Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели освоения дисциплины. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет филологии и журналистики «УТВЕРЖДАЮ» Декан ФФиЖ _________________ "_____"__________ 2010 г.
Рабочая программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки 032700 – Филология
Профиль подготовки Отечественная филология (русский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная
Кемерово, 2010
Цели освоения дисциплины
Устное народное творчество – один из базовых курсов в системе филологического образования. Обучающиеся получают первоначальное представление о фольклоре как коллективном творчестве; знакомятся с особенностями его развития и бытования; учатся применять полученные знания в процессе собирания, систематизации и анализа текстов устного народного творчества. В процессе освоения дисциплины формируется представление о значении фольклора в становлении отечественной литературы, ее национального своеобразия. Фундаментальной основой курса является изучение славянской мифологии, предполагающее знакомство с языческими представлениями о мире и их трансформацией в системе двоеверия, а также с мифологическими моделями жизнеустройства, что позволяет приобрести навыки анализа фольклорных текстов (в будущем – и литературных произведений, актуализирующих мифологические принципы организации художественного мира). Целями освоения дисциплины «Устное народное творчество» является: - изучение устного народного творчества в синхронии и диахронии с учетом характера бытования фольклора; - знакомство со славянской мифологией и обрядностью; - изучение жанровой системы фольклора и овладение навыками анализа произведений унт; - знакомство с ведущими работами мифологов, фольклористов, а также историей русских и зарубежных фольклорных школ, направлений, течений; - развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованием ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 — Филология.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 1. «Отечественная филология». «Устное народное творчество» относится к дисциплинам базового профессионального цикла (Б.3) и предваряет изучение истории русской литературы. Знакомство со славянской мифологией, фольклорными процессами в дальнейшем ориентирует филологов на осмысление специфики авторского творчества и лингвистических дисциплин. Одна из тематических составляющих «Устного народного творчества» углубленно изучается в контексте дисциплины по выбору «Поэтика мифа». Знания, полученные в первом семестре, служат теоретической базой для полевых и архивных исследований во время летней фольклорной практики, а также направлены на решение задач в соответствии с профессиональными видами деятельности бакалавра филологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Устное народное творчество» В результате освоения дисциплины обучающийся должен: • Знать: специфику фольклора в историческом развитии и современном состоянии, ориентироваться в истории и теории фольклористики. • Уметь: интерпретировать произведения устного народного творчества в соотнесении с обрядово-ритуальным, мифологическим, прагматическим и др. контекстами, а также в связи с характером бытования. • Владеть: навыками комплексного анализа фольклорных текстов, основами знаний о мифологической картине мира, о календарном и семейном циклах в традиционной культуре. В рамках ОК-1 (владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения) обучающийся должен: • уметь: воспринимать, анализировать и обобщать полученную информацию; ставить цель в изучении дисциплины и выбирать пути ее достижения; • владеть: культурой мышления. В рамках ОК-6 (стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства) обучающийся должен: • уметь: выбирать знания, способствующие саморазвитию и повышению квалификации. В рамках ПК-1 (способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии) и ПК-4 (владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации) обучающийся должен: • знать: специфику фольклора как коллективного творчества, базовые основы фольклористики как науки; • уметь: систематизировать и анализировать произведения устного народного творчестве, применять полученные знания в практике полевых исследований. • владеть: основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации. В рамках ПК-2 (владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий) обучающийся должен: • знать: традиционные и инновационные методики сбора и анализа фактов и информации по славянскому фольклору; • уметь: собирать информацию о тенденциях развития современной фольклористики в специализированных филологических журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета; • владеть: навыками работы в библиотеках и поисковых порталах Интернета. В рамках ПК-5 (способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности) обучающийся должен: • знать: мифологические, обрядовые, прагматические, структурно-семиотические особенности устного народного творчества; • уметь: пользоваться полученными знаниями и применять их в собственном научном исследовании; • владеть: навыками филологического анализа, использовать их в интерпретации фольклорного произведения. В рамках ПК-6 (способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов) обучающийся должен: • знать: существующие методики (обрядово-мифологические, структурно-морфологические, исторические, прагматические подходы) интерпретации фольклора; • уметь: формулировать аргументированные выводы и умозаключения в узкой области филологического знания; • владеть: навыками анализа фольклорного текста в соотнесение со сферой и спецификой его бытования. В рамках ПК-7 (владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем) обучающийся должен: • знать: основные библиографические источники и поисковые системы по проблемам устного народного творчества (журнал «Живая старина»). • уметь: готовить научные обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по темам дисциплины; • владеть: приемами библиографического описания. В рамках ПК-8 (владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований) обучающийся должен: • знать: формы участия в научных мероприятиях; • уметь: отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; • владеть: навыками письменного представления материалов исследования и ведения научной дискуссии с мотивацией собственной позиции при интерпретации фольклорного текста. В рамках ПК-10 (умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик) обучающийся должен: • знать: существующие в общеобразовательных учреждениях методики проведения занятий и внеклассных мероприятий; • уметь: готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий. В рамках ПК-11 (готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися) обучающийся должен: • знать: формы воспитательной работы с учащимися, • уметь: применять на практике полученные знания, • владеть: навыками учебно-воспитательной работы и популяризации фольклорной системы как неотъемлемой составляющей национальной культуры. В рамках ПК-15 (владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах) обучающийся должен: • знать: характер возможной реализации фольклорных проектов в образовательных учреждениях, в книгоиздательской сфере, в учреждениях культуры; • уметь: создать культурно значимый проект фольклорного праздника, сбора и публикации материала; • владеть: навыками реализации культурно-просветительских и образовательных проектов. В рамках ПСК-1 (готовность к восприятию и анализу многообразных явлений современного общества и современной русской культуры) обучающийся должен: • знать: востребованность в филологической практике знаний о народной культуре в диахронии и синхронии. • уметь: соотносить современную культурную ситуацию с предшествующими эпохами; • владеть: знаниями по истории народной культуры, теорией фольклора и отдельных жанров. В рамках ПСК-2 (готовность к интерпретации произведений устного народного творчества) обучающийся должен: - знать: методологию анализа фольклорных текстов в соотнесении с разнообразными научными подходами. - уметь: применять полученные знания в период фольклорной практики, практике профессиональной деятельности. - владеть: культурой мышления. В рамках ПСК-3 (готовность к восприятию народной культуры максимально широкого спектра: от древности до современности) обучающийся должен: - знать: теорию эволюции жанровых систем фольклора в соотнесении с научными концепциями их интерпретации. - уметь: воспринимать произведения максимально широкого спектра: от древности до современности. - владеть навыками анализа произведений фольклорных текстов в соотнесении с характером и временем их бытования.
4. Структура и содержание дисциплины «Устное народное творчество»
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 72 часа.
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Date: 2015-11-13; view: 413; Нарушение авторских прав |