Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гершунский Б.С. Философия образования, 1998 2 page
Речь идет в буквальном смысле о физическом выживании человечества, о предотвращении необратимой нравственной деградации человека и человеческих сообществ. Вместе с тем, речь идет и о безразличии, безответственности, нравственном преступлении ныне живущих поколений перед поколениями будущими, в наследство которым достается разобщенный, раздираемый непримиримыми противоречиями и враждой мир. Несет ли образование свою долю ответственности за те крайне неблагоприятные тенденции в нравственной, духовной сфере человеческой цивилизации, которые сложились к концу XX века и ставят под угрозу саму жизнь на планете Земля? Да, несет. Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые все более явственно дают о себе знать. Ибо причиной их, в конечном счете, является сам человек, утративший способность активно противостоять Злу во всех его проявлениях, потерявший Веру в нравственные, духовные ценности Мира и Смыслчеловеческой жизни, лишившийся жизненных ориентиров и не находящий ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы ни в науке, ни в религии, ни в образовании. Системный и глубокий кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества - науку, религию и образование, привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубляющийся, разрушительный по своим последствиям, разрыв между Знанием и Верой, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования, которое все более очевидно теряет свои культурообразующие функции, свое влияние на нравственные составляющие индивидуального и общественного менталитета. Но именно образование и только образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества. Только образованию посильна поистине историческая роль в спасительной интеграции и гармонизации Знания и Веры, в упреждении необратимых деформаций в менталитете как локальных общностей, так и человеческой цивилизации в целом, а главное, - в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека. Итак, первая и, возможно, главная составляющая глобального вызова XXI века, обращенного к цивилизации, состоит в проблеме гармоничного единения Знания и Веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения Человеку понимания Смысла его жизни, Веры в свое уникальное предназначение и Знание путей наиболее полной жизненной самореализации. От образования, в конечном итоге, зависит, сможет ли человечество осознать и конструктивно ответить на этот вызов грядущего столетия. Именно образование может и должно взять на себя функцию мировоззренческого синтезатора Знания и Веры и тем самым вернуть людям Веру на новой мировоззренческой основе, избавленной от архаичных, изживших себя мистических, иррациональных догматов, уводящих человека от реалий жизни и фактически унижающих его. Далее. Пора осознать: мир коренным образом изменился. Нет ни одной важной, ключевой для человеческой цивилизации проблемы, которая имеет решение в национальном масштабе, на уровне национально-государственной самодостаточности. Выдающийся ученый и мыслитель XX века А.Д.Сахаров по этому поводу писал: "Только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности, например, таких, как создание ядерной и термоядерной энергетики, новой сельскохозяйственной технологии, производство синтетических заменителей белка, проблемы градостроительства, разработка безвредной для природы промышленной технологии, освоение космоса, борьба с раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями, разработка кибернетической техники и другие. Эти задачи требуют многомиллиардных затрат, непосильных для отдельного государства... Только в глобальном масштабе возможны разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле, совместимой с продолжением существования человечества..." 1. Осознается ли этот, продиктованный тревогой за судьбу мира, страстный призыв к единению ныне живущими поколениями? Воспринят ли он если не в качестве руководства к действиям, то хотя бы как информация к размышлению власть предержащими вершителями судеб мира? Отозвалась ли на него сфера образования и культуры, осознает ли она свою роль и свои возможности, свой поистине незаменимый вклад в решение этой фактически безальтернативной проблемы? Нет. Пока нет. Надо ли в этом случае удивляться тому, что разрушительные идеи силового противостояния и вражды, национальной исключительности, сепаратной государственной самодостаточности и миссионерской амбициозности, то и дело осложняющиеся малыми и большими военными конфликтами, бесчеловечным геноцидом, все более массовым и изощренным террористическим беспределом, варварским отношением к окружающей среде, с быстротой метастазов поражают единое тело человеческой цивилизации? Вызов XXI века, обращенный к человечеству, к каждой стране и каждому человеку, самым непосредственным образом связан с ответом на вопрос: "Быть или не быть? А если все-таки быть, то в каком качестве?" Можно ли быть безразличными к такому вызову? Сможет ли человеческая цивилизация осознать губительные тенденции планетарного масштаба, сложившиеся к концу XX века? Сможет ли возвыситься над повседневными заботами, заглянуть в собственное будущее, ужаснуться и предпринять необходимые упредительные меры для предотвращения глобальной катастрофы? Или, лишь причитая и вздыхая о фатальной неизбежности собственного конца, разобщенные человеческие сообщества так и будут плестись в хвосте событий, пассивно созерцая ускоряющийся процесс сползания в бездну нравственной деградации и физического небытия? И никакие богатства, никакие надежды отсидеться, отгородиться от мировых проблем ядерным щитом собственной неуязвимости или иллюзорным "железным занавесом" преступного нравственного безразличия не помогут, не смогут помочь. Итак, вторая (разумеется, не по значимости, а только в порядке перечисления) составляющая глобального вызова будущего состоит в объективной необходимости единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, ментальной, мировоззренческой несовместимости, постоянной угрозы конфронтации. Осознается ли этот вызов грядущего века современным образованием? Проявляет ли оно свое отношение к столь судьбоносным для человечества проблемам? Ищет ли, находит ли свои специфические способы влияния на все более угрожающие тенденции, упреждения этих тенденций? Нет. Пока нет... Может ли сфера образования способствовать осознанию этого вызова и движению человечества к единству и духовной интеграции? Да. Несомненно, может... Обязана. По-видимому, пришла пора понять, что миром правят и мировой историей движут отнюдь не временщики-политики, монархи и президенты с их гипертрофированной жаждой власти любой ценой. Не финансовые и промышленные магнаты, обладающие огромным, но эгоистичным в своей сущности экономическим могуществом. Не воинствующие генералы, одержимые манией величия, милитаристскими притязаниями и амбициями. Не мировые религии, стремящиеся трансформировать собственные ценности и представления о все еще непознанных законах мироздания в собрание непререкаемых мировоззренческих и поведенческих догм. Не революционеры-реформаторы, верящие в возможность одномоментных силовых преобразований сложившихся человеческих отношений. И не философы-провидцы, выдвигающие более или менее правдоподобные гипотезы и модели общественного прогресса в надежде на массовую человеческую поддержку своих умозрительных конструкций. В конечном счете, и локальными человеческими поступками, и мировой историей в целом движет менталитет - те глубинные, "корневые" духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения, которые при условии их согласованного, массового проявления по своей духовной энергетической мощи оказываются несопоставимыми с любыми рукотворными материальными энергоносителями или политическими акциями. Последние способны вызвать лишь относительно кратковременные, спорадические возмущения мирового исторического процесса или же, что при нынешних средствах массового уничтожения совсем несложно, прекратить этот процесс вовсе. Но в этом случае, понятно, отпадает необходимость каких-либо дальнейших обсуждений вообще... Иными словами, историю человеческой цивилизации можно понять не путем скрупулезного изучения и сопоставления тех или иных исторических явлений, событий и фактов (хотя и это необходимо), а лишь на основе изучения истинных движущих, созидательных сил поведения человека и общества, лишь в ее ментальном измерении. Точно так же, и предвидение будущего возможно только на основе изучения ментальных предпочтений и жизненных приоритетов человеческих сообществ. Но если это так, а весь ход мировой истории свидетельствует о том, что это, несомненно, так, то именно менталитет как индивидуальный, так и общественный, должен быть в фокусе внимания всех без исключения общественных наук, озабоченных прогрессивным развитием и локальных социумов, и человеческой цивилизации в целом, предвидением и поиском рациональных путей такого развития. Несомненно, наукоемкая, отнюдь не только психологическая, но и в широком смысле социокультурная, нравственная категория "менталитет" (или "ментальность") должна привлечь повышенное внимание и сферы образования, отражаясь, прежде всего, в ее аксиологических, ценностно-целевых приоритетах. Менталитет - субстанция духовная. Складываясь исторически, индивидуальный и общественный менталитет являются производными от культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, образования. Связь между менталитетом и образованием двойственная, обоюдная. С одной стороны, характер образовательной деятельности в том или ином социуме зависит от его ментальных приоритетов. С другой, - и сами эти приоритеты, жизненные ценности и идеалы зависят от образовательных потенций общества, его стремления к воспроизводству в каждом последующем поколении собственных культурных традиций и нравственных устоев, к их непрерывному обогащению и развитию. При этом необходимо учитывать, что менталитет - это, по сути, квинтэссенция культуры народа. В нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировосприятия, мироощущения и мировоззрения того или иного человеческого сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения. Ментальные ценности обладают повышенной устойчивостью и инерционностью, противодействуя насильственным деформациям и форсированным революционно-реформистским преобразованиям и допуская лишь эволюционный путь сколько-нибудь существенных и, тем более, необратимых изменений. В то же время стабильность, устойчивость менталитета не являются абсолютными. Менталитет нужно не только изучать. Менталитетом можно и при определенных условиях даже необходимо управлять. Весь вопрос - в каком направлении, с какой целью и каким путем осуществляется такое управление. Апеллирует ли оно к доброму или злому началу в человеке и обществе. Ведет ли оно к порабощению и угнетению человеческой индивидуальности, насилию над человеческой природой или, напротив, направлено на возвышение человека, создание условий для его свободного, природосообразного самосозидания, самотворчества, самореализации на основе тех высших духовных ценностей, которые восходят к ценностям абсолютным. Ценностям, несомненно, существующим в мире, независимо от того, считать ли их божественным откровением или аккумулированной мудростью человечества, концентратом его многовекового жизненного опыта. Важен, в конце концов, сам факт их существования. Вопрос же об источнике этих идеалов и ценностей - дело совести каждого свободного человека. Вызов XXI века, напрямую обращенный к образованию, как раз и состоит в том, чтобы пробудить естественные, но все еще неосознаваемые, дремлющие в анабиозе менталеобразующие потенции, менталеобразующие функции образования как важнейшей сферы познания, формирования, коррекции, а в необходимых случаях и преобразования менталитета и личности, и социума в целом. Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана, прежде всего, с ментальной несовместимостью людей и народов. Ментальная несовместимость - подлинный бич современной цивилизации. В XX веке силы центробежного, разъединительного, разобщающего характера явно преобладали над силами центростремительными, интегрирующими, объединяющими. Несмотря на усилия Организации Объединенных Наций, других международных сообществ, стремящихся внести организационное упорядочение в разновекторную мозаику интересов и устремлений стран и народов, глубинные мотивы и установки людей и их исторически сложившихся объединений были и остаются существенно разными. У каждого из них своя правда, свои представления о справедливости и способах достижения жизненно важных целей. Именно эта "разность потенциалов" человеческих желаний и побуждений, усиливаемая и усугубляемая внешними манипуляциями индивидуальным и общественным сознанием, и является основной причиной дезинтеграции, противостояния, вражды и насилия, которые вполне способны погубить мир... В этом и только в этом - истоки и локального, и геополитического противоборства различных идеологий и общественных систем, национально-этнической нетерпимости и межнациональных конфликтов, противостояния мировых религий и цивилизаций. В этом же - истинные причины все более широкого распространения международного терроризма, который, как показывает печальный опыт последних лет XX века, фактически перерос патологию индивидуальных разрушительных побуждений и, по сути, вошел в арсенал средств разрешения межгосударственных споров. Опасность состоит в том, что изощренные достижения науки и техники достаточно просто материализуют, казалось бы, сугубо духовное, ментальное противостояние, а все более возрастающие антагонистические материально-духовные потенции на разных полюсах этой чудовищной по своей мощи "батареи", в конечном счете, могут вызвать разряд глобальной разрушительной силы. Есть только два вида отношений к "чужой" правде, к иному мироощущению, иной ментальности - понять или подавить... Первый вид отношений предполагает наличие у субъектов ментального взаимодействия ума, терпимости, сочувствия, доброжелательности, альтруизма, возможно, в каких-то отношениях - благородной жертвенности... И, конечно же, знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах как своего народа, так и других народов. Поддаются ли эти качества целенаправленному формированию? Да. Безусловно, да. И роль сферы образования в таком формировании невозможно переоценить. Второй вид отношений апеллирует к силе и только к силе, наличие которой, как известно, допускает отсутствие ума... Разрушительность и бесчеловечность таких отношений очевидны и в полной мере подтверждены многочисленными деструктивными коллизиями XX века. Нет необходимости доказывать, что столь широко распространенные в XX веке концепции "сила против силы" и "ударом на удар" применительно к явлениям нематериального, духовного, ментального порядка успеха принести не могут. До определенного момента, разумеется, все еще эффективной может казаться политика силового сдерживания, экономического диктата или, напротив, экономического ублажения потенциальных агрессоров или международных террористов любого ранга. Но только до определенного момента. Ни одно, даже самое богатое и могущественное в военном отношении государство, в конечном счете, не выдержит бремени огромных и все возрастающих расходов на сомнительное по своим последствиям удержание неустойчивого равновесия, балансирования на грани жизни и смерти... Накапливаемое десятилетиями экономическое и военное могущество может быть сведено на нет практически любым коллективным или индивидуальным агрессором, террористом, дорвавшимся до сверхмощного ядерного, химического или биологического оружия даже в его небольших дозах. А сделать это при наличии злой воли, стимулируемой обидой, непониманием, ущемлением прав и достоинства, иными словами и главным образом, ментальной несовместимостью, в современном и, тем более, в будущем мире не составит большого труда. Разрушителям всегда проще... Погубить мир, причем погубить в одночасье, куда легче, чем его сохранить. Нет никакого сомнения, что упование на экономическое могущество и военную силу в XXI веке совершенно бесперспективно. Единственная надежда - на объединительную силу идей, духовных ценностей и приоритетов, способных остановить все более углубляющийся процесс раскола цивилизации, сплотить людей при всех различиях их ментальных предпочтений. Задача сверхсложная. Но иного просто не дано. Или - или... Именно в этом, в необходимости осознания глубинных, ментальных оснований движущих сил развития цивилизации и в активном воздействии на эти ментальные основания, на характеристики индивидуального и коллективного менталитета в направлении нравственного, духовного прогресса человечества, жизнесохранения и - жизнесозидания, состоит суть третьей важнейшей составляющей вызова грядущего XXI века... Разумеется, обозначенные выше глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, - необходимость синтеза Знания и Веры, конвергенции и духовной интеграции социумов, целенаправленного формирования жизнеутверждащих ментальных качеств личности и общества - не исчерпывают всего многообразия задач, которые придется решать людям в XXI веке. Но они предопределяют важнейшие, поистине судьбоносные направления усилий цивилизации, каждой страны, каждого народа в предотвращении нависшей над Миром угрозы необратимой духовной деградации и физического взаимоуничтожения. Пора осознать стратегические приоритеты... Приходится констатировать, что, будучи наиболее технологичной сферой, напрямую связанной со становлением личности человека и формированием духовных, нравственных ценностей всего человеческого сообщества, сфера образования все еще не выполняет своей главной - интегративной функции, способствующей духовному единению и взаимопониманию людей, не выполняет своего, прогностически наиболее важного, культурообразующего и менталеформирующего предназначения, остается в стороне от острейшей проблемы - мировоззренческого синтеза Знания и Веры... Увлекшись действительно впечатляющими достижениями науки и техники в XX веке, сфера образования практически во всех странах мира занялась и занимается поныне главным образом трансляцией из поколения в поколение сугубо прагматичных данных разных наук, передачей нацеленных на быструю отдачу достаточно узких, по существу, фрагментарных, технократически сориентированных знаний, умений и навыков. С этой своей задачей образование справляется более или менее успешно. Именно на это направлены основные усилия педагогов, этой же задаче подчинен педагогический процесс, разрабатываемые методические материалы, разнообразные, хотя и далеко не всегда продуманные с психолого-педагогических позиций, новейшие средства компьютерной и информационной техники и т.п. Что же касается формирования у учащихся целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу, трансляции из поколения в поколение ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании, то эти образовательно-воспитательные, гуманитарные по своей природе цели в лучшем случае лишь декларируются на популистском, лозунговом уровне, а в худшем - игнорируются вовсе. Нельзя не видеть и того, что совершенствование средств обучения и педагогических технологий явно опережает осознание сложной иерархии ценностей и целей образования. Создается далеко небезупречная с точки зрения здравого смысла ситуация, когда разработка весьма дорогостоящей педагогической технологии проводится фактически... ради самой технологии, когда педагогический процесс осуществляется ради самого процесса... Но даже самый изощренный и перенасыщенный техническими средствами процесс только тогда имеет какой-либо смысл, если заранее известно, во имя чего этот процесс осуществляется, каковы его ближние и дальние цели, каким видится ожидаемый результат... В противном случае (когда средства опережают цели) нарушается элементарная логика любой целенаправленной деятельности - "телега", как говорится, ставится впереди "лошади"... Невнимание к высшим ценностям и целям образования, пассивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования. Тем самым образование лишается своей важнейшей опережающей, прогностической функции, теряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобразовательную работу по их совершенствованию. Личный жизненный успех, измеряемый, главным образом, материальным уровнем жизни, практически повсеместно стал самоцелью, вытеснив на обочину общественного внимания, как бы на второй план, нравственные, духовные устои личности и государства, не говоря уже о человеческой цивилизации в целом. Широко используемые и достаточно популярные в мире доктрины образования немало способствуют именно такому прагматичному, чтобы не сказать - эгоистичному, циничному подходу к целевым установкам образовательной деятельности, к усвоению необходимых и достаточных для сугубо индивидуального жизнеобеспечения знаний и умений. Что же касается культуры и нравственности, то считается как бы само собой разумеющимся, что, однажды провозгласив гуманистические ценности и систематически декларируя неизменную приверженность этим ценностям, общество и государство свои нравственные функции выполняют сполна. Далее, как предполагается, эти духовные ориентиры будут автоматически "овладевать массами" без каких-либо специальных образовательных и воспитательных усилий. Нет ничего ошибочнее подобных иллюзий. Надо ли удивляться тому, что и абстрактные, во многом надуманные образовательные доктрины социалистического, стадного коллективизма, и сугубо индивидуалистические философско-образовательные концепции, нацеленные преимущественно на потребительские ценности мира частного предпринимательства и рыночной конкуренции, перед лицом принципиально новых гуманитарных проблем цивилизационного масштаба все более очевидно не срабатывают, отторгаются, оказываются идейно несостоятельными и практически непродуктивными? Но может ли образование своими собственными средствами повлиять на глобальные, по существу, общецивилизационные, геополитические процессы? Можно ли рассчитывать на то, что образование в состоянии переломить устойчивые негативные тенденции и в буквальном смысле спасти мир от надвигающейся катастрофы? Может быть, более целесообразно взывать к разуму и доброй воле политиков, искать сугубо политические решения, апеллировать к могущественным финансово-экономическим сферам, уповать на благоразумие и инстинктивную способность всего живого к самосохранению, к выживанию, наконец, усердно молиться и надеяться на добрую волю Провидения? Да, конечно, в повседневной жизни не обойтись без мирных политических решений и взаимоприемлемых соглашений, без все более обременительных для государств-спонсоров экономических инъекций и упреждающих агрессию вспомоществований. Не обойтись без насилия в борьбе с преступностью, терроризмом, агрессией. Наверное, не обойтись и без веры в здравый смысл человека разумного... Но ни частные, во многом вынужденные меры "пожарного" характера, ни упование на якобы предопределенное свыше торжество Добра над Злом не могут остановить лавинообразно нарастающий процесс разрушения, не могут кардинально переломить негативные тенденции в развитии цивилизации. Эти меры являются сугубо тактическими, ситуативными. Что же касается долговременной перспективы, а главное, надежности подобных упреждающих мер, то здесь особых оснований для оптимизма нет и быть не может. Нужны прорывы стратегического масштаба, необходимо осознание реальных движущих сил мировой истории и апелляция именно к этим силам. Именно поэтому необходимо принципиально по-новому подходить к обоснованию и реализации философских концепций, стратегических ориентиров и политических доктрин в сфере образования, находящейся на главном направлении прорыва в достойное будущее человеческой цивилизации, способной найти убедительный ответ на вызов этого будущего. Преодоление традиционной эмпирической рутины и зачастую совершенно бесцельной и бессмысленной организационно-управленческой суеты в сфере образования возможно лишь на основе четких прогностически сориентированных философско-методологических подходов, учитывающих долговременные тенденции развития мирового образовательного процесса. Иными словами, прорывы в сфере образования, переход на качественно более высокий уровень в самом понимании социальной роли образования, не говоря уже о внутренних, собственно образовательных технологиях, связаны с выходом в "космос" глобальных мировоззренческих проблем, стоящих перед человечеством на пороге не только XXI века, но и нового тысячелетия... Лишь на этой основе можно действительно увидеть новые горизонты в развитии образования, преодолеть соблазн эпигонствующего копирования "чужих" образовательных парадигм и доктрин, которые, даже в своих высших достижениях по критериям XX века, не удовлетворяют вызову века будущего. Не удовлетворяют потому, что ориентированы лишь на закрепление сложившихся мировоззренческих установок предельно сепаратизированного, разделенного и раздираемого непримиримыми противоречиями Мира XX века. Века, принесшего так много страданий людям. Именно на уровне планетарного сознания, на уровне мироощущения всеединства человеческой цивилизации, насущной необходимости духовной интеграции все еще существенно различных социумов возможен выход из глобального мирового кризиса современного образования. Нужны, необходимы, причем необходимы немедленно, уже сейчас, упреждающие средства защиты, остановки поистине смертоносного дамоклова меча, занесенного над человечеством. Нужна эшелонированная, тщательно продуманная система предупреждения дальнейшей дезинтеграции человеческих сообществ, неизбежно ведущей к поляризации сил и противоборству. Необходим поиск действенных средств конвергенции и постепенной духовной интеграции человеческих сообществ на основе специально организованного, систематического изучения ментальных ценностей разных народов, организации многомерного диалога их ментальностей и культур, понимания и сочувственного принятия пусть и несовпадающих пока интересов и устремлений ближних своих. В прямом смысле - ближних, поскольку в сегодняшних, спрессованных почти до критического предела времени и пространстве все мы буквально становимся ближе друг другу... И это - вовсе не декларативный призыв к построению очередной образовательной парадигмы, основанной лишь на благих пожеланиях и слепой вере в якобы неизбежное торжество Добра над Злом. Времена действительно изменились. Хотя в повседневной рутине быстротекущей жизни мы как-то не замечаем этого и продолжаем, что называется, плыть по течению. Но что же делать, если перед лицом уже вполне зримого и ощутимого цивилизационного апокалипсиса именно "утопии" человеческого всеединства, надежда на реальность конвергенции и духовной интеграции пока еще разобщенных человеческих сообществ оказываются едва ли не единственной стратегической возможностью спасения? Цинично отбросить эти утопии, как говорится, "с порога", иронизируя по поводу наивности их авторов и оставляя последним лишь возможность находить утешение в известном изречении мудрого русского баснописца И.А.Крылова: "Невежды судят точно так - в чем толку не поймут, то все у них пустяк..."? Или все же всерьез заняться "технологизацией утопий", их "технологической оснасткой" и "механизмом реализации", без которых любые, даже самые привлекательные идеи, действительно оказываются сугубо декларативными, а значит, и нереалистичными? Общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи, низким качеством знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях образования и даже не только с действительно недопустимыми упущениями в нравственном воспитании и умственном развитии детей и молодежи. Эти проблемы, в конце концов, могут быть решены в рамках самой системы образования, с помощью собственно педагогических средств и с опорой на заинтересованную в развитии образования социальную среду. Date: 2015-11-15; view: 559; Нарушение авторских прав |