Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь функций





АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, а следовательно, и общечеловеческой культуры, поэтому каждый структурный элемент ее (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и физическая реабилитация) несет прежде всего культурную функцию, важнейшая суть которой заключается в физическом и духовном развитии личности.

При этом физическое и духовное нельзя рассматривать отдельно, так как в человеке биологическое неотделимо от социального. Двойственность природы человека состоит в том, что, с одной стороны, он - существо социальное и в этом высшая сущность его бытия, с другой стороны, он является биологическим организмом, который развивается по своим законам. Биологическое является предпосылкой социального, утверждает А.Г. Щедрина (1996), но социальное на всех этапах развития задает границы и определяет требования к биологическим проявлениям жизнеспособности организма. Иными словами, социальное становится тем целостным интегрирующим фактором, который способствует совершенствованию задатков человека, т.е. его физическому и духовному развитию. В то же время биологические факторы могут существенно видоизменять социальную сферу личности, что и происходит при инвалидизации человека, когда нарушение биологических функций изменяют его социальный статус. Поэтому когда речь идет об адаптации человека со стойкими дефектами в организме, имеются в виду приспособления как внутри организма (биологические), так и социальные, неразрывно связанные между собой.

Из этого положения вытекает, что все функции адаптивной физической культуры направлены на «выравнивание» биологического и социального статуса инвалида, максимальное приближение его к статусу здорового человека с равными возможностями самореализации в обществе.

Это взаимопроникновение двух сторон жизнедеятельности находит свое отражение в потребностях личности независимо от здоровья человека.

Личностные потребности направлены, в первую очередь, на удовлетворение культурных потребностей, которые выражаются такими общечеловеческими категориями, как общение, познание, игра, труд, а также удовлетворение биологических потребностей, к которым относятся родительский инстинкт воспроизводства рода, комфортность внутреннего состояния.

Потребности человека динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, более высокого уровня. Высший уровень потребности выражается в самоутверждении и самореализации. Перечисленные потребности отражают сущностное движение сил человека. Удовлетворение этих потребностей обеспечивается деятельностью, в которой находит свое выражение жизнь человека как личности. В деятельности человек участвует целостно: физически, эмоционально, духовно, интеллектуально, предметно воплощая свои способности.

Стимулом человеческой деятельности всегда является противоречие между потребностями и самой деятельностью. Это механизм, лежащий в основе развития личности.

В жизни инвалида эти противоречия носят глобальный характер, так как организм и личность имеют «поломки», которые ограничивают сферу деятельности, увеличивают пропасть между потребностями и возможностью их удовлетворения, создают преграды для самореализации.

Лимитирующим фактором при любом виде заболеваний является недостаточная двигательная активность (или ее отсутствие). Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии, которые влекут за собой целый ряд негативных последствий. Помимо того, что снижаются функциональные возможности, которые приводят к расстройству моторики и координационных способностей (а иногда и речи), нарушается возможность культурного роста из-за ограничения общения, образования, учебной и профессиональной деятельности. Если для здорового человека двигательная активность является обычной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида она – способ существования, объективная жизненная потребность, условие полноценной жизни. Двигательная активность дает инвалиду независимость и уверенность в своих силах, расширяет диапазон двигательных возможностей, улучшает психическое здоровье, повышает физические кондиции, жизненный тонус, приносит радость общения и т.п., следовательно, открывает возможности изменения биологического и социального статуса, освобождения от оков неполноценности, самопроявления свободы, творчества и личной социальной активности.

В решении этих задач состоит главная интегративная сущность АФК, ее гуманистическая направленность и общекультурная ценность. АФК выступает как деятельность, направленная на физическое и духовное совершенствование человека (Николаев Ю.М., 1996,1997). Деятельность, включающая все многообразие двигательной активности, сознательно направленной на биологическую, психологическую, социальную адаптацию инвалида, является системообразующим фактором, объединяющим все виды АФК. Эта деятельность представляет собой длительный перманентный процесс становления личности.

Успех ее не гарантирован, так как многие люди, имеющие стойкие дефекты в развитии, не испытывают потребности в занятиях физическими упражнениями, демонстрируя отсутствие физической культуры и понимание взаимосвязи ее со здоровьем как главной ценностью, особенно для этой категории людей. Требуются большие усилия, чтобы изменить психологию, преодолеть лень, пробудить интерес, дать знания, сформировать потребности, мотивы, приобщив к занятиям физическими упражнениями.

Формирование потребности в двигательной активности является одной из актуальных проблем АФК, так как способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе.

Было бы ошибочно думать, что вся культурная и духовная жизнь инвалида сконцентрирована на физической культуре. Объектом интересов, как и у здорового человека, могут быть самые разнообразные виды деятельности, связанные с профессией, образованием, увлечениями (музыка, литература, художественное, техническое, конструкторское творчество и т.п.). Нет сомнения в том, что эти и другие виды деятельности также приоритетны в культурном росте инвалида и содействуют его социализации и интеграции.

Поэтому такие функции АФК, как социализирующая, коммуникативная, интегративная, отнесены к социальным, так как не являются «собственными», самостоятельными, а отражают комплексное участие в этих процессах других социальных институтов, явлений, событий окружающей жизни.

Эти взаимовлияния образуют устойчивые функциональные связи со всеми видами АФК и характеризуют реальную суть данного явления. Ряд авторов (Евстафьев Б.В., 1985; Выдрин В.М., 1986; Николаев Ю.М., 1996 и др.) относят эти функции физической культуры к внешним.

К социальным функциям АФК отнесены также зрелищная и эстетическая функции адаптивного спорта, которые отражают соревновательную деятельность инвалидов с позиций отношения общества к этому явлению как процессу эмоционального сопереживания, побудительного мотива изменения сознания здоровых людей к спортивному подвигу инвалида.

Таким образом, указанные социальные функции отражают важнейший уровень деятельности АФК, являющийся результирующим ее звеном.

Педагогические функции АФК реализуются через ее структурные компоненты (виды АФК): адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, физическую реабилитацию с помощью основного средства и метода – физического упражнения, обладающего уникальным и специфическим свойством решать многочисленные педагогические задачи: от обучения элементарным движениям до лечения тяжелейших травм.

В основном все функции АФК совпадают с функциями физической культуры, что свидетельствует о методологическом единстве, преемственности и взаимосвязи с содержанием родовых понятий (Выдрин В.М., 1984). Исключение составляет лечебно-восстановительная функция, характерная лишь для физической реабилитации. Остальные ее функции – профилактическая, коррекционно-компенсаторная, профессионально-подготовительная и самореабилитации в разной степени входят в функции адаптивного физического воспитания, спорта, двигательной рекреации (рис. 6).

Педагогические функции АФК реализуются через деятельность и опираются на деятельностные возможности занимающихся, полученные ими от природы в соответствии с генетической программой, но ограниченные влиянием врожденной или приобретенной патологии - в сенсорной, физической или умственной сферах.


Родовая иерархия АФК

 

Рис. 6. Структура и функции адаптивной физической культуры (АФК)

 

 

Базовым видом является адаптивное физическое воспитание. Оно охватывает продолжительный период (от дошкольного до студенческого возраста) и является главным источником физкультурного образования. По данным В.К. Бальсевича (1988), в возрасте до 25 лет формируется базовый и духовный потенциал человека, определяющий всю его дальнейшую жизнь.

Педагогическая функции адаптивного физического воспитания включают в себя учебно-познавательную, развивающую, коррекционную, профессионально-подготовительную и воспитательную.

Учебно-познавательная функция представляет собой деятельность, связанную с познанием окружающего мира. Через ощущение, восприятие, представление, т.е. через чувственные образы ребенок познает реальную действительность, отношения между людьми, собственное «Я». Процесс познания включает такие формы мыслительной деятельности, как воображение, фантазия, мечта, интуиция, характерные для ребенка, особенно в игре. В процессе двигательной деятельности (на уроках физкультуры) он обогащает знания о физическом упражнении, о возможностях управления собственным телом, о роли движения в его жизни.

В адаптивном физическом воспитании проблему учебно-познавательной деятельности нельзя считать решенной, хотя и накоплен большой практический опыт. Определенные трудности учебно-познавательной деятельности возникают у детей с проблемами интеллекта, нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Например, при тяжелых формах детского церебрального паралича на обучение ребенка ходьбе уходит несколько лет.

Любая форма патологии вызывает нарушения в развитии, иногда отставание от здоровых сверстников составляет 1-3 года. Поэтому развивающая функция направлена на развитие и компенсацию физических способностей и, в первую очередь, координационных – ориентировки в пространстве, точности, дифференцировки усилий и времени, расслабления и др.

Коррекционная функция является специфической для всех категорий инвалидов. Корректируются телосложение (осанка и др.), двигательные действия, физические и психомоторные качества, психическое состояние и поведение.

Профессионально-подготовительная функция заключается в заблаговременной физической подготовке (или переподготовке), ориентированной на конкретную специальность.

Воспитательная функция имеет широкий спектр. Главные задачи – воспитание личности, осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания и формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Перечисленные функции является «сквозными» для адаптивного спорта и адаптивной двигательной рекреации, так как являются постоянно действующими независимо от возраста, формы занятий, характера патологии. Но проявляются они в этих видах в разной степени.

Кроме того, адаптивный спорт имеет следующие функции: оздоровительно-рекреационную, соревновательную и самовоспитания.

В адаптивном спорте существуют два направления: рекреативно-оздоровительный и спорт высших достижений. Рекреативно-оздоровительный спорт и физическая рекреация имеют сходства и различия. Спорт высших достижений отличает напряженная собственно-тренировочная деятельность по типу тренировки здоровых спортсменов. Особые трудности в освоении спортивной техники возникают у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и незрячих. Передвижение на протезах, в спортивной коляске требует перестройки биомеханической структуры движений. У незрячих трудности технической подготовки связаны с нарушением ориентировки в пространстве, равновесия, быстроты и точности движений.

Соревновательная функция адаптивного спорта осуществляется под строгим медицинским контролем. В соответствии со спортивно-медицинскими классификациями спортсмены по функциональному состоянию распределяются на равные группы. Для разных нозологических групп инвалидов (глухих, незрячих, умственно отсталых, с поражением опорно-двигательного аппарата) соревнования имеют жесткие правила, конкретные требования и проводятся в условиях острой конкурентной борьбы.

Соревновательная деятельность осуществляется не только в среде спортсменов-инвалидов, но и в школах-интернатах, на праздниках, рекреативных занятиях. При этом соревновательная функция не является ведущей в физическом воспитании и физической рекреации.

В адаптивной двигательной рекреации ведущей функцией является гедонистическая - получение наслаждения, удовольствия от процесса занятий. Содержанием двигательной рекреации являются разнообразные виды упражнений, но главное среди них - игра. Игра создает атмосферу творчества, активизирует интеллект, внимание, память, мышление, снимает эмоциональные стрессы, формирует навыки общения и т.п., т.е. синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации личности. Игра является потребностной деятельностью личности в любом возрасте, органично вплетается во все виды АФК, являясь эффективным способом физического и духовного развития.

Ценностно-ориентационная функция адаптивной двигательной рекреации связана со свободой выбора формы двигательной активности, мотивацией и удовлетворением потребностей в общении, самореализации своей индивидуальности, физических, психических и интеллектуальных способностей, интересов, намерений.

Рекреативные функции (гедонистическая, оздоровительно-восстановительная, развивающая, воспитательная, ценностно-ориентировочная, творческая) представляют вид общей культуры, являются потребностью личности и выступают как значительная социальная ценность.

Итак, АФК, являясь частью физической культуры и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Функции АФК имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой заключается в многообразном использовании физического упражнения – универсального средства и метода инициации двигательной активности инвалидов. Все педагогические функции являются производными от этой деятельности.

Социальные функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.

Эта деятельность осуществляется во взаимодействии АФК с другими социальными институтами, процессами и явлениями. Конечный ее продукт – самоутверждение, самореализация, означающие высшую степень удовлетворения потребностей в учебной, профессиональной, творческой, культурной, в том числе спортивной, деятельности; общественное признание личных успехов, изменение социального статуса; самопроявление независимости, свободы, личной активности.

Безусловно, огромная доля этой деятельности находится в сфере АФК. Само наличие АФК как социального явления выражает проявление гуманизма, так как физкультурная деятельность с инвалидами изначально признает ценность человека как равной личности, уважение его достоинства и права на свободное проявление своих способностей.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что означает физическое и духовное развитие личности?

2. Охарактеризуйте педагогические функции, общие для всех видов адаптивной физической культуры.

3. Охарактеризуйте социальные функции, общие для всех видов адаптивной физической культуры.

4. В чем состоит единство и взаимосвязь педагогических и социальных функций?

5. Существует ли иерархия функций адаптивной физической культуры? Как вы себе представляете уровни их реализации?


Date: 2015-11-15; view: 1073; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию