Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I. Символизм как неоромантическое течение
Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов и прозаиков. Романтизм как литературное направление зародился в XIII веке в Германии, несколько позднее в Англии, а затем получил широкое распространение почти во всех европейских странах. Попытки дать определения романтизма являют собой чрезвычайно пеструю и противоречивую картину. Одни литературоведы считали сущностью романтизма «ясно выраженное идеалистическое мировоззрение и «порыв к бесконечному» (И.И. Замотин), другие — «индивидуализм» (В.В. Сиповский), третьи — «отрешение от реальной действительности», «ирреализм» (П.Н. Сакулин), четвертые — «крайний субъективизм» (П.С. Коган)[1]. Характерной чертой романтизма является неудовлетворенность действительностью, подчас разочарование в ней, мечта о полном обновлении, о коренном переустройстве мира и человека, страстное стремление к возвышенному идеалу, недостижимому и не всегда ясному. У романтиков преобладала мысль о господстве в мире каких-то высших, роковых сил, недоступных разуму человека и неподвластных его воле. Своей целью романтики видели необходимость вырвать читателя из тесного и ограниченного житейского мирка, чтобы увлечь его как можно дальше в миры иные, идеальные. Поэтому романтиков так интересовали фантастика, историческое прошлое, народные предания, фольклор, мир природы. Романтикам впервые открылась сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека. Искусству они придавали исключительное значение, а художника считали мудрецом и пророком, которому даны тайны глубины жизни, недоступные остальным. С романтизмом связаны в русской литературе имена Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева. С Тютчева началось преобразование русской романтической лирики, которое в конечном результате повлияло на взгляды модернистов. Тютчев принес в традиционное романтическое мышление поэтическое ощущение земного бытия личности, отторгнутой от общества и ощутившей себя в круговороте вселенной. С Тютчевым пришла в русскую поэзию и важная тема – тема абсолютной причастности человека к мирозданию, тема нерасторжимого единства человека и природы. Символ и идея пути как вечного безостановочного движения становятся одним из центральных мотивов в лирике Тютчева, в чем и выражались эстетико-философские основы неоромантизма. Неоромантизм впитал в себя опыт другой эпохи, однако уходил своими истоками в классический период в истории романтизма. Как пишет исследователь В.М. Толмачев, впервые неоромантизм определили на рубеже 1880-90-х годов, и этот термин обозначал не столько конкретные стилистические черты, а сколько их общее свойство, «дух времени», в результате чего был поглощен аналогичными концептами, такими как модернизм, символизм, импрессионизм[2]. Суммарно неоромантизм можно обозначить как усложнение идеализма, его определенная рационализация[3]. В России первым заговорил о неоромантизме в статьях «Неоромантизм в драме» и «Новейшая лирика» Д. Мережковский. По его мнению, неоромантики неоднородны, включают в себя декадентов, символистов-романтиков и символистов, вернувшихся к классицизму[4]. В русской поэзии конца XIX - начала XX веков главной задачей поэта считалось приближение к миру вечных первообразов, конечное преображение мира, поэтому символисты выступили продолжателями романтических традиций. Возникший в 80-е годы XIX века как течение французской литературы (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме и др.) символизм нашел приверженцев во многих странах Европы, распространив при этом свое влияние на живопись, театр, музыку, становясь многогранным художественным и философским движением. В 90-е годы мощным потоком вливается в это общеевропейское течение первая русская волна символизма: в России публикуются философско-публицистические манифесты Н.М. Минского «При свете совести» (1890) и Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893); в 1894 – 1895 годах выходят в свет три поэтических сборника «Русские символисты», представившие публике стихи В.Я. Брюсова и его окружения, появляются в печати произведения Ф. Сологуба, З. Гиппиус, К. Бальмонта, разворачивается переводческая деятельность русских поэтов, знакомящих читателей с новыми в европейской литературе. Наивысший творческий взлет русскому символизму суждено было пережить в 1900-е годы, что справедливо связывают с вступлением в литературу новой плеяды поэтов: Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова, Иннокентия Анненского, Сергея Соловьева, Максимилиана Волошина, Юргиса Балтрушайтиса. Неприятие современности, утвердившегося к этому времени в России буржуазного строя, мечта о полном преображении человечества – всё это сближает символистов с романтиками. Символистам присуще стремление отвернуться от противоречий действительности, отгородиться от мира и забыться в «башне из слоновой кости». Более того, им свойственно сознание относительности истины, идеалов всех жизненных ценностей. Романтические начала переплетаются в их творчестве с декадентскими: настроениями упадка и обреченности, предчувствиями гибели.
Date: 2015-11-13; view: 986; Нарушение авторских прав |