Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация функции





АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Понятие функция означает деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (БСЭ, 1984).

В.Г. Афанасьев (1977) характеризует это понятие как способность к действию, роль системы, ее свойства, значение, задачи. В теории физической культуры функция рассматривается как «деятельность, социальная обязанность, способ проявления активности» (Психология спорта в терминах, понятиях... 1996).

АФК является особым видом как общей, так и физической культуры, поэтому ей свойственны функции этих родовых по отношению к ней явлений.

Наиболее удачно функции культуры раскрыты в исследовании М.С. Кагана (1974). На основе анализа этой проблемы в мировой литературе автор утверждает, что в культуре существуют лишь две основополагающие функции: внешняя и внутренняя. Внешняя направлена на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его прогрессивного развития. Внутренняя – на обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия, т.е. безостановочного самосовершенствования. «Третьей функции, – утверждает автор, – нет и не может быть. Однако каждая из них представляет собой некий ансамбль частных функций» (с. 235).

Именно частные функции явились предметом дискуссий в теории физической культуры, где они рассматриваются либо чрезмерно широко, либо отождествляются с функциями физического воспитания, либо рассматриваются совместно с функциями спорта без различий между данными социальными явлениями (Милыптейн О.А., 1980; Нива М., 1980; Брянкин С.В., 1983; Столяров В.И., 1988; Александров С.З., 1990; Жолдак В.И., 1992 и др.).

Правомерность таких подходов обусловлена тем, что все виды физической культуры, ориентированные на здорового человека, имеют свои конкретные цели, задачи, направления, формы и, следовательно, свои функции; при этом они имеют и общие функции, свойственные всем видам физической культуры.

Нет однозначных суждений и о количестве функций.

Так, Л.П. Матвеев (1983) выделяет две группы функций физической культуры – группу общекультурных и группу специфических. К функциям первой группы он относит эстетическую, нормативную, информационную; к функциям второй – образовательную, прикладную, спортивную, рекреативную и оздоровительно-реабилитационную.

В.М. Выдрин (1984) в физической культуре выделяет три группы функций: группу общекультурных функций (образовательную, воспитательную и др.), группу специфических (физическую подготовку к жизни и труду, укрепление здоровья, развитие физических способностей, двигательных навыков и др.) и группу внутренних (функции компонентов физической культуры: физического воспитания, спорта, рекреации и реабилитации).

И.И. Сулейманов (1981) выделяет четыре группы функций физической культуры и спорта: материально-производственных, социальных, политических и духовных. В первую он включает функции производства и воспроизводства человеческой жизни (оздоровительную, рекреативную, лечебную) и профессионально-прикладную функцию. Во вторую – социализирующую, коммуникативную, интегративную, зрелищную, семейно-бытовую, воспитательную и образовательную. В третью группу – военно-прикладную, престижную, управленческую, функцию отвлечения и др. В четвертую –мировоззренческую, идеологическую, философскую, научную, нравственную, правовую, религиозную, творческую, ценностную, нормативную и др.

Н.И. Пономарев (1974,1996) только в сфере спорта выделяет 8 групп функций. Это группы творческих, коммуникативных, социальных, преобразовательно-созидательных, познавательных, ценностно-ориентационных, психологических, игровых функций. Внутри этих групп автор выделяет 37 функций спорта.

Б.В. Евстафьев (1980) в функционировании физической культуры выделяет общее, особенное и единичное (специфическое). С этих позиций он подразделяет все функции на внутренние и внешние. К внутренним он относит совершенствование самой физической культуры, ее предметных и личностных ценностей; к внешним - обеспечение своими средствами и способами различных видов человеческой деятельности. Например, к внешним специфическим функциям автор относит функцию физического образования, профессионально-прикладной подготовки, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации.

Рыжкин Ю.Е. (1997) к функциям физической рекреации относит следующие: оздоровительную, индивидуализирующую, творческую, гедонистическую, престижную, развлекательную, отвлечения, интеграции, прогностическую и зрелищную. Такая классификация не в полной мере соответствует логике суждений автора о необходимости деления функций физической рекреации на специфические, присущие только ей, и общекультурные, обусловленные многообразием связей с другими общественными явлениями, и, прежде всего, культурной. В предложенной классификации все функции объединены вместе, причем часть из них, – прогностическая, зрелищная – не являются ведущими для физической рекреации. Индивидуализирующую функцию вряд ли можно вообще назвать функцией. Индивидуализация – психопедагогический принцип, в соответствии с которым учитываются индивидуальные особенности занимающихся в сфере физического воспитания, спорта, в том числе и в физической рекреации.

Краткий обзор сведений о классификации функций физической культуры позволяет выразить мнение о том, что данная проблема, несмотря на многочисленные исследования, еще не завершена, имеет много разногласий и противоречивых суждений. Десятки функций – внешних, внутренних, общекультурных, специфических, общих, особенных, единичных – порождают иллюзию о всемогуществе физической культуры в решении любых социальных вопросов: от экономики и политики до науки и религии. Во избежание разномасштабности и дальнейшего появления новых функций необходимо уточнение признаков их выделения.

Та же проблема актуальна и в АФК, но, в отличие от теории и методики физической культуры, в этом направлении фундаментальные исследования только начинаются. Имеются лишь единичные публикации (Сахно А.В., 1993; Дмитриев B.C., 1993; Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Федорова Т.В., 1996; Шапкова Л.В., 1996,1997; Евсеев С.П., 1998; Шапкова Л.В., Евсеев С.П., 1998).

Функции АФК вытекают из сущности самого определения АФК, а также ее структуры. По определению С.П. Евсеева (1996), адаптивная физическая культура представляет учебную и научную дисциплину, изучающую теорию и методику применения специфических принципов, методов, приемов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, достигать высоких результатов в спорте и в целом повысить уровень качества своей жизни.

В структуре АФК все виды, ее составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация), находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, дополняют друг друга и проявляются в единстве. Единство структурных элементов АФК определяется прежде всего применением физических упражнений как основного средства и метода достижения цели. Они выступают как системообразующий фактор и основная структурная единица АФК. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где, исходя из философской категории взаимосвязи структуры и функции, каждому структурному элементу присуща конкретная функция. По аналогии с функциями физической культуры их может быть много. Чтобы верно ориентироваться в большом многообразии функций АФК, нужно четко различать ее специфические педагогические функции, свойственные только ей как особому явлению в жизни человека и личности, выделяя социальные функции как результат осуществления связей с теми или иными общественными явлениями и процессами (Матвеев А.П., 1997).

Таким образом, речь идет об использовании физических упражнений в самых различных целях. Было бы ошибкой думать, что все положительные эффекты, влияющие на личность и межличностные отношения инвалидов, есть собственные функции АФК. Социализация инвалидов определяется комплексом социальных факторов; условиями, системой социальных отношений, участием других социальных институтов в этом процессе, хотя, несомненно, в социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья огромная роль принадлежит АФК.

Все функции АФК реализуются через деятельность (движение двигательные действия (физические упражнения) → двигательная активность → двигательная деятельность), в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы в соответствии с генетической программой, но ограниченные влиянием конкретной патологии. Сама деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями и вступает в различные социальные отношения, формирующие личность инвалида в соответствии с принципами и нормами человеческой морали. Таким образом формируется большой блок социальных функций, под которыми подразумеваются различные проявления многогранной роли АФК в жизни каждого индивида и всего общества. К числу таких функциональных связей относятся: социализирующая, коммуникативная, гуманистическая, интегративная, ценностно-ориентационная, престижная, эмоционально-зрелищная, психорегулирующая, эстетическая и др., в которых аккумулируется множественность функциональных свойств АФК.

С этих позиций рассмотрим педагогические и социальные функции АФК, которые отражают ее сущность и роль в жизни инвалида и общества.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие компоненты входят в структуру адаптивной физической культуры?

2. В чем сущность и содержание адаптивной физической культуры?

3. Что лежит в основе функций адаптивной физической культуры?

4. В чем заключаются педагогические функции?

5. В чем заключаются социальные функции?


Date: 2015-11-15; view: 793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию