Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия эпохи Возрождения





 

Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Родиной Возрождения стала Италия - самая развитая европейская страна в XIV-XV вв. Экономической основой Возрождения было городское хозяйство, а движущей силой – горожане. Новая эпоха характеризовалась следующими чертами:

1) антропоцентризм – признание человека центром мира, утверждение его права на преобразовательную деятельность в мире;

2) натурфилософия – философия, предметом которой является природа. Характерными чертами натурфилософии того времени были: метафизическое понимание первооснов природы, отсутствие исторического взгляда на природу. В целом этот взгляд был более прогрессивным, чем предшествующий. Он свидетельствовал о крушении средневековых, схоластических методов осмысления природы;

3) гуманизм – признание за человеком права на счастье, независимо от его происхождения и общественного положения;

4) пантеизм – философское учение, в котором Бог понимается не как личность, не как сущность, стоящая над миром. Бог как бы растворен в природе, совпадает с ней, а сама природа здесь обожествляется;

5) индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества и государства;

6) возникновение и развитие светского реалистического искусства;

7) формирование экспериментальной науки и естествознания.

Усилиями Петрарки христианская Европа открыла для себя свое прошлое – классическую античность, нашла в ней то, что не зависело от церкви, а имело свою собственную ценность и возвышало человеческий дух. Открытая античность предстает не просто и не только образцом для подражания. Она проявляется как мощный стимулятор и инспиратор культуротворческой деятельности. Это было не простым заимствованием культурных ценностей античности, а их оригинальным творческим преобразованием, творением новой культуры. И в этом творческом процессе открывалась естественная природа человека, его земное происхождение, его конструктивные культуросозидательные способности. Оказалось, что в том мире, в котором живет человек, человеческого не меньше, чем божественного. Его усилиями созданы города, построены дома и замки, храмы и дворцы. Он создатель живописи, музыки, литературы, Его талантом создана наука и философия. Человек – это гений, созидающий мир своего существования.

Натурализм в интерпретации мира и человека сочетается здесь с антропоцентризмом и гуманизмом. Эти черты проявляются не только в том, что именно человек становится главной проблемой философии, и не в том, что культивируется любовь к этому человеку. Сущность ренессансного антропоцентризма и гуманизма прежде всего заключается в признании за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума и в соответствии с его принципами. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, а позже Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский разрушали традиционный образ человека как существа греховного и зависимого от Бога и утверждали мысль о том, что место человека в мире обусловлено не грехом и спасением, а исключительно его достоинством. Оно заключается в способности человека возвышаться от животного состояния к человеческому, то есть – в способности к самосовершенствованию, и свидетельством этой способности является созданный человеком мир науки и искусства, экономики и ремесел, мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. Homo humanitas – это культурный, деятельный человек, который созидает и познает мир своего существования и благодаря этому возвышается до уровня творца. Целью и смыслом жизни человека должна стать свобода человеческого деяния.

Такое понимание человека и его предназначения в мире не могло не привести к вопросу о том, соответствует ли современное общество этому “свободному гению”, а если не соответствует, то каким оно должно быть. Томас Мор в своей “Утопи”, Томазо Компанела в “Городе солнца” создают модели идеального общества, свободного от частной собственности, неравенства и несправедливости. Так завершается первый антропоцентрическо-гуманистический этап развития ренессансной философии (средина XIV – средина XV вв.).

Актуальность проблемы человека в философии Возрождения не исключала, а даже обостряла интерес к природе, ее строению и принципам существования. Стремление понять сущность человека стимулировало онтологические поиски. И здесь мы находим очевидные античные влияния, и здесь обнаруживаем, что это было не простым повторением натурфилософских идей античности, а поиском собственного пути в науке. Именно в онтологии связь Возрождения с предшествующей эпохой средневековья проявилась наиболее отчетливо. Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира. Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Парацельс, Николай Кузанский, признавая Бога в качестве творца мира, отходят от канонического библейского понимания его. Бог не над миром и не вне его, он – душа этого мира, свет, который пронзает весь мир и каждую вещь в нем и придает всему смысл и значение, порождает гармонию. Бог и мир едины. Чем выше становился уровень развития ренессансной философии, тем большего числа своих канонических качеств утрачивал Бог, тем отчетливей проявлялось еще неадекватное понимание его как природного закона, естественной необходимости. Бог не столько творец природы, сколько гуманизирующий ее закон, а сама природа из сферы, подчиненной духу, превращается в естественное начало всех вещей. К таким выводам приходит ренессансная философия на втором этапе своего развития (средина XV – первая треть XVI вв.), получившим название онтологическо-неоплатонического.


Третий этап в истории философии Возрождения (вторая половина XVI – начало XVII вв.) тесно связан с нарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский. Николай Коперник, Йоган Кеплер, Галилео Галилей, Джордано Бруно создавали новую теоретическую модель Вселенной, окончательно порывали с античными и средневековыми взглядами на ее строение, формировали предпосылки научной революции. Идея бесконечной вселенной, развивающейся по своим собственным законам, делала очевидным факт несовместимости науки и религии, разума и веры, демонстрировала согласие между строением Вселенной и математическими законами и создавала предпосылки для превращения математики из абстрактного занятия в средство сначала астрономических, а затем и естественнонаучных исследований. Так в противоречиях переходного периода рождаются и набирают силы элементы новой науки, нового мировоззрения, новой культуры – Нового времени.

 







Date: 2015-11-15; view: 392; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию