Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая хар-ка кооперации и конкуренции
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Процесс взаимодействия, или интерактивная сторона общения, включает два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент представлен своеобразным регламентированным порядком действий в каждой конкретной ситуации. Можно даже говорить об этикете общения. Второй компонент относится к психологической стороне взаимодействия. Вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия; их удовлетворение требует расхода психической энергии.
Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие – конфликт, приспособление – оппозиция и т. д. Кооперация – координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. В самом деле, невозможно представить себе полноценного общения партнеров, каждый из которых молчит, не проявляет активности. Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт. Конфликт – форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия. Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы: 1) стороны (участники) конфликта (черта личности – черта личности; личность – личность; личность – группа и группа – группа); 2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп)); 3) образы конфликтной ситуации (представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта); 4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя)); 5) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция). Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: -Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. -Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций. -Компромисс – урегулирование разногласий через уступки. -Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон. -Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. -Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Date: 2015-11-15; view: 3441; Нарушение авторских прав |