. Отождествление знаний и добродетели со времен Сократа стало одним из постулатов античной философии.

 

Date: 2015-11-15; view: 860; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию