Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чём состоят основы конституционного статуса политических партий и общественные объединения в РФ?





В Российской Федерации в последнее десятилетие идёт активный процесс формирования новой системы общественных объединений, созданных на основе гражданских инициатив и общественной самодеятельности с учётом разнообразных интересов различных слоёв общества. Не будучи непосредственными носителями государственной власти, общественные объединения являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни.

Общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы, молодёжные ассоциации, творческие союзы, национально-культурные общества и иные общественные организации, массовые движения, религиозные и другие объединения. Они создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны здоровья населения, участия в благотворительности, охраны природы, памятников истории и культуры, а также другой деятельности, не запрещённой законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления, законности. Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции и законов. Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом.

Общественные объединения, за исключением массовых движений, обладают правами юридического лица. Они могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами.

Денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения лекций, выставок и иных мероприятий.

Конституция РФ посвятила деятельности общественных объединений ряд статей.

В ст. 13 закрепляются основы правового статуса общественных объединений. В ней речь идёт об идеологическом и политическом многообразии, о равенстве общественных объединений перед законом. Опираясь на нормы международного права, Конституция вводит ограничения на создание и деятельность общественных объединений, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушают целостность РФ, подрывают безопасность государства, содействуют разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В ст. 32 Конституции указано, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Российское государство, заинтересованное в развитии творческой инициативы, социальной и политической активности граждан, их участии в управлении государством и обществом, гарантирует гражданам РФ свободу создания общественных объединений. В ст. 30 Конституции указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В то же время никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на объединение в различные общества и свобода деятельности общественных объединений, рассматриваются как одни из основных прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя конституционно указанные права за гражданами Российской Федерации, государство стремилось предоставить им возможность самостоятельно защищать свои интересы и активно участвовать в общественной и политической жизни страны.

По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность реализовать его не только гражданами России, но и иностранными и гражданами лицами без гражданства, законно находящимися на территории РФ. Все они обладают правом вступать в объединения, создавать их. Об этом говорит термин «каждый», употребляемый в ст. 30. Согласно ст. 1 ФЗ «Об общественных объединениях» «иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами РФ в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ». В ст. 27 названного Закона также подчёркивается, что осуществление прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства, либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ. Ранее действовавшее отечественное законодательство наделяло правом на объединение только граждан России.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определённым ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. Право на объединение тесно связано с рядом различных конституционных прав и свобод. Например, объединения нередко действуют через собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, которые выступают в качестве мероприятий организационного (коллективного) волеобразования.

Общественным объединениям предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. Большое значение имеют действия общественно-политических объединений в предвыборной и выборной кампаниях. Право граждан избирать и быть избранным ворганы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме может реализовываться через объединения граждан, обладающих самостоятельным, только им присущим статусом политического общественного объединения. Главной задачей такого объединения является участие в политическом волеобразовании граждан во время выборов.

Право на объединение связано со свободой массовой информации, свободой мысли и слова. Наличие этих прав является непременным условием реализации права на объединение.

Специфической формой выражения права на объединение является создание религиозных объединений, посредством которых обеспечивается гарантия свободы совести и вероисповедания.

Право на объединение связано с принципом идеологического и политического плюрализма, который отражён в ст. 13 Конституции РФ. Принцип идеологического и политического плюрализма не только исключает наличие в государстве обязательной идеологии и монополию на осуществление политической власти какой-либо одной организации, но и способствует осуществлению народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоёв населения, обеспечивает легальность существования конституционной политической оппозиции.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая
1995 г. устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Он даёт определение общественного объединения ‒ это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).

Закон относит к общественным объединениям все созданные по инициативе граждан организации, кроме религиозных и коммерческих, включая политические партии и профсоюзы.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п.

Согласно законодательству членами общественных объединений могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Разрешается членство в молодёжных организациях лиц, достигших 14-летнего возраста. Членство в детских общественных объединениях возможно с 10 лет. Кроме того, Федеральным законом «Об общественных объединениях» наряду с индивидуальным допускается коллективное членство других (уже созданных) общественных объединений. Для того чтобы создать общественное объединение, требуется согласие не менее трёх человек.

Следует отличать от организационно-правовой формы общественного объединения вид общественного объединения, который характеризует основное поле деятельности такого объединения. Для общественных объединений уставные цели, ради которых они были созданы, имеют чрезвычайно важное значение.

Цель общественного объединения ‒ это направление его деятельности, которое определяет характер и содержание акций, проводимых объединением. Классификация по целям деятельности, ради которых создаются общественные объединения, может быть самая разная. Каждое из таких объединений в рамках своих целей выдвигает собственные задачи, выражая тем самым специфические интересы объединившихся в него граждан. Граждане объединяются, создавая общественное объединение на основе своих интересов, в зависимости от направления и сферы деятельности, закреплённой в Уставе: благотворительные, экологические, молодёжные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультурно-спортивные и т.д.

Таким образом, становление демократического общества, связано с значительным развитием общественных институтов, в том числе общественных движений, политических партий и их союзов, поэтому законодатель счёл необходимым ввести в основы конституционного строя принципы политического многообразия и многопартийности. Провозглашая равенство общественных объединений перед законом, Конституция РФ оставляет определение функциональной деятельности, правового статуса, характеристику условий создания политических партий и общественных объединений, их права, гарантии деятельности, участия в выборах, юридической ответственности, процедуры приостановления, прекращения и запрета деятельности на усмотрение законодателя и дальнейшее регулирования этих вопросов федеральным законодательством. Необходимо отметить, что в этом плане уже многое сделано, в том числе и в плане становления института многопартийности.

Политические партии ‒ это универсальный политический институт, связывающий государство и граждан и обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах. Политические партии являются реальным показателем становления гражданского общества, выполняют роль посредника между гражданским обществом и государственными органами, способствуют нейтрализации конфликтов между ними.

Детальное правовое регулирование деятельности политических партий в России урегулировано федеральным законом, в котором даётся понятие политической партии.

Политическая партия ‒ это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3 ФЗ «О политических партиях»).

Сущность политических партий проявляется при анализе их целей, задач и основных функций. Цель деятельности партий ‒ реализация интересов тех слоёв общества, которые они представляют. Но партии не только выражают эти интересы, но и стараются сформировать, объединить и выработать один общий партийный интерес. Важной задачей политических партий является превращение частных интересов граждан, социальных слоёв и заинтересованных групп в общий политический интерес.

Функции политических партий ‒ это основные направления их деятельности по выполнению намеченных целей и задач. Важнейшими функциями политической партии являются:

‒ разработка и определение своего политического курса, в форме программы партии, который позволил бы решить имеющиеся в обществе проблемы, обеспечить его развитие;

‒ расширение численного состава партии, подбор и воспитание партийных кадров и активистов, выдвижение их на должности в государственных и общественных структурах;

‒ участие в формировании органов власти и местного самоуправления, контроль за их деятельностью через участие в них членов партии;

‒ организация и участие в выборах органов государства и местного самоуправления;

‒ осуществление идеологического воздействия на своих сторонников и членов организации, создание политических доктрин и формирование благоприятных отношений в стране к признаваемым ценностям и идеалам.

На внутреннюю структуру партий оказывает влияние территориальный принцип организации, который связан с политико-территориальным делением страны или системой избирательных округов.

Политические партии отличаются друг от друга по разным критериям. Возможна классификация партий по занимаемым ими идейно-политическим или идеологическим позициям. В условиях многопартийной системы они представлены широким кругом политических партий от крайне левых до крайне правых. Остальные же партии занимают место между двумя этими крайними полюсами.

Деление партий на правые и левые основано на позициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам. Возможна классификация в зависимости от организационной структуры, членства и др. основаниям.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Они имеют право выдвигать федеральные списки кандидатов в законодательные органы государственной власти и кандидатов на пост Президента, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации. В то же время запрещается финансирование государственной деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, за исключением случаев финансирования избирательных кампаний в соответствии с действующим законодательством.

Политические партии и иные общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.

К организациям, имеющим в своём содержании незначительный политический аспект, относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает если не второстепенной, то, во всяком случае, не имеющей для них решающего значения. Это не означает, разумеется, принижения роли и значения таких объединений в структуре политической системы общества, ибо речь в данном случае идёт лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его как такового вообще. К таким организациям, например, можно отнести профессиональные союзы.

Профсоюзы играют значительную роль в гражданском обществе. Они образуются для защиты экономических и социальных прав и свобод своих членов, охраны и улучшения условий их труда.

Профсоюзы ‒ это добровольные общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по поводу их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. Все профсоюзы пользуются равными правами, независимы в своей деятельности от органов государственного управления, хозяйственных органов, политических и других общественных организаций. Профсоюзы самостоятельно разрабатывают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность.

Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. Они вправе осуществлять защиту социальных гарантий граждан в вопросах обеспечения занятости, приёма на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций, оплаты труда в соответствии с законодательством.

В Российской Федерации 8 декабря 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (подписан Президентом России 12 января 1996 г.).
В соответствии с его положениями все профсоюзы получили равные права и независимость. Ни органы исполнительной власти и местного самоуправления, ни партии не имеют права вмешиваться в деятельность профсоюзов. Приостановить или запретить их деятельность можно только в судебном порядке.

Среди собственно неполитических выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определённой деятельностью. Прямой целью создания таких организаций никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, экономической, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они напрямую не связаны с борьбой за власть (как связаны политические партии) и отношениями между работодателями и наёмными работниками (как связаны профсоюзы). Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты и носители политической власти.

Некоммерческие организации. Действующее гражданское законодательство России предусматривает возможность функционирования юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями. Это общественные или религиозные организации (объединения); потребительские кооперативы; учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды. Этот перечень некоммерческих организаций является открытым. Определяющим признаком некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации является отсутствие у них целей извлечения и распределения прибыли.

Быстрый рост российских общественных объединений свидетельствует о значительной активизации гражданской инициативы в стране. С одной стороны, он демонстрирует появление возможностей использования неформальных механизмов для отстаивания интересов тех или иных социальных слоёв, а с другой стороны, умножение социальных проблем, отражающее противоречивый характер процесса формирования гражданского общества.

Особенности конституционно-правового статуса религиозных объединений. Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа ‒ от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций.

Статус религиозных объединений регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает вероисповедание исключительно частным делом человека.

Одной из характерных черт гражданского общества в РФ является свобода вероисповеданий.

Религиозные объединения ‒ добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Исповедание и распространение веры включает совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание и т. д.

Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, могут пользоваться правами юридического лица.

Религиозные объединения вправе основывать и содержать свободно доступные места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые в религии (паломничества), проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в молитвенных зданиях и на принадлежащей им территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, в квартирах и домах граждан. Они также вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы. Религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти, в деятельности политических партий.

Гарантированная Конституцией РФ свобода создания и деятельности общественных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что деятельность общественных объединений может сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй РФ или с иными нарушениями законодательства. В ст. 13, п. 5 содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Date: 2015-11-15; view: 588; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию