Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Методические рекомендации по СРСП





В соответствии с рабочей программой дисциплины студенты должны выполнить задания для самостоятельной работы под руководством преподавателя. СРСП рекомендуется выполнять на диске и в распечатанном виде. На титульном листе тетради следует указать:

- наименование учебной дисциплины;

- курс, номер учебной группы;

- фамилию, имя, отчество автора;

СРСП предусматривает выполнение студентом девяти заданий. Задания ставят своей целью планирование и выполнение на персональном компьютере типовых операций манипулирования данными в среде табличного процессора MS Excel, одной из функций которого является реализация механизма системы управления базами данных (СУБД), называемых в табличном процессоре списками.

Выбор вариантов заданий производится студентом из соответствующих таблиц по последней цифре номера его зачетной книжки.

 

ЗАДАНИЯ НА СРСП

Первые два задания требуют от студента изложения теоретического материала. Задания, начиная с третьего, связаны с манипулированием данными в готовой учебной базе данных о работниках предприятия торговли - универсама. База данных (БД) создана в среде табличного процессора MS Excel и хранится на винчестерах компьютеров в учебных классах кафедры информатики на логическом диске, в папке и в виде файла, имена которых объявляются преподавателем на практических занятиях.

Учебная БД (см.Приложение) содержит поля (столбцы) исходных данных, поясняемые в таблице 1.

Таблица 1. Наименования полей базы данных о работниках универсама

Столбец Наименование поля Пояснения
A Фамилия Фамилия работника
B Имя Имя работника
C Отчество Отчество работника
D Пол Пол работника
E Дата рождения Дата рождения работника
F Должность Должность, занимаемая работником
G Оклад Оклад работника в рублях
H Семейное положение Семейное положение работника
I Количество детей Количество детей-иждивенцев в семье работника

Примечание.
Пол кодируется буквами м или ж. Семейное положение может быть представлено текстовыми значениями: холост, женат, разведен, вдовец, замужем, незамужем, разведена, вдова. Должности: директор, бухгалтер, зав.секцией, зам.зав.секцией, продавец 1кат., продавец 2кат., продавец 3кат., уборщица, грузчик и прочее.

 

ТЕМА №1. Теория баз данных

Цель занятия: Закрепить знания по теме.

Задание: Раскрыть суть приведенных в таблице 2 понятий, средств и технологий.

Таблица 2. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Тема изложения
  Определение баз данных и информационных систем.
  Модели данных. Определение данных и их хранение.
  Понятия атрибутов, доменов.
  Обработка и управление данными.
  Обработка и управление данными.
  Типы данных в СУБД
  Модели БД, реляционная модель БД
  Этапы создания БД в СУБД
  Виды запросов к БД в СУБД
  Средства создания пользовательских приложений в офисных программах

 

ТЕМА №2. Средства и технологии, применяемые в глобальной компьютерной сети Internet

Цель занятия: Рассмотреть средства и технологии, применяемые в глобальной компьютерной сети Internet.

Задание: Описать средства и технологии, применяемые в глобальной компьютерной сети Internet, которые приведены в таблице 3.

Таблица 3. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Тема изложения
  Почему при разработке информационной системы важным фактором является струк­турированность задач?
  Как структурированность задач влияет на классификацию информационных систем?
  Каковы особенности информационных систем, создающих управленческие отчеты?
  Каковы особенности и виды информационных систем, разрабатывающих альтернативы решений?
  В чем суть функционального признака при классификации информационных систем?
  Каковы роль и функции ИС оперативного уровня, ИС для специалистов, для менеджеров среднего звена, стратегических ИС?
  Приведите классификацию информационных систем по характеру использования ин­формации, по степени автоматизации, по сфере применения.
  Что такое признак уровней управления при классификации систем?
  Что такое информационная система?
  Как развивались информационные системы?

ТЕМА №3. Описание структуры БД

Цель занятия: Закрепить навыи работы с базами данных.

Задание: Описать структуру существующей БД отдела кадров с данными о работниках универсама, созданную в среде табличного процессора MS Excel. При этом указать число полей, записей в БД и тип (формат) данных для каждого из полей (текстовый, числовой, денежный/финансовый или дата), заполнив копию таблицы 4.

Задание общее для всех вариантов.

Таблица 4 Описание структуры базы данных о работниках универсама

Диапазон ячеек, занимаемых БД - A1: I80.

Число полей в БД - _____.

Число записей в БД - _____.

Столбец Наименование поля Тип данных
A Фамилия  
B Имя  
C Отчество  
D Пол  
E Дата рождения  
F Должность  
G Оклад  
H Семейное положение  
I Количество детей  

 

ТЕМА №4. Двухуровневая сортировка БД

Цель занятия: Закрепить навыки по сортировке базы данных.

Задание: Провести двухуровневую сортировку БД согласно критериям в таблице 5. При этом на первом этапе провести сортировку согласно первичному критерию, а на втором этапе для записей, имеющих одинаковые значения первичного критерия, предусмотреть сортировку согласно вторичному критерию. Подробно по шагам описать действия пользователя с представлением в виде рисунка диалогового окна Сортировка диапазона (см. ниже пример выполнения задания 4).

Таблица 5. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Критерии сортировки
Первичный Вторичный
  Вначале мужчины, а затем женщины По убыванию возраста работника
  По алфавиту наименований должностей По возрастанию возраста работника
  Вначале мужчины, а затем женщины По алфавиту фамилий
  По алфавиту наименований должностей По убыванию окладов
  Вначале мужчины, а затем женщины По алфавиту наименований должностей
  Вначале женщины, а затем мужчины По убыванию количества детей
  По алфавиту наименований должностей Вначале женщины, а затем мужчины
  Вначале женщины, а затем мужчины По возрастанию окладов
  Вначале мужчины, а затем женщины По возрастанию количества детей
  По алфавиту фамилий По алфавиту имен

 

ТЕМА №5. Операция автофильтра

Цель занятия: Научить студентов использовать операцию автофильтра при работе с базами данных.

Задание: Используя операцию автофильтра, провести выборку записей из БД согласно приведенным в таблице 6 критериям фильтрации. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунка диалоговое окно пользовательского автофильтра (см. ниже пример выполнения задания 5).

Таблица 6. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Критерии фильтрации
  Фамилии, начинающиеся на “Ми” или “Ни”
  Фамилии, начинающиеся с “Б”, и 3-й буквой “р”
  Не имеющие детей или имеющие более четырех детей
  Продавцы всех категорий
  Имеющие имя “Александр” или “Алексей”
  Вдовцы или вдовы
  Имеющие отчества “Александрович” или “Александровна”
  Имеющие оклады от 2500 до 3000 руб.
  Заведующие или их заместители любых подразделений
  Холостые мужчины или незамужние женщины

ТЕМА №6. Многошаговая операция автофильтра

Цель занятия: Закрепить навыки работы с автофильтром.

Задание: Используя многошаговую операцию автофильтра, провести выборку записей из БД согласно приведенным в таблице 7 критериям фильтрации. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунков диалоговые окна применяемых пользовательских автофильтров (см. ниже примеры выполнения заданий 5 и 6).

Таблица 7. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Критерии фильтрации
  Мужчины с окладом выше 2000 руб.
  Продавцы любых категорий с окладом ниже 2000 руб.
  Женщины кассиры или кассиры-контролеры
  Вдовы или разведенные женщины, имеющие детей
  Незамужние или разведенные, не имеющие детей
  Разведенные, имеющие детей
  Вдовы и вдовцы с окладом ниже 2500 руб.
  Незамужние продавцы 1-й и 2-й категорий
  Продавцы любых категорий с именами Елена или Вера
  Мужчины-бухгалтеры

ТЕМА №7. Операция расширенного фильтра

Цель занятия: Закрепить навыки работы с расширенным фильтром.

Задание: Используя операцию расширенного фильтра, выполнить одношаговую фильтрацию согласно критериям задания 6. Соответствующий блок критериев расположить над таблицей БД. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунков используемую часть такого блока и диалоговое окно расширенного фильтра (см. ниже пример выполнения задания 7).

 

ТЕМА №8. Запросы к базе данных

Цель занятия: Закрепить знания по созданию запросов к БД.

Задание: Реализовать запрос к БД, используя функции категории Работа с базой данных. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунка используемую часть блока критериев и привести соответствующую расчетную формулу (см. ниже пример выполнения задания 8). Варианты запросов приведены в таблице 8.

Таблица 8. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Запрос к базе данных
  Сумма окладов продавцов любых категорий
  Количество вдов и вдовцов
  Максимальный оклад у мужчин
  Минимальный оклад у женщин
  Количество женщин-продавцов 1-й категории
  Средний оклад у заведующих любых подразделений
  Общее количество детей у разведенных
  Средний оклад у бухгалтеров
  Количество холостяков с окладом выше 2500 руб.
  Максимальное количество детей у вдовцов и вдов

 

ТЕМА №9. Перекрестные запросы

Цель занятия: Закрепить навыки создания перекрестных запросов.

Задание: Реализовать перекрестный запрос к БД, используя операцию построения сводной таблицы. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунка диалоговое окно шага 3 из 4 Мастера сводных таблиц (см. ниже пример выполнения задания 9). Варианты запросов приведены в таблице 9.

Таблица 9. Варианты индивидуальных заданий

№ варианта Запрос к БД
0 или 5 Количество работников в каждой должности отдельно для женщин и мужчин
1 или 6 Количество детей для различных групп семейного положения отдельно для женщин и мужчин
2 или 7 Средний оклад работников в каждой должности отдельно для женщин и мужчин
3 или 8 Максимальное количество детей для различных групп семейного положения отдельно для женщин и мужчин
4 или 9 Максимальный оклад в каждой должности отдельно женщин и мужчин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРСП

1. Задания 1 и 2 выполняются в объеме 8-10 страниц рукописного текста по каждому из заданий. Варианты задания 1, связанные с рассмотрением офисных приложений, в частности, СУБД, рекомендуется излагать применительно к СУБД MS Access. При этом не следует ограничиваться только списком литературы, приведенной в конце методических указаний. Могут быть использованы материалы из популярных журналов компьютерной тематики. Приветствуется поиск необходимой информации и в компьютерной сети Internet.

2. Выполнение заданий 4-9 сводится к составлению сценариев запросов к БД. Такие сценарии должны содержать подробное описание действий пользователя по выделению соответствующих диапазонов ячеек, выбору пунктов инструментального меню, заполнению полей диалоговых окон и прочее (см. примеры выполнения заданий). Подготовленные таким образом материалы должны обеспечить оперативное выполнение заданий на практических занятиях в компьютерных классах кафедры информатики.

3. Приветствуется вариант предварительного выполнения заданий 4-9 на компьютерах вне стен университета. В этом случае в контрольную работу могли бы быть также включены распечатки с результатами запросов к учебной БД. Сама БД может быть предоставлена посредством копирования соответствующего файла на дискету студента.

4. В виде исключения допускается первая сдача контрольной работы с выполнением лишь заданий 1-3. В процессе же практических занятий студенты должны тщательно запротоколировать реализацию запросов к БД, после чего оперативно дополнить работу соответствующими сценариями. Однако, следует иметь в виду, что время на такое дополнение может быть ограничено всего лишь несколькими днями.

5. Задания 5-9 предполагают реализацию запросов к БД, связанных с поиском и обработкой данных, которые соответствуют заданным условиям-критериям поиска. Такие запросы в среде табличного процессора MS Excel могут выполняться различными способами:

· с использованием Формы, создаваемой при выборе пунктов инструментального меню Данные/Форма..., в которой следует щелкнуть мышью по кнопке Критерии. Далее надо ввести в соответствующее поле формы искомое значение, а для текстовых значений - хотя бы начальный уникальный фрагмент. Результатом поиска является отображаемая в форме первая от начала БД запись, в которой обнаружено совпадение с введенным искомым значением. Щелчками по кнопкам Следующая или Предыдущая, можно перейти к очередной или предыдущей такой записи;

· посредством использования операции Автофильтра (см. ниже примеры выполнения заданий 5 и 6);

· посредством выполнения операции Расширенного фильтра, который использует формируемый предварительно блок критериев поиска (см. ниже пример выполнения задания 7);

· с использованием функций категории Работа с базой данных, которые применяют механизм расширенной фильтрации с последующей обработкой ее результатов (см. ниже пример выполнения задания 8);

· путем построения сводной таблицы посредством диалога с Мастером сводных таблиц (см. ниже пример выполнения задания 9);

· с использованием пунктов инструментального меню Правка/Найти..., что применительно к таблице БД можно считать наименее эффективным.

6. В заданиях 7 и 8 требуется сформировать блок критериев, заполнив его заданными условиями выборки искомых записей. С этой целью предварительно необходимо зарезервировать диапазон ячеек для размещения блока критериев посредством вставки пустых строк над таблицей БД. Затем следует скопировать строку с наименованиями полей БД в первую строку блока критериев, например, с использованием папки обмена. Далее следует ввести, начиная со второй строки блока критериев, конкретные условия выборки записей. При этом следует иметь в виду, что комбинированный критерий фильтрации формируется из частных критериев в отдельных ячейках блока по правилу: объединение в строке – логической операцией И, в столбце – логической операцией ИЛИ. Полученные таким образом блоки критериев следует представить в контрольной работе в виде соответствующих рисунков.

7. Задание 8 предполагает использование функций категории Работа с базой данных, которые применяют механизм расширенной фильтрации с последующей обработкой ее результатов:

БДСУМ - суммирование значений в указанном столбце;

БСЧЁТ - подсчет числа значений в указанном столбце, который должен содержать не текстовые значения;

ДМАКС - нахождение максимального значения в указанном столбце;

ДМИН - нахождение минимального значения в указанном столбце;

ДСРЗНАЧ - вычисление среднеарифметического значения в указанном столбце.

Все вышеперечисленные функции имеют три аргумента:

· диапазон ячеек, занимаемых исходной БД;

· ячейка с именем поля-столбца, по которому после фильтрации производится суммирование, подсчет числа значений, поиск максимума и прочее;

· диапазон ячеек блока критериев фильтрации.

Следует иметь в виду, что при использовании функции БСЧЁТ в качестве имени поля, по которому производится подсчет числа записей, прошедших фильтрацию, следует указать поле не текстового типа, например, арифметического (см. ниже пример выполнения задания 8).

8. Перекрестный запрос к БД из задания 9 реализуется посредством диалога с Мастером сводных таблиц, состоящего из четырех шагов:

шаг 1 - подтверждение создания таблицы на основе данных, находящихся в списке или базе данных Microsoft Excel;

шаг 2 - выделения диапазона ячеек, занимаемых БД;

шаг 3 - разметка сводной таблицы посредством перетаскивания имен полей в соответствующие области создаваемой таблицы;

шаг 4 - выбор варианта расположения сводной таблицы (см. ниже пример выполнения задания 9).

 

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СРСП

ТЕМА №4. Провести двухуровневую сортировку БД, используя критерии: первичный - по убыванию количества детей; вторичный - по алфавиту групп семейного положения.

Date: 2015-11-15; view: 722; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию