Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какой статус у средств массовой информации?





Важным условием развития гражданского общества в РФ является его информированность. Она необходима не только гражданам, но и общественным объединениям, органам государства. В случае отсутствия необходимого объёма информации возникают трудности в удовлетворении интересов граждан и реализации функций органов государства и общественных объединений.

С учётом значимости информированности обществе в РФ закрепляется свобода массовой информации. В Российской Федерации: а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации; б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации» (ст. 1).

В названном Законе даются основные понятия и указывается на недопустимость установления цензуры:

‒ под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

‒ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

‒ под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год;

‒ под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, ‒ не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, ‒ не допускается.

Для сбора и распространения массовой информации создаются специальные учреждения, которые называются средствами массовой информации (СМИ). К ним относятся газеты, журналы, информационные агентства, радио и телевидение. Их главной задачей является информирование общества обо всех интересующих его вопросах.

Средства массовой информации способны оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для определённой деятельности или поведения человека. Значение средств массовой информации в политических процессах возрастает в случае обострения политической ситуации в обществе, а также в кризисных ситуациях, когда они оказывают реальное влияниенаполитический выбор, нравственную позицию, действия и т.д. СМИ вступают во взаимодействие, как с государством, так и с общественными объединениями, которые могут являться учредителями СМИ и использовать их в своих целях. Например, государство принимает правовые нормы, регулирующие статус СМИ, а иногда определяет и их политическую направленность. В свою очередь СМИ могут или способствовать, или препятствовать успешной деятельности государственных органов, содействовать их реорганизации или отставке руководителей. Они как бы от лица общества контролируют государство, давая оценки деятельности его органов.

Не случайно при проведении крупных политических или экономических реформ государство стремится заручиться поддержкой СМИ, из-за отсутствия которой шансы на успех резко понижаются.

С учётом этих обстоятельств, а, также, не желая допустить злоупотреблений со стороны СМИ в информационной деятельности, общество стремится оградить себя с помощью установления конституционных запретов и правовой регламентации их деятельности.

На конституционном уровне статус СМИ регулируется в самом общем виде. Более детально он раскрывается в нормах текущего законодательства.

Законодательство ряда зарубежных стран допускает государственный контроль за деятельностью СМИ. Контроль может осуществляться в виде прямого или косвенного государственного управления, а также с помощью специализированных государственных органов. Прямое управление СМИ со стороны государства допускается, если они не являются юридическим лицом и содержатся за счёт государственного бюджета.


Косвенное управление государство может осуществлять через публичные корпорации, получившие от государства соответствующую лицензию или имеющие с ним контракт. Эти корпорации являются юридическими лицами и финансово независимы, однако временное действие лицензии даёт возможность государству после истечения срока её действия отказать в продлении контракта.

Возможен и государственный контроль за СМИ с помощью судов или органов общей администрации. Достаточно эффективным средством воздействия на СМИ со стороны государства является контроль за рекламной деятельностью, предоставление или лишение льгот, ограничение деятельности СМИ в условиях чрезвычайного положения.

Определённую угрозу свободе печати представляет монополизация СМИ. Борьба с этим явлением ведётся с помощью антимонопольного законодательства, а также специальных актов, препятствующих концентрации СМИ в одних руках.

Следует отметить, что за злоупотребления свободой печати устанавливается ответственность, которая наступает в случае подстрекательства к совершению преступлений, за призывы к дискриминации или актам насилия по расовым, религиозным и иным причинам. Ответственность СМИ возможна также за распространение порочащих сведений в отношении государственных органов и частных лиц.

Свобода средств массовой информации ограничивается во многих странах при освещении судебной деятельности. В судебных заседаниях не разрешается пользоваться теле- и звукозаписью, фотоаппаратурой, запрещается публиковать оценки, способные повлиять на вынесение судебного решения.

В качестве санкций при нарушениях СМИ законодательства возможна конфискация печатного издания, штраф, публичное извинение и т.д.

Национальное законодательство в настоящее время, как правило, учитывает международные стандарты, направленные против злоупотребления свободой слова и информации. В ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование этими свободами налагает на СМИ особые обязанности и ответственность и поэтому возможны ограничения, которые устанавливаются в законах и являются необходимыми: а) для уважения и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Такое же положение зафиксировано в ч. 3 ст. 55 Конституции России.

В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации. Она выражается в свободном распространении через СМИ любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну, возможности отражать в этой информации политический и идеологический плюрализм, запрете цензуры.

Конституционные положения о свободе средств массовой информации в их деятельности конкретизируются в Законе РФ «О средствах массовой информации» и распространяются на все виды СМИ ‒ государственные, общественные, частные. Любое противодействие в какой бы то ни было форме со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций, граждан, общественных объединений законной деятельности СМИ рассматривается как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, дисциплинарную, административную и иную ответственность. Одновременно Закон считает недопустимым и злоупотребление свободой массовой информации (ст. ст. 4, 25, 58-59).


Закон «О средствах массовой информации» предоставляет возможность создавать СМИ не только гражданам, но и предприятиям и учреждениям, органам государства и постоянно проживающим в стране иностранным гражданам.

Устанавливается разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации СМИ, которые могут начать работу только после утверждения своего устава и получения регистрационного свидетельства. Отказ в регистрации возможен: если заявление подано лицом или организацией, не имеющими на это право; в заявлении приведены ложные сведения; если ранее уже было зарегистрировано аналогичное средство массовой информации. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. При этом сначала должно вынесено предупреждение и только в случае систематического нарушения следует приостановление или прекращение деятельности.

Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» зафиксированы обязанности СМИ, учредителем или соучредителем которых является государство, освещать деятельность органов государственной власти (Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ).

Урегулирован в настоящее время и вопрос о рекламной деятельности СМИ, которая является важным источником их доходов.







Date: 2015-11-15; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию