Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение малой группы и ее границы





Под малой группойв социальной психологии понимается немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой группы.

Малая группа начинается с объединения 2—3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения — от 8—10 до 30—40 человек.

Типы малых групп:

По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По значимости:
1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:
«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.
«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.
2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.
По непосредственности взаимосвязей:
1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛЫХ ГРУПП

В истории развития социальной психологии можно выделить три основных направления ис­следования малых групп: социометрическое; социологическое; школа «групповой динамики».

Социометрическое направление разви­валось в исследованиях Дж. Морено. Он вы­делял в обществе две структуры отношений: макроструктуру (участие индивидов в различных сферах жизнедеятельности) и микрострук­туру (психологические отношения с окружаю­щими людьми). В рамках этого направления изучение малых групп сводилось лишь к исследованию межлич­ностных отношений, эмоциональных контактов между членами группы. Социометрия высту­пала в качестве основного (иногда единствен­ного) метода исследования. Анализ направле­ния показывает, что остается вне изучения совместная деятельность малых групп. Кроме того, социометрия не отвечает на вопрос о мо­тивах выбора.
Социологическое направление связано с экспериментами Э. Мэйо. Суть эксперимен­тов заключалась в задаче повышения произво­дительности труда компании Вестерн Электрик в Хоторне. Эксперименты дли­лись с 1924 по 1936 гг., проходили в три этапа, выделялись экспериментальная и контрольная группы.
Участие в эксперименте повы­шало значимость работниц, что и приводило к росту производительности труда. Э. Мэйо ввел понятие чувство социобильности — потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.
Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. К. Левин создал теорию поля. Ее суть: законы социального поведения выявляются через познание психологических и социальных сил, его определяющих. Важнейший метод анализа психологиче­ского поля — создание в лабораторных услови­ях групп с заданными характеристиками и изучение их функционирования. В рамках на­правления исследовались групповые конфлик­ты, способы принятия групповых решений, разработаны оригинальные методики.







Date: 2015-11-15; view: 1760; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию