Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двоемирие городского пейзажа





Утративший гармонию мир Блока становится все более тревожным. «Гулкий город, полный дрожи»(261), - вот образ, созданный Блоком. Город, овеянный атмосферой тревоги и отчаянья.

Блок подходит к изображаемым событиям как к явлениям мирового плана. По мнению исследователя Громова, Блок, как большой художник оценив значительность событий и уловив в них социальный аспект, стремится, несмотря на груз идеалистических предрассудков, решить тему в духе космической и социальной драмы одновременно[83]. В восприятии Блока «нераздельность и неслиянность» - не отвлеченная формула мировоззрения Соловьева, но определяющий жизненно-творческий принцип, не примиряющий, а трагический, беспощадно трезво обнажающий противоречия бытия[84]. В этом городе, одновременно чинном и разнузданном, пресыщенном и задыхавшемся от нищеты и горя, творилась мистерия. Город Блока - это прозрения, предчувствия, пророческие видения и сновидения, образы, пришедшие из глубин разума, отравленного ядом тоски и опьяненного грезой. Переулки, извивы, создающие очарованный лабиринт, из которого нет выхода, - это еще и закоулки души поэта, глубины его сознания. П.Коган пишет о городских стихах Блока: «Сама жизнь стала видением, а люди и предметы - привидениями... Граница между существующим и воображаемым утратилась».

Мир города - это мир миражей и обманов, заколдованное место, в котором преображается и искажается городской пейзаж. Одинокие фонари, фабричные задворки, подворотни, мокрые афишные тумбы - это только осколки реальности, которые видятся нечетко, размыто и являются на самом деле обрывками неведомого и таинственного мира. Городское пространство превращается в фантасмагорическое:

Этот воздух так гулок,
Так заманчив обман.
Уводи, переулок,
В дымно-сизый туман… (257)

Часть пространства города (переулок) персонифицируется и становится образом фантастического, ирреального города. Впечатление городской фантасмагории усиливается с помощью повтора однокоренных слова «гудят» — «гулок». Городское пространство противопоставляется вечности.

Сквозь реальный мир проступает фантастический город, который какой-то невероятной загадочной силой растворяет в себе детали реального мира. Все конкретные приметы городского быта выполняют двойную функцию: они реально существуют в этом мире, но их истинное предназначение - быть проводниками в другое измерение, вещественным подтверждением бытия иного, мистического мира, который стремится прорваться в привычное смысловое пространство и, захватив его, полностью подчинить себе. На первый план выступают сказочные образы: карлики, Невидимка, Латник, Светлый муж, Дед и другие мистические существа, обильно населяющие блоковский город. Почти все они являются порождением демонических сил, правящих в городе. А.Горелов в книге «Гроза над соловьиным садом» пишет: «Как идеалист, Блок относился недоверчиво к предметному миру, за банальной привычностью повседневности ему чудились притаившиеся неведомые силы. Этот мир таинств и был сущностью бытия, а окружающие человека предметности - временными, изменчивыми личинами этой... сущности...»

Многие стихотворения Блока раздвоены в смысловом плане: романтическая меланхолия сочеталась с болезненно-острым переживанием окружающей среды. Глухие закоулки, одинокие фонари, фабричная гарь, а рядом – «улицы, пьяные от окриков», «электрический сон наяву», сверкающие витрины и дорогие кабаки. Вот персонажи: бродяга «в измятом картузе над взором оловянным», нищий слепец, хмурый шарманщик, солдаты, проститутки, дворники, пожарные, зеваки, дети, люди, «поднимающиеся из тьмы погребов», но тут же и самодовольные господа, холёные красавицы. Вся жизнь города состоит из таких контрастов.

Петербург как инфернальный город представляет северную столицу в текстах цикла «Город», по большой части, в фантастических и эсхатологических, часто заимствованных из Апокалипсиса, образах как некая фантасмагория, призрачное и обманчивое видение. Поэт стремится к изображению реального мира, но картины действительности то нарисованы подчеркнуто резко, то размыты и загадочны.

В стихотворении «Вечность бросила в город» (257) городская панорама рисуется как нечто разбитое на детали, бессвязное, бездумное. Жизненная трагическая раздробленность рисуется отдельными пятнами, бликами, эпизодами. Цельной картины жизни не может быть потому, что её нет в действительности:

Всё бессилье гаданья

У меня на плечах.

В окнах фабрик - преданья

О разгульных ночах.(257)

Здесь «небеса не сойдут», не откроется высокое, потому что «край небесный распорот».

Город Блока, являющийся средоточием зла, обречен на гибель, он должен исчезнуть с лица земли. Это мертвый город, в котором царит сама смерть. Сложный комплекс представлений, составляющих основу отдельных образов, свидетельствует о фольклорно-исторической опоре. Целый ряд эпитетов, сравнений и глаголов подчеркивает и утверждает роковую, почти беспредельную власть этой владычицы человеческих судеб: «заборы - как гроба», «все погребено в безлюдьи окаянном», в домах «покойники в гробах», а сами дома - могилы, улицы города мертвые и пустынные, фонари прячутся в гробовой тени. Даже весна - символ жизненной силы - не в состоянии преодолеть духа смерти, витающего над городом. Весна терпит поражение перед лицом смерти, за которой должно последовать созидание нового мира, «нового града».


Заключение

За годы своего сознательного творчества Александр Блок прошел сложный и насыщенный путь формирования – и как художник, и как личность. Он вошел в поэзию со своим особым, ярко выраженным лирическим «я», но знал, что с ним будет трудно совладать в ту кризисную эпоху его бытия. Блок воспринимал всё окружающее в виде живого организма, и задача его как художника – уловить невидимое дыхание, движения этого сущего. Одной из особенностей мировосприятия Блока состоит в том, что его сознание было открыто различным культурно-историческим, философским и поэтическим концепциям. Больше всего на становление начинающего поэта повлияла поэзия и взгляды Владимира Соловьева.

В изображении образа города Блок отталкивается от традиций, существовавших еще до него, но и впитывает мотивы своих современников – Белого, Мережковского. Как поэт-символист он подхватил романтическую фантастику Гоголя и Достоевского, почувствовал социальную проблематику Некрасова, показал традиционные город в пушкинском ключе.

Упрямо двоящийся город в хаосе – грубая житейская проза, сливающаяся с фантасмагорией – вот главный предмет лирического цикла «Город». Русская действительность на рубеже веков была полна диссонансов, всё в ней было хаотично.

Блок — неоромантик и символист — проводит резкую черту, раскалывающую мир, но и объединяющую две его стороны, пошлую и горькую рутину и высокий, запредельный смысл, скрытую от беглого взгляда цель существования людей. Таким образом, мы видим, что Петербург Блока далёк от реального города. Улицы с их персонажами трансформируются в поэтике Блока, приобретают фантасмагорические детали. Через мир обычных вещей проступает ирреальный город, запредельный. Поэт стремится к тому, чтобы преодолеть жизненные препоны, возвыситься над мертвым городом, и показать другим мир потусторонний, божественный, через имеющееся богатство символов, образов, полутонов. Переход из мира реальностей в мир символов порой ускользает от самого внимательного читательского взора: обычные предметы как бы просвечиваю иным значением, не теряя вместе с тем своего вещественного смысла.

Литература

1. Блок, А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / А.А. Блок; коммент. А.В. Лаврова, З.Г. Минц. - Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). – М.: Наука, 1997 -. Т. 2: Стихотворения, кн. 2: (1904-1908). - 1997. - 894, [1] с.

2. Авраменко, А.П. А. Блок и русские поэты XIX века / А.П. Авраменко. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - 248 с.

3. Александр Блок. Исследования и материалы. / Ред. А.В. Лавров, Ю.К. Герасимов и Н.Ю. Грякалова. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. – 293 с.

4. Александров, А.А. Блок в Петербурге - Петрограде / А.А. Александров. - Л.: Лениздат, 1987. - 236, [2] с., 8 л. ил.: ил.

5. Антология любви. Лирика русских поэтов. / Отв. ред. Е.Н. Авадяева. – М.: Престиж Бук, 2006. – 320 с.

6. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый; сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

7. Берберова, Н. Блок и его время. / Н. Берберова; пер. с фр. Анны Курт, Анны Райской. - М.: Астрель, 2012. - 256 с.

8. Бло, Ж. Александр Блок, поэт невского проспекта / Ж. Бло; пер. с фр. М. Яснова. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 2006. - 160 с.

9. Блок, А.А. Автобиография [Электронный ресурс] / А.А. Блок. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0210.shtml. (Дата обращения: 26.04.2013).

10. Блок, А. О романтизме [Электронный ресурс] // A.A. Блок. Избранное. М.: Панорама, 1995. - С. 433-444. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/blok/blok_o_romantizme.html. (Дата обращения: 28.04.2013).

11. Блок, А.А. О современном состоянии русского символизма [Электронный ресурс] / А.А. Блок. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/blok/blok_o_sovremennom_sostoyanii.html. (Дата обращения: 14.04.2013).

12. Блок и современность / Сост. Ст. Лесневский - М.: Современник, 1981. – 365 с.

13. Валентинов, Н. Два года с символистами / Н. Валентинов; предисл. и примеч. Г.Струве. - М.: Издательский дом «XXI век - Согласие», 2000. - 384 с.

14. Гайденко, П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 1994. - Выпуск II. - С. 92 - 105. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/gaydenko-94.htm. (Дата обращения: 05.04.2013).

15. Гиппиус, З.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза / З.Н. Гиппиус — Л.: Художественная литература, 1991. – 372 с.

16. Глушаков, Е.Б. Великие судьбы русской поэзии: Начало ХХ века / Е.Б. Глушаков. – М.: Флинта: Наука, 2010 – 256 с.

17. Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь; предисл. Л. Козловой. – Ростов, 1979. – 128 с.

18. Горелов, А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок / А.Е. Горелов. - Л: Сов. писатель, 1970. - 510с.

19. Гуревич, А. Романтизм в русской литературе / А. Гуревич. - М.: Просвещение, 1980. - 103 с.

20. Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники / П.П. Громов. - Л.: Советский писатель, 1975. – 527 с.

21. Долгополов, Л.К. Александр Блок. Личность и творчество / Л.К. Долгополов. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. - 175 с.

22. Достоевский, Ф.М. Полное собрание повестей и рассказов в одном томе / - М.: «Издательство АЛЬФА КНИГА», 2010. – 1230 с.: ил.

23. Ермилова, Е. Теория и образный мир русского символизма / Е. Ермилова. - М.: Наука, 1989. - 176 с.

24. Жирмунский, В.М. Метафора в поэтике русских символистов [Электронный ресурс] / В.М. Жирмунский // НЛО. 1999. - №35(1). - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/./classics/zhirm-metaphor.htm (Дата обращения: 1.05.2013).

25. Жирмунский, В.М. Поэзия А. Блока [Электронный ресурс] / В.М. Жирмунский. – П., 1922. Режим доступа: http://royallib.ru/read/girmunskiy_v/poeziya_aleksandra_bloka.html#0. (Дата обращения 10.05.2013).

26. Корецкая, И.В. Блок // История всемирной литературы в 8 томах. — М.: Наука, 1994. — Т. 8. — С. 94—99.

27. Маковский, С. На Парнасе Серебряного века / С. Маковский. - М.: XXI век - Согласие, 2000. - 560 с.

28. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза А. Блока / Д.Е. Максимов. — Л.: Сов. писатель, 1975.

29. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма / Ю.В. Манн. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 384 с.

30. Мескин, В.А. Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб: монография / В.А. Мескин. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 439 с.

31. Минералова, И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пособие / И.Г. Минералова. — 5-е изд. - M.: Флинта: Наука, 2009. - 272 с.

32. Минц, З. Александр Блок и русские писатели / З. Минц. – С.-Петербург: «Искусство – СПБ», 2000. – 784 с.

33. Минц, З. Поэтика Александра Блока / З. Минц. – С.-Петербург: «Искусство – СПБ», 1999. – 727 с.

34. Мочульский, К.В. Александр Блок / К.В. Мочульский. - Париж, 1948

35. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века / В.В. Мусатов. - М.: РГГУ, 1998. - 484 с.

36. Новиков, В.И. Александр Блок / В.И. Новиков. - М: Молодая гвардия., 2010. – 368 с.

37. Орлов, В.Н. «Здравствуйте, Александр Блок» / В.Н. Орлов. - Л.: Сов. писатель, 1984. – 424 с.

38. Орлов, В.Н. Гамаюн / В.Н. Орлов. — М.: Известия, 1981. – 728 с.

39. Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург / В.Н. Орлов. – М.: Известия, 1981. – 719 с.

40. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах // А.С. Пушкин; под ред. Д.Д. Благого, С.М. Бонди, В.В. Виноградова. - М.: Гослитиздат, 1959-1962. Т.2, 3.

41. Русская литература XX века. 1890—1910 / Под ред. С. А. Венгерова; послесл. А. Н. Николюкина. — М.: Республика, 2004. - 543 с.

42. Толмачев, В.М. Неоромантизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – с.640–646.

43. Топоров, В.Н. Пространство и текст [Электронный ресурс] // Текст: семантика и структура. - М., 1983, с. 227-284. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html. (Дата обращения: 06.05.2013).

44. Топоров, В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте [Электронный ресурс] // Исследования по структуре текста. - М., 1987, с. 121-132. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Babilon.html. (Дата обращения: 06.05.2013).

45. Ханзен-Леве, А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А, Ханзен-Леве; пер. с нем. С. Бромерло, А.Ц. Масевича и А.Е. Барзаха. - СПб., «Академический проспект», 1999. - 510 с.

46. Храповицкая, Г. Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Филологические науки. - 1999. № 3 С. 35 - 41.


[1] Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С.11.

[2] Толмачев, В.М. Неоромантизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. – С.640.

[3] Там же. – С.645.

[4] Там же. – С.642.

[5] Белый, А. Символизм как миропонимание. - М., 1994. – С.3.

[6] Минералова, И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. - M., 2009. – С.101.

[7] Маковский, С. На Парнасе Серебряного века. - М., 2000. – С.18-19.

[8] Белый, А. Символизм как миропонимание. - М., 1994. – С.14.

[9] Скворцова, Н.В. Раннее творчество Блока в оценке критиков и современников (1902-1905). // А. Блок. Исследования и материалы. – Л.,1987. - С.123.

[10] Ханзен-Леве, А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний. – СПб., 1999. – С.25.

[11] Белый, А. Символизм как миропонимание. - М., 1994. – С.49.

[12] Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С.361. // Блок и современность. – М., 1981. – С.241.

[13] Медведев, П.Н. Формальный метод в литературоведении. - Л., 1928. – С.52. // Блок и современность. – М., 1981. – С.249.

[14] Минералова, И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. - M., 2009. – С.10.

[15] Иванов, Вяч. Борозды и межи. — M., 1916. - С.130. // Минералова, И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. - M., 2009. – С.11.

[16] В данном параграфе представлены различные точки зрения, отражённые в книге А. Ханзен-Леве Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний. - СПб., 1999. – 510 с.

[17] Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. - М, 1998. - 484 с.

[18] Брюсов, В. Поэзия Владимира Соловьева // Русский архив. – 1900, кн. 2, №8. - С.547.// Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. - М, 1998. – С.31.

[19] Там же

[20] Чулков, Г. Исход // Золотое руно. - 1908., № 7. - С. 100. // Минералова, И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пособие. - M., 2009. – С.99.

[21] Гуревич, А. Романтизм в русской литературе. - М., 1980. – С.7.

[22] Кайдалова, Н. Московская блокиана. // Блок и современность. – М., 1981. – С.293.

[23] Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. - М, 1998. - 484 с.

[24] Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. - М, 1998. – С.45.

[25] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.17-31.

[26] Небольсин, С. В первых столкновениях с декадентами. // Блок и современность. – М., 1981. – С.227-241.

[27] Ермилова, Е.К природе символа в поэзии Блока. // Блок и современность. – М., 1981. – С.241-265.

[28] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.176.

[29] Долгополов, Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978. – С.7.

[30] Ермилова, Е.К природе символа в поэзии Блока. // Блок и современность. – М., 1981. – С.241-265.

[31] Блок, А.А. О современном состоянии русского символизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/blok/blok_o_sovremennom_sostoyanii.html.

[32] Долгополов, Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978. – С.18.

[33] Долгополов, Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978. – С.9.

[34] Долгополов, Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1978. – С.14.

[35] Блок, А.А. Автобиография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0210.shtml.

[36] Блок, А.А. Автобиография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0210.shtml.

[37] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.89.

[38] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.57.

[39] Мескин, В.А. Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб. – М., 2012. – С.97-98.

[40] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.58.

[41] Антология любви. Лирика русских поэтов. – М.,2006. - С. 120-121.

[42] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.60.

[43] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.72.

[44] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.72.

[45] Орлов, В.Н. Гамаюн. — М., 1981. – С.119.

[46] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.54.

[47] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.56-57.

[48] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.61.

[49] Скворцова, Н.В. Раннее творчество Блока в оценке критиков и современников (1902-1905). // А. Блок. Исследования и материалы. – Л.,1987. - С.125-136.

[50] Скворцова, Н.В. Раннее творчество Блока в оценке критиков и современников (1902-1905). // А. Блок. Исследования и материалы. – Л.,1987. – С.136.

[51] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.5.

[52] Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах - М., 1960, Т.2: Стихотворения 1823–1836. – С.226.

[53] Там же.

[54] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.18.

[55] Гоголь, Н.В. Петербургские повести. – Ростов, 1979. – С.37.

[56] Там же.

[57] Там же.

[58] Достоевский, Ф.М. Петербургские сновидения в стихах и прозе // Полное собрание повестей и рассказов в одном томе - М., 2010. – С.67.

[59] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.29.

[60] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.32.

[61] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.41.

[62] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.42.

[63] Там же

[64] Гиппиус, З.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза. — Л., 1991. – 78.

[65] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.46.

[66] Орлов, В.Н. Гамаюн. — М., 1981. – С.223.

[67] Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. - М, 1998. – С.47.

[68] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.68.

[69] Там же.

[70] Жирмунский, В.М. Поэзия А. Блока [Электронный ресурс]. – П., 1922. Режим доступа: http://royallib.ru/read/girmunskiy_v/poeziya_aleksandra_bloka.html#0.

[71] Ермилова, Е. К природе символа в поэзии Блока. // Блок и современность. – М., 1981. – С.245.

[72] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.87-88.

[73] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.92.

[74] Здесь и далее стихотворения А. Блока цитируются по изданию Блок, А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 2: Стихотворения, кн. 2: (1904-1908). 0 М., 1997. - 894, [1] с.

[75] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.93.

[76] Грякалова, Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока. // А. Блок. Исследования и материалы. – Л.,1987. - С.59.

[77] Грякалова, Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока. // А. Блок. Исследования и материалы. – Л.,1987. - С.65.

[78] Орлов, В.Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. – М., 1981. – С.4.

[79] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.97-98.

[80] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.98.

[81] Александров, А.А. Блок в Петербурге – Петрограде. - Л., 1987. – С.126.

[82] Жирмунский, В.М. Поэзия А. Блока [Электронный ресурс]. – П., 1922. Режим доступа: http://royallib.ru/read/girmunskiy_v/poeziya_aleksandra_bloka.html#0.

[83] Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986. – С.134.

[84] Бройтман, С.Н. Источники формулы «Нераздельность и неслиянность» у Блока. // А. Блок. Исследования и материалы. – Л.,1987. - С.83-84.

Date: 2015-11-13; view: 906; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию