Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионально-трудовая составляющая реабилитационного потенциала
Подходы к определению профессионально-трудового потенциала инвалида имеющего определенные ограничения жизнедеятельности должны исходить из того, что производственная деятельность является реализованной возможностью выполнения человеком профессиональных нагрузок определенного объема, интенсивности и качества в соответствии с имеющимся уровнем квалификации и условиями труда, а также того обстоятельства, что интеграция в общество и независимое существование инвалида в основном зависит от уровня и возможности реализации профессионально-трудовой составляющей РП. Профессионально-трудовой реабилитационный потенциал будет зависеть от способности инвалида к трудовой деятельности. Способность к труду это способность человека заниматься определенной трудовой деятельностью на заданном уровне эффективности в заданном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физических, физиологических, так и психических функций. Различают три степени ограничений способности к трудовой деятельности: 1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии; 2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств или специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; 3 степень - неспособность к выполнению трудовой деятельности. Возможность трудовой деятельности должна рассматриваться на основании анализа физических, клинических, физиолого-психологических, социальных, образовательных возможностей инвалида к той или иной трудовой деятельности. Реабилитационно- экспертная диагностика профессионально-трудового потенциала (ПТП) должна, следовательно, базироваться на: - клинико-функциональных критериях; - степени сохранности профессионально-важных качеств; - данных профессионального статуса и профессионального маршрута; - критериях тяжести труда; - критериях напряженности труда; - адаптивных возможностях инвалида. Оценка сохранности профессионально важных качеств осуществляется на основании оценки сохранности основных функций организма. Структурными элементами профессионально-трудовой составляющей РП являются: - уровень образования (общего, профессионального); - профессия – род трудовой деятельности, занятий человека; - основная профессия – выполняемая работа наиболее высокой квалификации или работа, выполняемая более длительное время; - профессиональный маршрут – виды трудовой деятельности, которые человек выполнял на протяжении жизни; - трудовой стаж (общий и по основной профессии); - квалификация – уровень профессиональной подготовки, мастерства, определяемый разрядом, классом, званием. Профессионально-трудовой статус инвалида предусматривает также изучение профессиограммы, отражающей виды трудовых операций, необходимые орудия труда, технологию трудовой деятельности, организацию рабочего места, психофизиологические эргономические требования, предъявляемые трудовой деятельностью к работнику, санитарно-гигиенические условия выполнения трудовой деятельности. Оценка условий труда определяется на основании "Гигиенических критериев оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р.22.755-99" [56]. В соответствии с указанными критериями производственные факторы должны оцениваться по следующим параметрам: - физические – температура, влажность и подвижность воздуха, статические и электрические магнитные поля, производственный шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли, освещенность; - химические факторы; - биологические факторы; - факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда. Тяжесть труда характеризуется физической, динамической, статической нагрузками, массой поднимаемого и перемещаемого груза, количеством стереотипных движений, наклонами корпуса, перемещением в пространстве, рабочей позой. Напряженность труда характеризуется интеллектуальными, сенсорными и эмоциональными нагрузками, монотонностью труда и режимом работы. Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. 1 класс – оптимальные условия труда, т.е. такие, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня профессиональной работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. 2 класс – допустимые условия труда. Они характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающих и их потомство. 3 класс – вредные условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающих или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме подразделяются на четыре степени. 4 класс - опасные условия труда, которые характеризуются производственными факторами, воздействие которых в течение рабочей смены создают угрозу для жизни, высокий риск развития профессиональных заболеваний. Для трудоустройства инвалидов рекомендуются условия труда I и II классов. Эти условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном прерывании контакта с ними, но увеличивают риск повреждения здоровья. К показанным условиям труда для трудоустройства инвалидов относятся: - оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды (1 и 2 классы) по физическим (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли), биологическим (белковые препараты, микроорганизмы) факторам; - работа с незначительной (1) или умеренной (2) физической, динамической, статической нагрузкой, в отдельных случаях – с выраженной физической нагрузкой (3.1); - работа преимущественно в свободной рабочей позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы; - работа преимущественно в одну дневную смену; - работа, не связанная со значительными переходами; - рабочее оборудованное место, в соответствии с эргономическими требованиями; - работа, характеризующая незначительной (1), умеренной (2), в отдельных случаях выраженной (3.1) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей/ К противопоказанным условиям труда относятся: - вредные и опасные условия труда (3-4 классы); - воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других вредных и опасных физических факторов, токсических веществ; - значительные постоянные физические, динамические, статические нагрузки, перемещение и удержание тяжестей; - работа в вынужденной рабочей позе, без смены рабочего положения, длительная ходьба; - заданный темп работы; - выраженная монотонность; - значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки; - работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском. Оценка профессионально-трудового потенциала включает определение характеристик интегральной реакции организма на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности, определение возможности адаптации к труду, путей поддержания здоровья и трудовой деятельности на высоком уровне и длительное время.
|