Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-трудовая составляющая реабилитационного потенциала





 

Подходы к определению профессионально-трудового потенциала инвалида имеющего определенные ограничения жизнедеятельности должны исходить из того, что производственная деятельность является реализованной возможностью выполнения человеком профессиональных нагрузок определенного объема, интенсивности и качества в соответствии с имеющимся уровнем квалификации и условиями труда, а также того обстоятельства, что интеграция в общество и независимое существование инвалида в основном зависит от уровня и возможности реализации профессионально-трудовой составляющей РП.

Профессионально-трудовой реабилитационный потенциал будет зависеть от способности инвалида к трудовой деятельности. Способность к труду это способность человека заниматься определенной трудовой деятельностью на заданном уровне эффективности в заданном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физических, физиологических, так и психических функций.

Различают три степени ограничений способности к трудовой деятельности:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств или специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к выполнению трудовой деятельности.

Возможность трудовой деятельности должна рассматриваться на основании анализа физических, клинических, физиолого-психологических, социальных, образовательных возможностей инвалида к той или иной трудовой деятельности.

Реабилитационно- экспертная диагностика профессионально-трудового потенциала (ПТП) должна, следовательно, базироваться на:

- клинико-функциональных критериях;

- степени сохранности профессионально-важных качеств;

- данных профессионального статуса и профессионального маршрута;

- критериях тяжести труда;

- критериях напряженности труда;

- адаптивных возможностях инвалида.

Оценка сохранности профессионально важных качеств осуществляется на основании оценки сохранности основных функций организма.

Структурными элементами профессионально-трудовой составляющей РП являются:

- уровень образования (общего, профессионального);

- профессия – род трудовой деятельности, занятий человека;

- основная профессия – выполняемая работа наиболее высокой квалификации или работа, выполняемая более длительное время;

- профессиональный маршрут – виды трудовой деятельности, которые человек выполнял на протяжении жизни;

- трудовой стаж (общий и по основной профессии);

- квалификация – уровень профессиональной подготовки, мастерства, определяемый разрядом, классом, званием.

Профессионально-трудовой статус инвалида предусматривает также изучение профессиограммы, отражающей виды трудовых операций, необходимые орудия труда, технологию трудовой деятельности, организацию рабочего места, психофизиологические эргономические требования, предъявляемые трудовой деятельностью к работнику, санитарно-гигиенические условия выполнения трудовой деятельности.

Оценка условий труда определяется на основании "Гигиенических критериев оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р.22.755-99" [56].

В соответствии с указанными критериями производственные факторы должны оцениваться по следующим параметрам:

- физические – температура, влажность и подвижность воздуха, статические и электрические магнитные поля, производственный шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли, освещенность;

- химические факторы;

- биологические факторы;

- факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда характеризуется физической, динамической, статической нагрузками, массой поднимаемого и перемещаемого груза, количеством стереотипных движений, наклонами корпуса, перемещением в пространстве, рабочей позой.

Напряженность труда характеризуется интеллектуальными, сенсорными и эмоциональными нагрузками, монотонностью труда и режимом работы.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

1 класс – оптимальные условия труда, т.е. такие, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня профессиональной работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

2 класс – допустимые условия труда. Они характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающих и их потомство.

3 класс – вредные условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающих или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме подразделяются на четыре степени.

4 класс - опасные условия труда, которые характеризуются производственными факторами, воздействие которых в течение рабочей смены создают угрозу для жизни, высокий риск развития профессиональных заболеваний.

Для трудоустройства инвалидов рекомендуются условия труда I и II классов. Эти условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном прерывании контакта с ними, но увеличивают риск повреждения здоровья.

К показанным условиям труда для трудоустройства инвалидов относятся:

- оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды (1 и 2 классы) по физическим (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли), биологическим (белковые препараты, микроорганизмы) факторам;

- работа с незначительной (1) или умеренной (2) физической, динамической, статической нагрузкой, в отдельных случаях – с выраженной физической нагрузкой (3.1);

- работа преимущественно в свободной рабочей позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы;

- работа преимущественно в одну дневную смену;

- работа, не связанная со значительными переходами;

- рабочее оборудованное место, в соответствии с эргономическими требованиями;

- работа, характеризующая незначительной (1), умеренной (2), в отдельных случаях выраженной (3.1) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей/

К противопоказанным условиям труда относятся:

- вредные и опасные условия труда (3-4 классы);

- воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других вредных и опасных физических факторов, токсических веществ;

- значительные постоянные физические, динамические, статические нагрузки, перемещение и удержание тяжестей;

- работа в вынужденной рабочей позе, без смены рабочего положения, длительная ходьба;

- заданный темп работы;

- выраженная монотонность;

- значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

- работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском.

Оценка профессионально-трудового потенциала включает определение характеристик интегральной реакции организма на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности, определение возможности адаптации к труду, путей поддержания здоровья и трудовой деятельности на высоком уровне и длительное время.

 

Date: 2015-11-15; view: 850; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию