Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Интеллектуальные игры Никитиных В магазинах развивающих игр и игрушек на сегодняшний день большим спросом у покупателей пользуются авторские дидактические пособия Никитиных. Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Опыт Никитиных доказывает, что родители должны постараться окружить детей такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно те психические функции и личностные качества, которые в данном возрасте способны наиболее эффективно развиваться. Игры Никитиных, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, могут стать неотъемлемая часть этой среды. Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями [14]:
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности –«самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей ребенка. Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, зрительную память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют сообразительность, изобретательность, творческий склад мышления [19]. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге «Интеллектуальные игры». Приведем лишь несколько примеров самых популярных из них. «Рамки и вкладыши» «Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. «Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) их окраску, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. Эта игра способствует «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать» [19]. «Сложи квадрат» Игра рекомендуется для детей от двух лет и имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата: целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. Детали для игры нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Далее нужно предоставить возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. Игра «Сложи квадрат» способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. «Дроби» Пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают представления о дробях и об их соотношениях. Игра «Дроби» рекомендована детям от 3 лет и представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но окрашены в цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок, построить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья. «Уникуб» «Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков». [14] Эта игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Задания в "Уникубе" достаточно трудные и требуют больших затрат времени и сил ребенка, их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания, иногда – 2-3, в зависимости от возможностей малыша. Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться, приучая ребенка одинаково хорошо воспринимать задания, как в наглядной, так и в речевой форме. Желательно вести запись достижений ребенка, указывать выполненные задания и затраченное на это время, какие задания вызвали у него трудности. Кубики для всех Данная игра развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами", помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Правила игры похожи на правила игры в Уникуб. Сначала ребенку предлагают построить из фигурок изображенную модель. Построив ее, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно. Первая – мысленный анализ рисунка-задания (на какие фигурки его можно расчленить), а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, которых нет в книге. Date: 2015-11-15; view: 912; Нарушение авторских прав |