Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История представлений о внушении





 

Погружаясь в глубины истории, мы как будто переселяемся в другой удивительный мир, пытаясь представить, как жилось в те годы человеку, о чем он думал, мечтал, как объяснял окружающий мир. На виртуальной машине времени перенесемся через века в прошлое и соприкоснемся с тайнами зарождения и становления гипноза, увидим, как постепенно он очищался от мистической шелухи и получал научное обоснование.

Секреты жрецов и шаманов

Почему один человек может подчинять своей воле других? Как объяснить чудеса исцеления на глазах у многотысячной толпы или наступление внезапной смерти без всяких признаков заболевания после одного взгляда или жеста шамана?

 

Гипнос (Гипн) – бог сна в древнегреческой мифологии. Бронзовая статуэтка, римская копия имперской эпохи (I–II века н. э.)

Этими вопросами задавался человек с древних времен. Упоминания о гипнозе и самовнушении можно найти в папирусах и летописях, религиозных книгах и наскальных рисунках. Жрецы и шаманы, факиры и колдуны, йоги и маги, представители различных религий и сект прибегали к гипнотическому воздействию для укрепления своих властных полномочий, в лечебных и религиозно‑мистических целях. Еще в первобытную эпоху, когда люди жили племенами, во главе которых стояли шаманы, были широко распространены ритуалы и обряды. Танцуя, их участники входили в состояние транса, при этом обострялось внимание, усиливались все чувства, память, воображение. Опытный шаман во время обряда исцелял больных, закреплял у членов племени охотничьи навыки, приучал к вере и послушанию.

 

Опытный шаман действует со знанием дела: барабаны – аудиальная составляющая восприятия, одеяние и атрибуты – визуальная, движения и манипуляции – кинестетическая

Записи на клинописных табличках, найденных в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют: еще в IV тысячелетии до н. э. гипнотические тексты составлялись очень грамотно и имели разное назначение.

 

 

...

В древнегреческом храме бога здоровья Асклепия в специальном помещении – абатоне паломники после богослужения погружались в гипнотический сон. Жрец проводивший сеанс, подолгу разговаривал с каждым посетителем, внушая надежду на выздоровление, укрепляя веру в могущество бога. Эффект усиливался и благодаря расположению храма. Густая зеленая роща вокруг, шум ручьев, свежий морской воздух, величественная красота самого здания с огромным мраморным изваянием Асклепия – бога врачевания, несомненно, помогали выздоровлению.

 

В Древнем Египте был найден папирус, датируемый XVI веком до н. э. В этом документе наряду с описанием целебных трав и снадобий подробно приведен текст внушения‑заклинания, который нужно произносить при приеме лекарств.

В древнеиндийских письменных источниках содержатся сведения о способности факиров управлять животными. Применяя гипнотическое воздействие и блестящие предметы, индийский фокусник управлял змеями, укрощал самого опасного хищника. Зверь при виде сверкающих камней и пассов факира сначала впадал в бешенство, а затем, оцепенев, валился на землю. Древние документы свидетельствуют и о настоящих чудесах факиров. Их способности превращаться в других людей, преодолевать земное притяжение, зависая над потрясенными зрителями, одним взглядом передвигать тяжелые предметы говорят о том, что наблюдающие за представлением находились в самом настоящем гипнотическом состоянии, а все увиденное – результат внушения.

Скандинавские саги рассказывают о магах, убивающих противника одним взглядом.

 

Во время ритуальных танцев колдун вуду умело зомбирует соплеменников

Известно, что приверженцы распространенной в африканских и латиноамериканских странах религии вуду, выполняя ритуальные танцы, погружаются в глубокий транс, становясь частью духа бога‑змеи лоа. Колдун вуду умело использует это состояние для зомбирования человека, превращая его в безвольное, послушное приказам «хозяина» существо.

Немало примеров гипноза можно найти и в христианской религии. Сам Иисус Христос с помощью внушения и веры изгонял бесов, исцелял смертельно больных, воодушевлял сторонников, вселяя в них уверенность и силу.

 

«Христос, исцеляющий слепого». Эль Греко, 1570 год

 

 

...

Евангелие от Матфея (VIII глава) рассказывает, как исцелились двое «свирепых»: Иисус изгнал сидящих в них бесов и переселил в стало свиней. В IX главе Святого Писания повествуется о возвращении зрения слепым и слуха глухим с помощью слова. Понимая первостепенное значение веры в процессе внушения, Христос говорил желающим исцелиться: «По вере вашей да будет вам».


 

Вся дальнейшая история гипноза от самых древних времен и вплоть до XX века показывает, что таинственное искусство внушения было взято на вооружение служителями религиозных культов: торжественная обстановка храма, специальные одежды, дурманящие ароматы благовоний, музыка и песнопения, молитвы и проповеди, святая вода и сверхъестественные исцеления – все это основа, ядро любой религии.

Колдуны, знахари, шаманы, факиры активно пользовались гипнозом для влияния на окружающих и укрепления веры в свои невероятные способности, проводя сеансы исцеления и предсказания будущего, демонстрируя возможности внушения на мистических церемониях и цирковых выступлениях.

От Парацельса до Месмера

К средним векам древние знания постепенно были забыты или утрачены. Попытки использования гипноза безжалостно пресекались средневековой инквизицией, сжигавшей на кострах колдунов и ведьм.

Гениальным врачом Парацельсом (полное имя Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493–1541)), обвиненным церковью в ереси, впервые была сделана попытка научного объяснения природы воздействия людей друг на друга. В своих трудах Парацельс использовал термин «магнетизм», а в лечебном процессе – магниты.

 

Парацельс первый с научной точки зрения взглянул на возможность воздействия людей друг на друга

Только через 200 лет к понятию «магнетизма» проявил интерес австрийский врач Фридрих Антон Месмер (1734–1815), изучавший кроме медицины философию и право. Этот образованнейший человек создал учение о «животном магнетизме» и утверждал, что воздействие одного человека на другого осуществляется с помощью таинственной жизненной силы – флюида. Эта сила, по его мнению, пронизывает Землю и космос, человека и всех других существ, накапливаясь у одних и передаваясь другим. Сравнивая действие «магнетически‑жизненного флюида» и магнита и считая, что они аналогичны, ученый выбрал название для самого учения – «животный магнетизм». К таким выводам Месмер пришел в результате наблюдения за лечебным эффектом от применения магнита, обнаружив, что воздействие одной руки без магнита помогает в той же степени, что и с магнитом.

 

Ф. А. Месмер – основатель учения о «животном магнетизме»

Пациент погружался в гипнотический сон, а пробудившись, выздоравливал. В дальнейшем Месмер полностью отказался от применения магнитов и проводил лечение только с помощью гипнотических пассов и прикосновений к телу больного. Часто во время процедуры у пациента появлялись конвульсии, что рассматривалось как терапевтический кризис, после которого обычно наступало выраженное облегчение.

К своим сеансам Месмер тщательно готовился, создавал соответствующий антураж, заставляя всех присутствующих поверить в таинственную силу исцеляющего «животного магнетизма». Полумрак, стены с пентаграммами, мягкие ковры на полу, чарующая музыка Моцарта и гипнотизер в роскошном камзоле, исцеляющий словом, взглядом, прикосновением, – каждая деталь была продумана и работала на общий успех.

 

Занятия в школе гипноза

Многое Месмер перенял у своих не менее знаменитых современников: графа Сен‑Жермена (1710–1784) и графа Александра Калиостро (1743–1795). Эти личности стали знаменитыми благодаря умению гипнотизировать. Таинственный образ волшебника и целителя, предсказателя и вершителя судеб формировался с помощью демонстрируемых находящимся в гипнотическом состоянии людям чудес. Калиостро постиг значение веры больного в свое мистическое излечение и действительно помогал многим страждущим, не сомневающимся в его чудесах.


 

Граф Сен‑Жермен – мастер гипноза

Бурная деятельность графа в конце концов была прекращена духовными властями, Калиостро приговорили к сожжению на костре, замененному пожизненным заключением. Не менее таинственна личность аббата Фариа (1756–1819), ставшего прототипом узника замка Иф в знаменитом романе Дюма «Граф Монте‑Кристо». В Европу он приехал из Индии, где родился и прожил долгие годы, обучаясь секретам воздействия на людей у индусских факиров. Фариа применял эффективную методику, названную позднее эстрадным гипнозом. Аббат погружал в гипнотический сон с помощью словесных команд в сочетании с пристальным завораживающим взглядом на стоящего человека и нажатием на его плечи, чтобы тот сел. Сидящий пациент уже находился в глубоком гипнозе.

 

Граф Калиостро – таинственный вершитель судеб

Аббат Фариа отрицал сверхъестественные способности гипнотизера, утверждая, что выздоровление больного происходит благодаря изменениям в его психической сфере, появлению в сознании пациента твердой уверенности в благоприятном исходе заболевания («По вере вашей да будет вам»).

 

Статуя аббата Фариа в Панаджи (Индия) Переход от мистики к науке

Окончательный переход от мистических представлений о гипнозе к научным произошел в XIX веке. Само понятие «гипноз» (hipnos по‑гречески – сон) впервые ввел английский врач Джеймс Брэд (1795–1860). Для гипнотизации он предлагал пациентам сосредоточить свой взгляд на каком‑либо предмете и при этом думать только о сне. Через несколько минут все пациенты погружались в гипнотический сон и без словесных внушений. Брэд заметил разную восприимчивость людей к внушению (гипнабельность) и ее зависимость от особенностей нервной системы.

 

Английский врач Дж. Брэд ввел термин «гипноз»

Прямые словесные внушения при проведении хирургических операций позволили Брэду достичь полноценного обезболивания, что имело огромное значение при отсутствии других средств анестезии (хлороформ и эфир стали применять позднее). Результаты успешного лечения гипнозом различных нервных и телесных болезней Джеймс Брэд описал в своей книге «Нейрогипнология». Он первым дал материалистическое объяснение природы гипноза, убрав все мистические наслоения.

Дальнейшее развитие науки о гипнозе связано с Францией. Здесь во второй половине XIX века сформировались две научные школы по изучению гипноза – парижская и нансийская. Всемирно известный парижский невролог и психиатр Жан‑Мартен Шарко (1825–1893) разработал так называемый шоковый метод гипнотизации. Пациент, находящийся в полумраке, неожиданно подвергался сильным световым и звуковым воздействиям (включался яркий свет, раздавались удары гонга, бой барабанов) и быстро впадал в глубокое гипнотическое состояние.


 

Ж.‑М. Шарко – основатель парижской школы гипноза

Шарко много сделал для популяризации гипноза и привлек к нему известных парижских врачей (среди них Жиль де ля Турет, Жозеф Бабинский, Пьер Жане, Альфред Бине и др.). Однако представления Шарко о гипнозе как о искусственно вызванном истерическом неврозе ограничивали его применение.

 

Профессор Шарко демонстрирует действие гипноза

Нансийская школа гипноза (Ипполит Бернгейм (1840–1919), Амбруаз Льебо (1824–1904)) первостепенное внимание уделяла словесному внушению как основному механизму влияния гипнотизера на пациента. По утверждению Бернгейма, эффективность внушения высока как во сне, так и во время бодрствования. Понятие «суггестия» ( suggestio – внушение) впервые ввел Льебо. В отличие от Шарко, который был против лечения гипнозом, Бернгейм доказал и широко пропагандировал гипноз как лечебный метод.

 

И. Бернгейм – представитель нансийской школы гипноза

Длительное противостояние двух школ способствовало исследованию механизмов внушения, эффективности гипнотического воздействия в лечении различных нервно‑психических и соматических заболеваний. Говоря о французских ученых, стоит упомянуть и о неонансийской школе суггестии, которую организовал Эмиль Куэ (1857–1926) – аптекарь из Нанси.

Главное внимание он уделял искусству воображения, самовнушению. Даже действие многих лекарственных препаратов Куэ объяснял представлениями больных об их возможной эффективности. Приемы лечебного самовнушения, которым Куэ обучал больных и многочисленных последователей, заключались во внушении себе избавления от беспокоящей

 

Э. Куэ – основатель лечебного метода самовнушения

проблемы. Для этого пациент, находящийся в расслабленном состоянии и с закрытыми глазами, повторял несколько раз в день определенные фразы. Куэ рекомендовал повторять эти внушения утром и перед сном, при волнении, в других ситуациях. Безусловно, эффективность лечения была максимальной на сеансах, которые проводил Куэ – страстный пропагандист, оказывающий настоящее гипнотическое воздействие на собравшихся пациентов. Исследование гипноза в России

Большой вклад в изучение природы гипноза и его использование в лечебной практике внесли русские ученые. Василий Яковлевич Данилевский (1852–1939) – профессор физиологии Харьковского университета – экспериментально обосновал единство природы гипнотического воздействия у человека и животных.

О возможности гипнотизации животных впервые сообщил Антанасиус Киршер еще в середине XVII века, проводивший опыты по гипнотизации курицы, укладывая ее набок и удерживая в таком положении, пока та не успокаивалась. Проведя мелом черту у головы курицы, Киршер отпускал ее, и птица длительное время оставалась неподвижной, находясь в глубоком сне.

В последующем подобные опыты проводили чешский физиолог И. Чермак и немецкий ученый В. Пейер. Данилевский доказал возможность гипнотизации различных представителей животного мира, начиная от лягушек, ящериц, морских крабов и заканчивая крокодилами, рыбами и птицами. Харьковский ученый представил общественности огромный фактический материал, свидетельствующий об общности гипнотического состояния, возникающего у животных и человека, и указал на основную роль рефлекторной деятельности головного мозга в развитии такого состояния.

 

В. Я. Данилевский опытным путем доказал единство природы гипноза у человека и животных

Ардалион Ардалионович Токарский (1859–1901) в 1880‑х годах впервые стал читать лекции по гипнотерапии в Московском университете. Он активно изучал опыт прямого и косвенного внушения целителей и служителей церкви. В своей книге «Терапевтическое применение гипнотизма» (1890)

Токарский подробно описывает высокоэффективный способ священника Сергия Пермского, исцелявшего алкоголиков методом зарока.

 

А. А. Токарский успешно лечил больных алкоголизмом посредством гипноза

Сначала отец Сергий убеждал человека, что пьянство – тяжкий грех, а затем брал у него зарок не употреблять спиртное, заставляя целовать крест и Библию. С помощью этого способа (прообраз современного кодирования) Сергий Пермский избавил от алкогольной зависимости почти 30 ООО человек, которые даже создали свои общины «чаепитников» (ассоциации с обществами анонимных алкоголиков). Воистину все новое – хорошо забытое старое! Отцом русской гипнологии считается выдающийся невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927). Познакомившись с гипнозом в научной школе Шарко в Париже, Бехтерев активно использовал внушение в лечебной практике, разработал свои оригинальные методики и сформулировал положения о сущности гипнотического воздействия. Он четко разграничил смысл понятий «убеждение», «внушение» и «гипноз»,

объяснил механизм массового внушения, воздействия на людей политических деятелей, военачальников, лжепророков. Бехтерев сравнивал оказываемое с помощью внушенных идей воздействие с психической эпидемией и утверждал: «Не подлежит сомнению, что психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения новых учений».

Бехтерев гипнотизировал не только при функциональных заболеваниях нервной системы, но и при серьезных соматических страданиях, органических поражениях мозга, гиперкинезах, фантомных болях, радикулите. Он разработал и активно пропагандировал методику коллективного гипноза при алкоголизме и наркомании. В основе ее – триада Бехтерева: разъяснительная беседа, внушение в гипнозе и обучение пациентов приемам самовнушения. Эти положения сохраняют свою актуальность и в наши дни.

 

В. М. Бехтерев – основоположник русской гипнологии

 

Современный период – на пути к разгадке сокровенных тайн

Дальнейшее развитие гипнотерапии связано в России с такими именами, как В. Н. Мясшцев (разработка положений патогенетической психотерапии), С. И. Консторум (активирующая терапия), К. И. Платонов (психосоматическая терапия), В. Е. Рожнов (эмоционально‑стрессовая психотерапия).

Большой вклад в использование гипноза для обучения, а также творческого развития человека внесли болгарский ученый Г. К. Лозанов и российский гипнолог В. Л. Райков.

Знаменитый врач из Феодосии Александр Романович Довженко (1918–1995) разработал метод стрессопсихотерапии (более известный как кодирование) больных алкоголизмом, и сейчас практикуемый психотерапевтами различных стран.

 

А. Р. Довженко – основатель метода эмоциональнострессовой терапии алкоголизма (кодирования)

Еще одна знаковая фигура – украинский психотерапевт Анатолий Михайлович Кашпировский (род. 1939 году), получивший известность в результате сеансов телевизионной психотерапии. Несмотря на неоднозначную оценку его деятельности и последующий запрет массовых сеансов гипноза, Кашпировский внес много нового в методику гипнотического внушения, фактически соединив классический и недирективный гипноз в одном сеансе и разработав универсальную формулу внушения, позволяющую активизировать собственные защитные силы организма. В отличие от шарлатанов, именовавших себя не иначе как великими магами и целителями, с телеэкранов к людям обращался опытнейший врач со стажем работы более 25 лет.

 

А. М. Кашпировский проводил сеансы телепсихотерапии

Перспективы телепсихотерапии огромны, так как в короткие сроки возможно исцелить тысячи людей с энурезом, заиканием, тиками, кожными заболеваниями, невротическими состояниями без использования дорогостоящих медикаментов и стационарного лечения. Экономический эффект от таких сеансов был бы просто потрясающим, а побочные явления при правильном методическом подходе и отборе можно полностью исключить. Западная психотерапия в первой половине XX века практически отказалась от гипноза в своей практике в связи с распространением психоанализа Фрейда. Лишь в 1950–60‑е годы классический гипноз в Европе вновь приобрел популярность.

В США после Второй мировой войны получил распространение и так называемый новый гипноз, использующий недирективные методы воздействия на психику. Основатель этого направления – великий американский гипнотерапевт Милтон Эриксон (1902–1980). Потрясающий эффект эриксоновского гипноза в медицине, спорте, бизнесе, повседневной деятельности доказан многолетним опытом его использования в разных странах. Эриксоновский гипноз – основа нейролингвистического программирования (НЛП), разработанного Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером.

 

М. Эриксон – основатель нового направления в психотерапии

Как видим, гипнотическое внушение активно применяют на протяжении тысячелетий и интерес к возможностям этого удивительного метода только растет.

 







Date: 2015-11-15; view: 440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию