Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный образ и действительность





 

Строго говоря, «действительность» как некая предуготовленная, реальная данность не вполне адекватна понятию «художественный образ». Здесь подойдет нечто более широкое – мир, вселенная, не нацеленная конкретно на художника, а являющаяся потенциальным материалом, источником образного осмысления.

Можно оспаривать идею непосредственной связи художественного образа с окружающей действительностью. Но трудно отрицать, что художественный образ возникает на основе творческого общения художника с окружающим его миром.

Иначе говоря, художественный образ не может возникнуть, как говорят, на пустом месте. Какова же «лаборатория» переплавки явлений действительности в художественные образы? Основные этапы и формы этого процесса исследованы учеными. В итоге творческой переработки явлений действительности должен выступить, если можно так сказать, «продукт», обладающий всеми отмеченными выше качествами художественного образа: обобщенность в конкретном, вымысел, непосредственность, эстетическая значимость.

Какие результативные варианты соотношений автора с действительностью в данном случае возможны? Представим эти соотношения в буквенном выражении, где Д – явление действительности; цифры от 0 до бесконечности – степень творческого участия автора а; ОБ – результат воздействия. Тогда схема вариантов творчества будет следующая:

 

 

В данном случае «образность» («эстетичность») отсутствует (равна нулю) в первом варианте, где явление действительности и его отражение представляют собой снимок, копию. «Образности» нет (она равна нулю) и в последнем варианте, где явление действительности и его отражение не состоят в какой‑либо связи вообще. В первом варианте отсутствует субъективный («выразительный») элемент, во втором – отсутствует объективный («изобразительный») элемент. Данная схема близка к схемам, представленным в теоретических работах ИМЛИ. Таким образом, древний человек, изобразивший на скале кентавра (получеловека‑полулошадь), уже был художником. Образ не будет художественным, если в нем со скрупулезной точностью переданы явления или факты действительности. Должна быть уловлена художником тенденция развития явления, перспектива его зрелой формы. Образ воссоздает действительность в ее «возможности», говорит Белинский.

Уже в ранних работах Белинского обнаруживается стремление к дифференциации образного мышления. Критик изначально разграничивает два типа творчества в художественной литературе: идеальный тип творчества, где действительность «пересоздается» в соответствии с авторскими идеалами, и реальный тип творчества, где действительность «воссоздается» «в формах самой жизни» (по замечанию Чернышевского). В рамках этих двух типов творчества, по мысли Белинского, осуществляется мировой литературный процесс.

Первичный материал, носитель образа, эстетически нейтрален и для разных видов искусства специфичен. В живописи это полотно, в художественной литературе и музыке – бумага, в архитектуре – различные виды твердых форм.

 







Date: 2015-11-15; view: 2011; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию