Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись. Между живописью Аджанты и миниатюрой XVII—XVIII веков существует лакуна
Между живописью Аджанты и миниатюрой XVII—XVIII веков существует лакуна. Литературные источники упоминают о разнообразных монументальных росписях на эпические и жанровые темы во дворцах XI века, следы фресок имеются в средневековых замках Радж-путаны (Джайпур, Удайпур, Бека-нир, Иодпур), но явления эти единичны и стенопись уступает место миниатюре. Миниатюра. Ранние образцы миниатюр, сделанные на пальмовых листьях, сохранились с XII века. Они происходят из районов Гуджерата, Бенгалин и Непала и иллюстрируют религиозные тексты. Расцвет миниатюры падает на XVI — XVIII века. В это время существовало несколько художественных школ, из которых главные — могольская и раджиутская. Могольская школа. Могольская школа, возникшая с приходом Бабуридов, развивалась на первых порах в контакте с миниатюрной живописью Средней Азии и Ирана, откуда в Индию нередко приезжали мастера. Наряду с пришельцами там работали и местные художники. Могольская школа складывалась как придворная, и в соответствии с проклама-тивными задачами новой династии, художники иллюстрировали исторические хроники («Акбар-наме», около 1600 г., Лондон, Музей Виктории и Альберта), родословные правителей и знаменательные события времени. В муракка больших размеров, служивших домашними картинными галереями, помещали листы с изображениями приемов, царской охоты, гаремных сцен, развлечений при дворе — борьбы, танцев, музицирования, устройства фейерверков, — а также посещения шахом отшельника, религиозных диспутов и многого другого. О преемственной связи между тебризской и могольской школами и о существенных различиях между ними можно судить на примере двух миниатюр — «Истории о Хафтваде и черве» (около 1545 г.), из так называемого хаутоновского «Шах-наме» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей), и «Сцены у городских ворот» (миниатюра на отдельном листе, Дели, 1617— 1618 гг., Висбаден, музей). При сохранении общего расположения масс и фигур, в могольской миниатюре сильно переработаны типаж, одежда, природа. Меняется характер скал и деревьев, исчезают сефевидские головные уборы, все чаще встречается профильное изображение лиц, в облике персонажей появляются индийские черты, жесты становятся более достоверными. В целом наблюдаются также усиление четкости контура, склонность к перспективным построениям. Прихотливый декоративизм, присущий иллюстрации из «Шах-наме», уступает место рациональной упорядоченности. Особенно ощутимо различие в изображении архитектуры: тебризский поливной изразец цветочного орнамента заменяется в миниатюре могольской школы мраморной облицовкой с узором, повторяющим мотив многолопастной арки и картушей. Время, прошедшее между созданием обеих миниатюр, для Индии было временем возросшего интереса к точным знаниям, знакомства страны с европейской гравюрой. «Сцена у городских ворот» выполнена в тот период, когда могольские миниатюристы работали над историческими летописями и мемуарами правителей, когда составлялись наглядные пособия с изображением животных и диковинных растений. Все это повлекло за собой более педантичное отношение к рисунку, его документальной функции, к большей умозрительности и в конечном счете к новым стилевым особенностям. К этим особенностям относятся динамизм композиции, портретность, весьма глухая, холодная цветовая гамма с применением разбелки (косвенное следствие пристрастия к изображению беломраморных дворцов и белоснежных одеяний), частое использование техники сияхи-калям — черного тушевого рисунка по бумаге цвета слоновой кости. В эпоху расцвета могольская миниатюра отличается блестящим техническим мастерством, изысканным рисунком, ювелирной тонкостью в передаче бытовых деталей (в изображении оружия, утвари, ковров, одежды и т. д.). Знакомство с западноевропейской гравюрой и живописью привело к некоторым заимствованиям сюжетов и частичному употреблению линейной и воздушной перспективы: под влиянием искусства Европы в миниатюру моголов проникают элементы психологической характеристики («Писец-хроникер», миниатюра на отдельном листе, XVII в., Ленинград, Государственный Эрмитаж). Наивысшего подъема могольская миниатюра достигла во второй половине XVI и в первой половине XVII века. Падишахи Акбар (1556—1605), Джехапгир (1605— 1627) и Шах-Джехан (1628-1658) содержали китаб-хане, наблюдали за изготовлением рукописей, давали темы миниатюристам. Из такой мастерской вышел хранящийся в Ленинграде, в Гос. Публичной библиотеке, портрет Мурад-Бахша, сына Великого Могола Шах-Джехана (2-я пол. XVII в.). В конце XVII века богобоязненный и недальновидный падишах Аурангзеб круто изменил политику поощрения художественного творчества в стране. Закрытие придворных мастерских пресекло развитие могольской миниатюры. Художники разъехались в услужение к раджам Раджпутаны и Декана; могольская миниатюра слилась с местными школами, приобретя вместе с тем большую широту тематики и вобрав черты народного творчества. Примером может служить живопись маленького княжества Кангра в Пригималайской области. Раджпутская школа миниатюры издревле существовала на территории Индии, хотя сохранившиеся ее произведения относятся к сравнительно позднему времени — XVI веку. От могольской миниатюры раджпутская отличается и по содержанию и по техническим приемам. Основным материалом служат здесь не темперные краски, как у моголов, а акварель, иногда смешанная с клеем, иногда данная размывом. Для раджпутской миниатюры характерно обильное применение золота. Работы мастеров этой школы посвящены чаще всего религиозно-мифологическим (не мусульманским) преданиям средневековой Индии и лирико-бытовым мотивам. Часто встречаются темы весны и любви, где главными действующими лицами являются «божественный возлюбленный» Кришна и его подруга, пастушка Радха, Шива и его супруга Парвати. Весьма распространены были также сельские сцены (например, «У колодца», миниатюра на отдельном листе, XVI [I в., Ленинград, Государственный Эрмитаж). Раджнутские миниатюры рассчитаны на более демократические круги зрителей, чем миниатюра моголов. Они очень просты по своему художественному строю, связаны с народным искусством — керамикой, набойкой; обычно они иллюстрируют хорошо известные легенды и эпос. В композициях раджпутской школы живописи большую роль играет пейзаж. Произведения отличаются обилием золота, яркой красочной гаммой в оранжево-зеленых сочетаниях. Раджпутская миниатюра пережила могольскую школу и в XVIII веке сохраняла еще высокие художественные качества. Date: 2015-11-15; view: 435; Нарушение авторских прав |