Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества личности (способности, умения, силы, энергии)





Агрессивный. Аккуратный. Альтруистичный. Артистичный. Бдительный. Безвольный. Безжалостный. Беззаботный. Безответственный. Безразличный. Бережливый. Бескорыстный. Бессовестный. Благодарный. Благожелательный. Благоразумный. Благородный. Блудливый. Болтун. Боязливый. Бунтарь. Бюрократ. Вдумчивый. Вежливый. Везучий. Великодушный. Верный. Веселый. Вздорный. Властный. Влюбчивый. Внимательный. Воздержанный. Волевой. Вороватый. Воспитанный. Враждебный. Вспыльчивый. Выдержанный. Выдумщик. Выскочка. Высокомерный. Гадкий. Гармоничный. Героический. Глупый. Гневливый. Гордец. Гостеприимный. Грубиян. Двоедуший. Двуличный. Деликатный. Деловой. Демагог. Дерзкий. Диктатор. Дипломатичный. Добродушный. Доброжелательный. Добросердечный. Домосед. Дотошный. Драчун. Дружелюбный. Дурной. Духовный. Душевный. Единоличник. Ехидный. Жадный. Жалобщик. Жесткий. Жизнелюб. Заботливый. Завистливый. Закаленный. Замкнутый. Заносчивый. Злобный. Злопамятный. Идеалист. Изворотливый. Изящный. Импровизатор. Индивидуалист. Интеллектуал. Искренний. Карьерист. Клоун. Коварный. Коммуникабельный. Компетентный. Конфликтный. Корыстолюбивый. Краснобай. Кривляка. Крикун. Крутой. Ласковый. Ленивый. Лживый. Лицемерный. Ловелас. Лукавый. Льстивый. Любопытный. Максималист. Малокультурный. Манипулятор. Марионетка. Мелочный. Мерзкий. Мечтатель. Миролюбивый. Мистик. Многословный. Могучий. Молчаливый. Мошенник. Мудрый. Мужественный. Мягкий. Набожный. Надежный. Надменный. Надоедливый. Наивный. Нахальный. Находчивый. Небрежный. Невежда. Невинный. Невозмутимый. Невоспитанный. Негибкий. Неделикатный. Недотрога. Нежный. Нелюдимый. Ненадежный. Неопытный. Неподкупный. Непокорный. Неприятный. Неразвитый. Нервный. Нетерпеливый. Обаятельный. Обидчивый. Образцовый. Общительный. Обычный. Одержимый. Оптимист. Осторожный. Остроумный. Пессимист. Плут. Повеса. Подозрительный. Пошлый. Правдолюбец. Правильный. Предприимчивый. Приветливый. Простой. Равнодушный. Раздражительный. Рациональный. Ревнивы. Робкий. Садист. Самолюбивый. Самоуверенный. Сексуальный. Сердечный. Славолюбивый. Смелый. Смиреннный. Сострадательный. Стыдливый. Тактичный. Терпеливый. Тщеславный. Халатный. Храбрый. Человеколюбивый. Честный. Ябедник. Яростный.

Интеллектуальная игра 1.«Поделись своим лучшим качеством личности» (игры 1, 2, 3 проводятся в бодрствующем состоянии сознания). Каждый участник перед группой в течение 2-4 минуты раскрывает свой психологический портрет (методом рефлексии), используя список качеств личности. Затем выбирает одно лучшее качество, которое есть у него, и «делится» этим качеством с группой. При этом необходимо разыграть активную сценку «подношения» и «дарения» этого качества всей группе или кому-то одному (двум, трем) участникам. Данное качество записывается на доске, а присутствующие – себе в тетрадь. Группа аплодисментами и вербально (все вместе) принимает (или не принимает) данное качество. Подводя итоги игры, необходимо отметить, что в группе много красивых и высоких личностных качеств (сил), что каждый может изменить, увеличить и повысить личностный потенциал т.к. в группе (и в жизни) он обязательно найдет поддержку.

Интеллектуальная игра 2. Назовите несколько своих наиболее развитых способностей или умений (в спорте, искусстве, общении, игре, интеллекте и т.д.), расскажите, как они развиваются у вас, и, если это возможно, продемонстрируйте перед аудиторией одну из своих способностей (используйте пантомимику, рисунок, голос, музыку, любые движения и т.д.). Группа аплодисментами и вербально (все вместе) принимает (или не принимает) данную способность (умение).

Интеллектуальная игра 3. В восточной психологии силы и энергии природы обозначаются понятием «гуны» [10, с. 270-281]. Любая форма, одушевленная или неодушевленная, представляет собой совокупность природных сил (гун) в движении. Человек – это движение природных сил-энергий-качеств. Эти природные силы действуют и в физическом теле человека, и в психике, порождают, поддерживают и разрушают все качества личности. Задание: выберите по пять (или более) качеств личности, которые указывают на следующие три гуны: тамас, раджас, саттва. Каждому природному качеству (гуне) соответствует определенный цвет: белый – это саттва, красный – раджас, черный – тамас. Принимая действия всех сил за 100 %, продумайте, какова доля каждой проявленной силы в вашей личности (например: 30%, 50%, 20%). Или представьте себе треугольник, где каждая вершина представляет ту или иную гуну (в цвете).


Психологический, социальный и духовный план этой классификации очень важен, ибо эти три принципа присутствуют и в личности (теле и психике), и в природе, и в социуме, они взаимодействуют друг с другом и определяют результат и характер каждого действия. Их взаимодействие влияет на качества и активность личности, на темперамент, характер, потребности, мотивы, способности, волю, на способы психологического реагирования, на переживания, на психосоматическое здоровье. Гуны (силы природы) влияют на душу и практически подчиняют её. Душа может стать свободной от сил-энергий материи: а) поднявшись над гунами, погрузившись в абсолютный покой; б) овладев этим природным механизмом. Трансформация или одухотворение личности-эго возможно только в том случае, если силы природы полностью подчинены высшему источнику жизни – душе.

Дадим краткую психологическую характеристику гунам. Тамас более всего проявлен в материальной природе и в физическом существе человека. Это силы привычки, инерции, темноты, неспособности и бездействия, неподвижности или механистической деятельности, которая не контролируется бодрствующим сознанием. Принцип тамаса тяготеет к бессознательности, погружается в подсознание, лишён ясного представления о собственной энергии. Тамас вносит во все дела инерцию, слабость, неразумность, невежество, упорную привязанность к привычным понятиям, нежелание думать, вносит в нашу личность трусость, малодушие, леность, мелочность, равнодушие, недостаток сострадания, замкнутость [10, с. 271]. В йогическом учении говориться, что нужно очень низко пасть, что бы умом управлял тамас (ложь, злость, зависть, похоть, привязанность, гнев, гордыня, жадность, злоба). Настройка ума на данные качества (энергии-силы) делает человека демоническим существом и лишает его человечности. Такой человек совершенно безразлично относится к своей судьбе и судьбе других людей.

Принцип раджаса максимально проявлен в витальной природе (эмоции, жизненность), это двигательная, кинетическая сила, выражающаяся в качествах борьбы, усилия, страсти и действия [10, с. 271]. Именно жизнь в нас является самой мощной движущей силой, однако она подчинена силе желания, поэтому раджас всегда побуждает к действию и удовлетворению желаний. Вся его деятельность проявляется в эгоизме, своеволии, самоуправстве, противостоянии, в борьбе за власть и влияние, высокомерии, себялюбии, жадности, ревности, эгоцентризме в любви, поэтому приходится терпеть страдания. Достигнутые результаты эфемерны и неполны, омрачены усталостью.

В уме преобладает принцип саттвы. Саттва – сила равновесия, которая выражается в качествах добра, гармонии, счастья и света [10, с. 272]. В начале жизни (при рождении) эти силы природы более всего проявлены в виде врожденных, а затем и приобретенных рефлексах, на базе которых строится последующая психосоматическая жизнедеятельность человека. Интеллект, рассудок, рациональная воля помогают разумно использовать силы воли, гармонизировать противоречия. Саттва приносит чувство легкости, счастья, безопасности в отличие от сомнительных удовольствий раджасических желаний и страстей. Саттва дарует спокойствие и трезвый ум, самообладание, уравновешенность, любовь, сочувствие (что характерно для философов, святых, мудрецов). Однако ни в какой части нашего существа отдельно взятое качество космической силы не проявлено в чистом виде. Их соотношение постоянно меняется, они вступают в борьбу, пытаются доминировать друг над другом [10, с. 273]. Вся деятельность природы является результатом раджаса, который активирует другие гуны космоса. «В зависимости от того, что преобладает в деятельности – саттва или тамас, – раджас будет позитивным или негативным» [3, с. 703]. Порождаемая природой двойственность добра и зла может быть устранена раскрытием истинного «Я». В зависимости от того какая сила преобладает в нашем темпераменте, образе мышления или действиях, человека можно отнести к саттвическому, раджасическому или тамасическому типу. Но никто не является воплощением одной гуны. «Отмеченный мудростью (саттвой) человек сосредотачивает своё сознание в верхней области тела: духовном оке межбровья. Его духовное понимание постоянно возрастает» [3, с. 992]. «Ум раджасичных людей находится в грудном (сердечном) центре, который расположен «посредине» – на равном расстоянии от высших и низших чакр (центров жизненной активности). Тамасичный ум ограничен тремя нижними центрами: поясничным, крестцовым и копчиковым. Так сознание «идёт вниз», покидая область божественных восприятий в «средний» раджасический план» [3, с. 992].


Каждая гуна, как и их совокупность, образуют множество качеств личности стремящихся к проявлению. Любое проявленное качество является энергоинформационной волной и представляет силу природы. Чем больше качеств и чем сильнее они проявлены, тем сильнее личность. Но гармония личности, гармония в отношениях с другими людьми и природой, наступает только в том случае, если все силы подчинены душе-духу. Выход умом за пределы всех гун полностью очищает психику и человек живет в чистом сознании, т.е. без материальных привязок к «хорошему-плохому», «добру-злу» и другим многочисленным дуальностям психического и социального миров.

Медитация 1 (вхождение в измененное состояние сознания). Выберите для себя одно (два и более) качество, которое вам хотелось бы развивать. Представьте и запишите это качество, его цвет, запах, форму, вкус, звучание и т.п. Узнайте имя человека (из группы) или представьте знакомого, в ком это качество проявлено наиболее ярко.

Прием качества-силы (настройка на энергоинформационную волну). Алгоритм вхождения в медитацию (ИСС): релаксация (1-3-5 минут), суггестивная установка и настройка, адресная концентрация (на выбранное качество души), медитация. Установка: произносится максимально осознанно преподавателем и мысленно повторяется самим участником тренинга. «Я спокоен, совершенно спокоен… Мое сознание совершенно спокойно. Ум настраивается на сознание души, пребывающей в совершенной гармонии. Всё моё природное существо обращено к высшей истине – к душе». Обращение к душе (настройка, молитва): «Божественная душа, помоги уму настроиться на твои вибрации. Помоги воспитать и проявить в личности силу (название качества)». Затем можно обратиться за помощью к тому или иному человеку (по имени, мысленно представив его образ) в котором данное качество хорошо проявлено. Обращение: «(Имя человека) поделись, пожалуйста, со мной своим лучшим качеством (название качества)». Пребывание в медитации – 3-5 минут. При этом вся сила ума (воли) концентрируется на отобранном качестве (качествах) путем его произношения (мысленно) и представления (10-20 раз). Необходимо «примерить» это качество-силу, принять, поместить в сердце. Представить, как это качество «прижилось» в личности. Поблагодарить свою душу за этот подарок. Выход из медитации (под голос преподавателя или самостоятельно). Произвести запись переживаний, возникших во время медитации.


Медитация 2: передача качества-силы. Алгоритм вхождение в ИСС тот же, что и в первой медитации. Обращение к своей душе (молитва): «Божественная душа, поделись лучшим качеством (название) с тем, кто желает его принять и проявить в себе. Помоги мне передать, а другому человеку принять это качество». Представьте, как из вашего сердца (души) во все стороны распространяется энергия (лучики, волны света, цвет, красивые и легкие шарики и т.д.) этого качества (можно представлять конкретного человека). Время медитации 3-5 минут. Выход из медитации, запись переживаний.

После проведения всех медитаций можно поделиться в группе процессом, возникшими чувствами и переживаниями во время медитативной игры принятия и передачи качеств души. Придумайте свои способы передачи качеств-сил личности и души в реальной жизни, в бодрствующем состоянии сознания (в игре, работе, общении), в измененном состоянии сознания (медитации), когда вы один, когда вас двое, трое и т.д.

Медитация 3: передача и приём способностей (потребностей, мотивов, умений, навыков). По тому же алгоритму, что в первой и второй медитациях. В дальнейшем научиться мысленно в бодрствующем и ИСС передавать (делиться) своими способностями с другими людям и принимать добродетели от других индивидов во время совместной деятельности, в общении, игре, труде и т.д.

Для большей эффективности в интегральной психотерапии необходимо развивать психологические способности, связанные с доверием своему высшему «Я». В интегральной йоге к таким способностям относятся: любовь, искренность, вера в божественное и доверие, преданность, благодарность, мужество, стремление, самоотдача, выдержка, настойчивость и др. [11]. Каждая из этих способностей имеет свою созидательную силу. Их развитие способствует образованию и развитию энергоинформационных коммуникативных связей между сознанием души и духа с умом личности и телесным сознанием. С возникновением стабильной и выраженной сонастройки (связи ума личности с душой) сознание человека постоянно получает необходимое количество жизненной энергии и информации для всех психических систем и органов физического тела. Тамасические силы личности переходят в подчинение раджасическим силам, раджасическое сознание – саттвическим силам, и все вместе – душе. В данном случае совершается не только эффективная психотерапия личностных качеств и расстройств, но и ускоряется интеллектуальное и духовное развитие человека.

В христианстве негативные качества личности (порожденные тамасом и раджасом) называются греховными (или страстями). Саттвические качества называются добродетелями. Для очистки ума необходимо совершать добрые дела, греховные дела загрязняют ум, т.к. связаны со злом.

Восемь главных страстей (тамас и раджас) от которых необходимо избавляться [8, с. 155-159]. Чревоугодие. Объедение, пьянство, невыполнение постов, лакомство. Любодеяние. Блудные ощущения и пожелания тела, блудные мечтания. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Сребролюбие. Любовь к деньгам и имуществу. Размышление о средствах к обогащению. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Любовь к подаркам. Присвоение чужого. Гнев. Вспыльчивость, приятие гневных помыслов, непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство, ненависть, вражда, мщение, осуждение, обида ближнего. Печаль. Огорчение, тоска, не благодарение Бога за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, обида на ближнего. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Праздность. Шутки. Забвение заповедей Христовых. Ожесточение. Отчаяние. Тщеславие. Искание славы человеческой. Хвастовство. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Лукавство. Лицемерие. Ложь. Лесть. Зависть. Уничижение ближнего. Бессовестность. Гордость. Презрение ближнего. Дерзость. Неверие. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Невежество.

Восемь добродетелей (саттв), которые необходимо развивать [8, с. 159-162]. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, вина. Соблюдение постов. Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел, сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двусмысленных слов. Скромность. Молчание. Безмолвие. Не стяжание. Удовлетворение необходимым. Следование Христовым заповедям. Мягкость сердца. Кротость. Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения. Терпение. Тишина ума. Незлобие. Блаженный плач. Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты духовной. Надежда на милосердие Божие. Готовность терпеть. Очищение ума. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Смирение. Страх Божий. Ненависть к похвале человеческой. Правота и прямота. Беспристрастие. Смиренномудрие, или духовное рассуждение. Любовь. Верность к Господу и Святой Троице. Любовь к ближним, чистая, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Молчание ума. Молитвенная сила, побеждающая грех.

Награда за добро и наказание за зло затрагивают лишь личность-эго или псевдодушу. Для того, что бы эго узнало, что такое зло, оно должно иметь сравнение – противоположность этого качества (свет, добро). Аналогичная ситуация имеет место в отношениях добродетелей и пороков. Воспринимая своё существование через дуальность (относительность, иллюзию), эго соглашается с законами относительности, что связывает свободу воли личности. Но душа не имеет никакого отношения к двойственности. «Обретя сознание души, человек поднимается над борьбой добра и зла: он становится самой добродетелью» [2, с. 588-589]. Поэтому освобождение или самореализация есть непосредственное восприятие «истины сознания души».

Тема для размышления и дальнейших занятий: как выйти за пределы всех грехов и добродетелей, гун природы (качеств), чтобы реализовать истинные, не дуальные качества души. Приобретение добродетельных качеств ведущих к самореализации, и тех качеств личности, которые препятствуют достижению божественности и «тянут» человека вниз во всех деталях широко представлено в йогической литературе [2, 3].

Проведение данных практик в учебной деятельности по формированию личностных качеств показало их высокую эффективность. Они также применимы в психокоррекции и психотерапии личности, после перенесения психотравмирующих ситуаций [4, 6, 7].

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 307 с.

2. Интегральная йога Шри Ауробиндо. – М., Изд-во Никос, 1992. – 396 с.

3. Йогананда Парамаханса. Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственна наука Богопознания / Новый перевод и комментарии. – М.: ООО Изд-во «София», 2013. – 1232 с.

4. Козлов В.В. Личность – базовые конструкты субъективности и демонстрации / Вестник интегративной психологии. Выпуск 11. 2013. – С.10-21.

5. Корнеенков С.С. Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания // Психология и психотехника. – 2013. – № 4. – С. 238-278.

6. Корнеенков С.С. Психология развития и функции внешней, внутренней и интегральной личности в структуре человека // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2012. – № 1 (17). Рига-Москва. – С. 294-302.

7. Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия: монография. Владивосток. Изд-во ТГЭУ. 2005. – 384 с.

8. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т.1. – М.: Паломник, 2001. – 623 с.

9. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

10. Шри Ауробиндо. Синтез йоги. Собрание сочинений / Ш.Ауробиндо, Т. 17. Синтез йоги-I. – СПб.: Адити, 2010. – 336 с.

 







Date: 2015-11-15; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию