Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный образ – центральная категория искусства





 

Несмотря на то что вопрос о том, сводимо ли искусство к образной специфике, остается открытым, нельзя не отметить, что вся предшествовавшая история искусства связана именно с этим понятием, с художественным образом, который выступает в качестве центральной, определяющей категории искусства.

Проблема художественного образа выходит на все виды художественного творчества: художественную литературу, музыку, живопись, архитектуру. Художественный образ – это до конца не раскрытая тайна искусства, которое в связи с этим во многом остается в рамках волшебства. Искусство как прекрасное, созданное человеком, восходит именно к художественному образу. Здесь все легенды мира: сказка о живой и мертвой воде, мифы о вечном двигателе, о жар‑птице – прекрасной, но недостижимой для смертных. В попытках определить специфику искусства на первый план выдвигается то или иное качество художественного образа. Рассматривается искусство на уровне особенностей человеческого сознания; Гегель, а вслед за ним ранний Белинский определили искусство как «мышление в образах». Изучая искусство как форму познания мира, Гегель и Белинский поначалу подчеркивают чувственный характер восприятия образа, определяя его как «непосредственное созерцание истины».

В 1840‑х годах Белинский настаивает уже на конкретности, материальности образного творчества, рассматривая его как «воспроизведение действительности». Здесь искусство выступает как тип деятельности человека. Но результат этой деятельности зависит не от количества физических усилий и времени, затраченного на труд, а от творческих способностей, помноженных на труд.

Чисто «трудовая» теория искусства отвергнута в работах немецких идеалистов – Канта, Шеллинга, Гегеля, а затем в трудах русских революционных демократов – Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, выдвинувших теорию гения, таланта и вдохновения. Талант и гений рассматриваются при этом как природная, врожденная способность творчества. Талант не просто мастерство, умение довести дело до определенной степени совершенства. Талант – это способность создавать новое в своем роде.

Сущность искусства как рода деятельности – в творчестве. «Делать поэмы может всякий, творить – один поэт», – пишет Белинский.

Как видно, никакой иной труд, никакая другая деятельность несоизмеримы с творчеством в форме художественных образов.

Таким образом, мы можем выйти на самое общее определение художественного образа, в котором он только отграничивается от других сфер деятельности человека: Художественный образ – это особый способ отражения, воспроизведения, познания действительности.

Термин «образ» неоднозначен. Он может обозначать: 1) отдельное слово (слово‑образ), когда его значения соотносятся по сходству или контрасту признаков (таковы тропы – метафора, метонимия, синекдоха): стальные нервы, вода бежит; 2) образ‑иллюстрация: например, в исторической литературе описание доспехов средневекового воина может быть проиллюстрировано соответствующим рисунком; 3) звукоподражательные образы движения транспорта, раскатов грома и т. п.: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою» (Н.А. Некрасов); 4) образ персонажа (героя): образ Онегина.

Термин «образ» сближают с копией, повтором, иконописью, характеризуют как «модель мира». Важно при этом стремление авторов придать этому термину и понятию особый, исключительный смысл и значение. Поэтому представляется вполне закономерным обозначить художественный образ как явление феноменальное, феномен творения.

Изучая конкретные признаки художественного образа, ученые назвали и продолжают отмечать все новые его качества. Перечислим некоторые из них: целостность, типичность, эмоциональность, непосредственность и т. п. Очевидно, что уже в этом перечне некоторые признаки возможно соотносимы: целостность соотносится с типичностью, а эмоциональность не исключает непосредственность. Выделим, как нам кажется, основные и неподменяемые признаки художественного образа.

Творчески воспроизведенный художественный образ (феномен) – это явление конкретное, чувственно воспринимаемое. Конкретность образа в то же время не выступает как исключительность, а содержит обобщение черт множества сходного. Обобщая в конкретном явления действительности, художественный образ в то же время не повторяет и не копирует эти явления действительности, а перерабатывает их в своей творческой фантазии. Таким образом, фантастичность, вымышленность – неотъемлемая черта художественного образа. И наконец – красота; прекрасное – высший итог творения, эстетическая его вершина.


Итак, общее определение художественного образа, включающее его основные черты, таково: художественный образ – это обобщенное в конкретном, творчески вымышленное, эстетически значимое творение (феномен), воссозданное художником.

Это может выглядеть для исследователей как явление, картина, панорама, деталь; образ – даже молекула или атом. В собирательной форме образ трактуется более широко: образ России, образ природы.

Основываясь на отмеченных выше параметрах художественного образа, можно выйти и на проблемы его функциональной специфики. Исследователи выделяют три функции художественного образа:

познавательную: имеется в виду образное, художественное познание как «непосредственное» восприятие истины, в отличие от логического, «понятийного», научного познания. «Поэт мыслит образами, ученый – силлогизмами», – так утверждает эту мысль Белинский. Образное познание не отличается математической точностью, но обладает не меньшей достоверностью. А.М. Горький назвал искусство «человековедением»;

воздействующую (воспитательную): образ воздействует на человека не формулой, а наглядным примером. Пройдя через образный мир художника, читатель выходит из него обогащенный новым жизненным опытом;

эстетическую: это вклад образа в науку о прекрасном, об идеале.

Образ – всеобщая форма переработки впечатлений действительности в произведение искусства. Он правомерен для художественной литературы, живописи, музыки. Образ – это как бы лаборатория переплавки художником явлений действительности на собственном (индивидуальном) уровне восприятия и передачи. Условно в образе различают изобразительный и выразительный (или объективный и субъективный) аспекты. Речь идет об определенном единстве изобразительной и выразительной специфики художественного образа: изображая явления действительности, художник в то же время выражает определенное отношение к ним. Точнее, уже возникая, образ несет в себе духовный заряд личности его создателя.

 







Date: 2015-11-15; view: 1943; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию