Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Религия как форма мировоззрения





Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Религия включает в себя мифологию в качестве содержательного элемента, отличается от нее наличием культа-системы утвердившихся ритуалов, догма­тов, обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.
2. Понятие веры.

Само слово Вера, ассоциируется у большинства из нас с такими понятиями как Бог, религия, церковь, и со всем, что имеет к этому хоть какое-то отношение. Ведь поверить, или принять на веру, означает признание чего-либо истинным, и признание безусловное, бездоказательное. И все мы во что-нибудь верим. Один верит в силу денег, другой в скорый конец света, а другой в жизнь после смерти. Вера обязательно присутствует в каждом из нас.Человеческий мозг устроен таким образом, что мы просто не можем вести себя иначе.Именно вера создает и формирует нашу реальность, и вопрос только в том, во что верит каждый из нас?

3. Классификация религиозных систем.

Современные( зародившись в разные исторические эпохи, существуют поныне)и отмершие( которые когда-то существовали, но со временем исчезли).По «Принципу происхождения»: естественные ( возникли без вмешательства пророков, либо обожествлённых личностей путём естественного развития людей , первобытные и родоплеменные религии ) и религии откровения( связаны с личностью основателя и фактом «сверхъестественного откровения, либо озарения»: зороастризм, буддизм, христианство, ислам.Согласно их духовной централизации. Религии могут быть:· Политеистическими( многобожие, поклонение и почитание большого пантеона «богов», либо богообразных существ, наделённых сверхъестественными силами). Монотеистическими( единобожие. вера основана на представлениях о едином Боге( иудаизм, христианство и ислам). По географии распространения.· По правовому статусу (поддерживаются или не поддерживаются государством и его законодательством).· По государственному статусу (религия государственного статуса; религия, статус которой не закреплён как государственная; религия национальных меньшинств).· По количественному составу верующих и сочувствующих.Важна также классификация религиозных систем по степени охвата. Здесь можно выделить следующие типы религий:· Родоплеменные( ранние, первобытные формы, которые ещё существуют и в наши дни.Функционирует в пределах одного рода или племени) Этнические и национально-государственные( распространены в границах определённого государства и/или у определённых народов (индуизм, зороастризм). Мировые религии( широко распространены во многих регионах мировой цивилизации, не локализованы границами государства и/или народа (буддизм, христианство, ислам).· Новые религиозные движения ( религиозные течения, которые считаются не традиционными).



4.Религиозная ситуация в современном мире

Религия играет заметную роль в жизни общества .По данным Encyclopedia Britannica на начало третьего тысячелетия количество верующих христиан составляло 2 млрд. человек, из них католиков - 968 млн., протестантов - 466 млн., православных - 218 млн., других христианских конфессий - 275 млн.; исповедующих ислам - 1 млрд. человек, индуизм - 780 млн., буддизм - 324 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них религиозный рынок предлагает сегодня сотни культов и религий.Становится очевидной необходимость диалога между крупнейшими мировыми религиями, который получает все большее развитие в последние годы. Если сами церкви еще не видят реальной перспективы установления универсальной единой организации, то многие светские мыслители все чаще начинают высказываться за создание некоего подобия Организации объединенных религий, которая помогла бы государствам, международным организациям своим моральным авторитетом в стремлениях к общему благу. Целый ряд мыслителей высказываются в пользу той точки зрения, что будущее принадлежит всечеловеческой, универсальной, единой для всего человечества религии.

5.Понятие Бога в религии и философии.

Главное содержание религии составляет вера в Бога. Од­нако Бог является не только предметом религиозной веры, но и философской рефлексии. Философия религии стремится постигнуть рациональный смысл идеи Бога.На рационализации идеи Бога построены и основные фило­софские доказательства Его бытия. Исторические сложилось несколько доказательств такого ро­да.1. Онтологическое. В сформулировано в XI в. Ан-сельмом Контерберийским. Суть : Бог есть всесовершенное суще­ство, следовательно, ему должен быть присущ и атрибут существования. Не может же всесовершенное существо не существовать. 2: Космологическое. Платон и Аристотель, впервые сформу­лировавшие это доказательство, рассуждали так: все в мире имеет свою причину, следовательно, и он сам имеет Первопричину. Первопричина всего сущего и есть Бог. 3. Телеологическое. Оно строится на наличии в мире целесо­образности, которая объясняется наличием в мире пре­мудрого Архитектора, устроившего бытие в высшей сте­пени целесообразным (телеологическим) образом. В религии Бог не осмысляется, как в философии и богосло­вии, а переживается в особом опыте. Религиозный опыт включает:1. Откровение - непосредственное созерцание верующим трансцендентных сущностей.2. Религиозные переживания: страх Божий - это глубокое чувство подконтрольности Высшему существу; грех - осознание человеком своей онтологической ущерб­ности, несовершенства и жажда его искупления; богооставленность - чувство абсолютного одиночества в мире; благоговение - восторг и радость бытия, сочетающиеся с чувством благодарности Богу за все, что Он дает челове­ку.3. Религиозная практика включающая: совокупность обря­довых действий и таинства церкви; молитву - средство общения верующего с Богом, ангела­ми и святыми; пост - воздержание от некоторых видов пищи в особые дни с целью физического и духовного очищения верую­щего; таинства, в христианстве (католичестве и православии) признается 7 таинств: - крещение, миропомазание, исповедь, евхаристия (причащение), брак, рукоположение (священство), елеосвящение (соборование).



6. Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социалные, гносеологические и психологические.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно.Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

7. Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие) — система верований,религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.В Библии политеизм называется язычеством, понимаемым как измена единому Богу.Выделяют различные виды политеизма:анимизм — культ одушевления предметов; фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами; тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой; зоолатрия — культ поклонения животным; сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией. Культ хтонических божеств (хтонических существ) — почитание божеств земли и природы. культ предков — культ характерен для архаичных форм политеизма, где предки магически участвуют в жизни потомков.

В современном мире политеизм представлен нижеследующими религиями.

Буддизм ,Джайнизм ,Индуизм .Даосизм, Синтоизм.

8.Монотеизм система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие). В богословской литературе к монотеистическим религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Однако понятие М. относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один "пантеон", в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (например, вавилонский Мардук), в других случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религиозная реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в середине и 2-й половине 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религиозную монополию

9.Світові Релігії .Світові релігії – буддизм, християнство, іслам стали світовими тому, що визнають рівність всіх людей незалежно від соціального стану, місця прожи­вання, національної чи расової приналежності. Але цю рівність кожна з цих релігій розуміє по-своєму: буддизм рівність всіх вбачає у стражданні; християнство – у пер­шородному гріху; іслам – у покорі.Особливості світових релігій: Міжетнічний, космополітичний характер(гарантують спасіння незалежно від того, до якого етносу належить її сповідник).Не прагнуть до своєї специфічної обрядовості, тому що обрядові форми заважають спілкуватися з іновірцями. Визнання рівності перед Богом всіх людей незалежно від їх соціального стану.Актуалізують вчення про спасіння. Ідеали кращого життя переносяться із Землі на небо, в потойбіччя. Їх засновники при­ходять до людей як спасителі і як вісники благодаті для всього людства.

Отже, світові релігії служать засобом віросповідного зв'язку людей, незалежно від їхньої етнічної, мовної, соціальної, політичної самоідентифікації. За конкретних історичних умов в тій чи іншій країні вони можуть набирати етнічних рис.

10.Основні шляхи виникнення монотеїстичних релігій.Слово «монотеизм» образо­вано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог» и было создано в сравни­тельно недавнее время. Понятие монотеизма относительно . Концепция является резуль­татом постепенного развития генотеизма(состояния религиозного сознания, ког­да единичные божества ещё не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии (система представлений, основанных на вере во множест­во богов с одним богом-лидером).В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фа­раоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме. По утверждению раввина Адина Штейнзальца, в основе даже примитив­ных форм политеизма, таких как фетишизм или шаманство, лежит вера в еди­ную интегральную силу, в некую духовную сущность (монолатрия); даже у самых примитивных племён существует вера в высшую силу как причину всего, что происхо­дит в мире, и что она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолирован­ных от внешних культурных влияний. С другой стороны, элементы первобытной рел­игии частично сохраняются в современных монотеистических религиях.

12.Тотемізм , анімізм, магія, фетишизм

тотемізм Слово "тотем" виникло серед племен північноамериканських індіанців, проте часто вживається для позначення окремих тварин чи рослин, що, як вважається, володіють надприродною силою. Здебільшого кожна родина або клан у такому суспільстві має свій власний тотем, з яким пов'язані різноманітні ритуальні дії.. Тоте­мами є й талісмани.Анімізм — це віра в духів або привидів, котрі, як думають, населя­ють той самий світ, що й люди. Таких духів можна мати за добрих або злих, і вони можуть впливати на людську поведінку в різні способи. Наприклад, у деяких культурах духи, як вважається, спричинюють захворювання або божевілля і, крім того, можуть оволодівати чи маніпулювати особами, керуючи їхньою поведінкою. Вшануван­ня різних предметів, які відводили небезпеку і приносили удачу. Ця форма релігійних вірувань отримала назву фетишизм (від португ. feitico - амулет, магічна річ, або лат. factitius- магічно майстерний) - це віра в існування надприродних властивостей матеріальних об'єктів. Предмети поклоніння вперше були знайдені португальськими моряками в Західній Африці у XV ст., а потім численні аналоги фетишизму виявлені в релігіях майже всіх народів. Об' єктом поклоніння, або фетишем, міг стати будь-який предмет, що вразив уяву людини: каміння дивної форми, шматок дерева, зуб тварини тощо. Цьому предмету приписували не властиві йому функції (здатність лікувати, охороняти від ворогів, допомагати на полюванні). Так, у давніх германців наймогутнішим фетишем вважалася ялина. Взимку вони приходили до однієї з найвищих у лісі ялин, просили у неї допомоги і заступництва, співали і танцювали навколо неї, вішали на неї подарунки. А члени племені дакота в Північній Америці, коли знаходили камінець, схожий на людське обличчя, пестили його, розфарбовували і називали дідусем, приносили йому подарунки і просили захис­ту від небезпеки. Магія (від грецьк. mageia - чаклунство, ворожба) - віра в існування надприродних способів впливу на природу або людину, тобто навколишній світ. Між магією та релігією не існує поділу, неможливо протиставляти релігію магії, тому що кожний культ включає магічну практику - молитви, починаючи з первісних і до сучасних релігій. Людина - продукт матерії, і тому він повністю у її владі.Магія поділяється на шість видів: виробничу, лікувальну, любовну, шкідливу (деструктивну), метеорологічну (магія погоди) та військову. Ця видова класифікація далеко не повна, оскільки в кожному її виді можна виділити багато підвидів. Так, виробнича магія, у свою чергу, мала багато різновидів: мисливська, рибальська, будівельна, землеробська, гончарна, навчальна, спортивна, ковальська тощо.Іноді також говорять про "чорну", шкідливу, та "білу", позитивну магії.Зазвичай магічними прийомами займалися спеціально підготовлені люди - чарівники та шамани, які щиро вірили у свою здатність спілкуватися з духами, передавати їм прохання одноплемінників, впливати на духів або чудодійні сили. Отже, чаклунська практика не протилежна релігії, а навпаки, зливається з нею.Віра в магію збереглася і до наших днів як елемент сучасних релігій (віра в надприродну силу обрядів: молитва, жертвоприношення, очищення, піст) та в самостійній формі (гадання на картах).

13. Культ Матери-Земли.Природа понималась славянами-язычниками как вечнотворящая сила. Высшей ценностью для людей выступало продолжение рода – плодородие. Отсюда культ Земли – Матери-кормилицы, дарящей жизнь всему живому, в том числе человеку.живительной влаги и других стихий.Многие праздничные обряды связаны с землей (традиции земных поклонов, традиция брать горсть земли на чужбину; обряд целования земли, глотания земли на свадьбе, обряд опахивания земли). Имеются также отдельные даты в славянском календаре, посвященные почитанию Земли (10 мая – Именины земли).

Культ Солнца.Очень часто в литературе славяне описываются как солцепоклон ники, солцепочитатели. Солнце считалось прекрасным олицетворением всепобеждающего добра. Древние славяне жили по солнечному календарю. Ключевыми «точками» в нем считались даты осеннего и весеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния. Именно в эти даты справлялись важнейшие славянские праздники. Например, дате летнего солнцестояния (21-22 июня) соответствует древний праздник Купалы. По поверьям, именно в этот самый длинный день солнце играет, становится наиболее активным – насыщает особой живительной силой землю, воду, наполняет все живое плодородием.

В Древней Руси поклонялись многим деревьям, но прежде всего дубу, который был священным деревом громовержца Перуна. О жертвоприношениях дубу свидетельство вали еще византийские источники. Под огромным дубом, что рос на острове Хортице, русы приносили в жертву живых петухов, куски хлеба и мясо, «как требует их обычай». На культовую роль дуба у восточных славян указывают и археологические находки: в 1975 году со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей, в 1910 году подобный дуб был найден на дне Десны.

Культ гор – это древнейшая традиция почитания священных вершин, сохранившаяся у многих народов Центральной Азии. Широко известны такие почитаемые вершины, как Олимп в Греции, гора Синай в Египте, Фудзияма в Японии, Кайлас в Непале.








Date: 2015-11-15; view: 1012; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию