Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры и критерии оценки реабилитационного потенциала личности





 

Состояние высших психических функций и психофизиологическая выносливость оценивается на основании беседы с больным, психологического обследования и анализа медико-социальной документации.

Приведенный выше анализ структуры РПЛ позволяет осуществить выделение показателей и параметров психологического статуса, которые будут тем или иным образом характеризовать сам РПЛ. Психологический статус определяется как комплексная психологическая характеристика индивида, отражающая специфику его положения в системе отношений, обуславливающая его индивидуальные психологические особенности.

Реабилитационная практика требует, чтобы показатели и параметры РПЛ отвечали следующим требованиям:

- отражали определенную иерархию смысловой ценности в интересах определения РПЛ;

- перечень параметров должен быть адекватным и достаточным для всестороннего определения РПЛ;

- данные параметры должны отвечать требованию дифференцированного подхода к оценке РПЛ относительно направлений реабилитации;

- оцениваемые параметры должны предполагать возможность их корректной и объективной диагностики.

 

Интегральные компоненты психологического статуса, а именно –эмоционально-волевой, интеллектуальный и мотивационный (личностный), - в интересах определения РПЛ могут быть охарактеризованы следующими параметрами.

Оценка эмоционально-волевого компонента включает:

- оценку актуальных потребностей,

- эмоционально-волевых показателей: эмоциональной устойчивости, своеобразия эмоционального фона (настроения), характера преобладающих эмоциональных реакций, специфику индивидуальных эмоциональных оценок и эмоциональных отношений к различным объектам, явлениям и событиям, динамику протекания эмоциональных процессов, детерминирующих активность реабилитанта в плане достижения целей реабилитации,

- пластичность, гибкость механизмов эмоционально-волевой регуляции;

- уровень тревожности.

Например, такие свойства, как эмоциональная холодность, безразличие, бледность эмоциональной значимости различных жизненных реалий, невыразительная эмоциональная окрашенность системы могут снижать “психологическую энергетику” реабилитационной активности. Амбивалентность эмоциональных реакций будет повышать риск непоследовательного, противоречивого поведения реабилитанта в процессе реабилитации. Склонность к накоплению аффекта с последующей бурной “разрядкой” будет указывать на высокую вероятность деструктивного поведения реабилитанта при проведении реабилитационных мероприятий.

Здесь важно отметить, что когда речь идет об эмоционально-волевых компонентах психологического статуса, то их оценка в плане нормальности-анормальности, в плане нормы-патологии должна проводиться со своеобразной осторожностью. Последняя предопределяется тем, что анормальность, например, эмоциональных реакций определяется не столько их той или иной феноменологией, сколько контекстом социальной, жизненной ситуацией их проявления и своеобразием других базовых черт личности, прежним опытом человека.

При определении особенностей эмоционально-волевой составляющей психологического статуса следует ориентироваться не только на своеобразие непосредственных эмоционально-волевых проявлений, но и на специфику других свойств личности. Так, например, тот или иной тип темперамента будет характеризовать эмоциональную сферу по параметрам импульсивности, возбудимости, устойчивости. Случай же, например, диагностики тех или иных неврозоподобных расстройств будут давать возможность описать целый комплекс особенностей эмоциональных проявлений, т.к. последние входят в симптомокомплекс этих расстройств. Данное обстоятельство требует еще раз обратить внимание на то, что для корректного определения РПЛ, а именно его эмоционально-волевого компонента, требуется оценка таких параметров психологического статуса, которые традиционно относят к свойствам личности.

К параметрам психологического статуса, определяющим интеллектуальный компонент РПЛ следует относить весь спектр характеристик, отражающих состояние интеллектуально-мнестических функций, интеллекта в целом, включая функции произвольной памяти, активного внимания, понятийного мышления. При этом оценка последних, так называемых высших психических функций должна производиться комплексно, всесторонне, т.е. должны изучаться все виды, формы и функции этих психических процессов. Важно, что, когда речь идет об интеллектуальном компоненте РПЛ, прежде всего требуется определить общий уровень познавательных, понятийных потенций реабилитанта. И здесь следует учитывать определенную иерархию, взаимосвязь самих познавательных функций. Так, бесспорно, что в данном случае мышление является наиболее совершенным, высшим “инструментом” познания. Но без “сохранности” функций внимания (способность к сосредоточению на реальных или идеальных объектах), функций памяти (способность организовать, сохранить, воспроизвести прошлый опыт, ранее полученную информацию) мышление представляет собой некий эпифеномен, и говорить о нем вообще некорректно. Акцентируя внимание высших психических функциях, следует помнить о базовом значении в их формировании, развитии, состоянии, познавательных потенций в целом - исходных сенсорно-перцептивных способностей индивида. Важно, что когда говорится о продуктивности познавательной деятельности, подчеркивается ее зависимость не только от состояния интеллектуально-мнестических функций в их узком понимании, но и от характера их, например, мотивационного обеспечения. Общеизвестно, что низкая продуктивность, неадекватность познания может быть обусловлена “слабостью” именно мотивационного компонента мышления. Для определения интеллектуального компонента РПЛ следует оценивать соответствие общего уровня знаний, эрудиции уровню образования (в том числе и профессионального) и возраста реабилитанта. Приоценке интеллектуального компонента РПЛ следует признать необходимым проведение анализа состояния и таких специфических функций, как речь, письмо, “тонкая” психомоторика, т.е. специфических вербальных интеллектуальных функций и функций моторного интеллекта. Наряду с вышеперечисленными структурными, «статичными» показателями интеллектуального статуса крайне важным является выявление динамических показателей познавательной деятельности, в первую очередь таких как, истощаемость, неустойчивость, продуктивность, темп, врабатываемость и т.п. При этом здесь надо дифференцировать феномен, например, повышенной истощаемости умственной работоспособности, обусловленный, с одной стороны, преимущественно собственно интеллектуальной недостаточностью, или недостаточностью мотивации, эмоционально-волевых функций, с другой.

При оценке мотивационного (личностного) компонента РПЛ следует учитывать, что мотивы традиционно относят к основным, базовым, центральным свойствам личности, которые побуждают деятельность, придают ей ту или иную направленность, отражают личностный смысл целей деятельности и ее отдельных действий и операций, структурируют и определяют характер деятельности, в том числе психической. Сами мотивы определяются актуальными потребностями субъекта и своеобразием конкретных жизненных ситуаций, способствующих или препятствующих реализации этих потребностей. Существует множество классификаций потребностей и соответствующих им мотивов. Среди них, например, выделяют предметные и функциональные, материальные и духовные и т.п. Различают мотивы и по уровню осознанности, что в значительной мере предопределяет реальную произвольность деятельности и поведения человека. В силу того, что мотивация порождает и детерминирует деятельность, структурирует ее, влияет на общее психическое состояние и характер психических процессов человека, выделяют множество различных характеристик, по которым судят о специфике мотивов. Так, к последним относят:

- Непосредственное представление человека о причинах поведения, интересах и т.п.;

- Своеобразные искажения перцепции (восприятия), обусловленные различными мотивационными тенденциями;

- Избирательность внимания и апперцептивную восприимчивость;

- Когнитивные и эмоциональные оценки, структурирующие, классифицирующие и организующие поле восприятия;

- Систему ведущих ценностных ориентаций;

- Систему целей, преследуемых в деятельности;

- Характер спонтанных, непроизвольных фантазий;

- Степень настойчивости при преодолении преград, трудностей в деятельности;

- Временные затраты на принятие решения в ситуациях альтернативного выбора;

- Временные затраты, посвящаемые реальным видам деятельности и обсуждению тех или иных жизненных проблем, характер планируемых желаемых временных затрат;

- Эффективность результатов деятельности;

- Характер и интенсивность эмоциональных реакций на различные аспекты деятельности и ситуации;

- Личностный смысл целей деятельности, ее отдельных действий и операций;

- Типичные тактики каузальной атрибуции, т.е.. тактики причинного объяснения тех или иных событий, ситуаций и т.п.;

- Типичные механизмы психологической защиты.

Данный перечень критериев (параметров), по которым судят о специфике и характере мотивов, может быть расширен. При этом очевидно, что оценка мотивации реально оказывается возможной посредством анализа различных видов деятельности человека и их соотношения, посредством анализа характерных систем социально-психологического взаимодействия человека (семья, трудовой коллектив, дружеское окружение, общественные объединения и т.п.).

Когда же речь идет об анализе мотивации в контексте определения РПЛ, то наиболее важно рассматривать ее в следующих аспектах. Во-первых - относительно основных целей и задач реабилитации, когда последние будут включать в себя цели и задачи и медицинской, и профессиональной, и социальной реабилитации. Во-вторых, мотивацию относительно реабилитации следует рассматривать во взаимосвязи с другими ведущими жизненными мотивами реабилитанта, в плане их соответствия друг другу. В-третьих, данную мотивацию необходимо анализировать в ракурсе ее значения для специфических сквозных, универсальных видов деятельности, которые играют важную роль в решении реабилитационных задач (например, в отношении общения). В-четвертых, факт отрицательной мотивации на реабилитацию (отсутствие положительной мотивации) должен не только констатироваться, но и анализироваться в плане причин, механизмов ее формирования.

Таким образом, для определения мотивационного компонента РПЛ можно использовать широкий и качественно разнообразный круг характеристик психологического статуса. К наиболее важным из них, непосредственно связанным с мотивами, относятся:

- система ценностных ориентаций,

- круг интересов,

- устойчивые эмоциональные предпочтения,

- личностные смыслы (определяемые субъективной значимостью предпочитаемых и реально занимаемых ролей, социальных позиций или тем, что обозначается понятием аттитюды),

- адекватность мотивации на включение в реабилитационные процессы;

- актуальные потребности,

Итак, для определения РПЛ целесообразно использовать интеллектуально-мнестические, эмоционально-волевые и мотивационные характеристики психологического статуса. При этом совокупность данных характеристик психологического статуса представляет собой многоуровневую систему (операциональный уровень, эмоционально-волевой уровень и собственно личностный уровень).

Исходя из вышесказанного можно относительно однозначно выделить перечень параметров психологического статуса, которые необходимо анализировать для определения РПЛ. К ним будут относиться:

- характеристики высших познавательных психических функций (функций активного внимания, произвольной памяти, мышления) и интеллекта в целом, с особым акцентом внимания на тех из них, которые свидетельствуют о их нарушениях, недостаточности;

- характеристики эмоционально-волевых функций;

- характеристики ведущих ценностных ориентаций, установок, мотивов, притязаний, самооценок;

- характеристики внутренней картины (модели) болезни;

- характеристики (преимущественно психологические) социальной ситуации развития (актуальной жизненной ситуации) с акцентом внимания на особенностях внутрисемейных отношений и отношений в наиболее значимых (референтных) для инвалида группах;

- характеристики профессиональных интересов, профессиональных склонностей и способностей;

- характеристики доминирующего стиля деятельности;

- характеристики механизмов нарушений психической деятельности, полученные с помощью специальных методов исследований (например, электрофизиологических).

Следует подчеркнуть, что даже детальный анализ собственно психологического статуса оказывается не вполне достаточным для определения РПЛ. Необходимо учитывать и ряд социально-психологических факторов. К наиболее важным из них относятся:

а) специфические влияния ближайшего окружения инвалидов, в первую очередь семьи, на его позиции, его отношения к реабилитации в самом широком смысле слова;

б) аналогичные влияния референтных социальных групп (это может быть производственный коллектив, круг друзей, бывших сослуживцев и т.п.);

в) собственно реабилитационные возможности ближайшего окружения и референтных групп, т.е. их возможности оказывать ту или иную помощь инвалидам, которая несёт в себе реабилитационный смысл;

г) характер отношений, сложившихся у инвалида со специалистами в области реабилитации.

Оценка.

Можно выделить высокий, удовлетворительный и низкий уровень РПЛ, который оценивается по результатам психодиагностики:

Высокий РПЛ

- у реабилитанта не выявлено сколько-нибудь существенных расстройств и дисгармоний психической деятельности, предполагающих возможность его дезадаптивного, неконструктивного поведения в различных жизненных ситуациях, ограничивающих возможности его жизнедеятельности в целом. Или же эти расстройства и дисгармонии крайне незначительны и могут относительно легко и быстро, практически полностью компенсироваться или сглаживаться;

- у реабилитанта наблюдается адекватная позитивная мотивация на активное включение во всю систему реабилитационного процесса;

- социальная, средовая ситуация является благоприятной, способствует восстановлению или сохранению психического здоровья, стимулирует реабилитанта на активное включение в реабилитацию и сама, в какой-то мере, несёт позитивный реабилитационный смысл.

Удовлетворительный РПЛ:

- выявляются в целом умеренные нарушения интеллектуально-мнестических, эмоционально-волевых и мотивационных функций, умеренные расстройства на уровне личности, которые предполагают а) ограничения доступности реабилитанту каких-либо видов жизнедеятельности; б) характер и механизм выявленных нарушений указывают на низкую вероятность соответствующего восстановления или достаточных компенсаций;

- у реабилитанта адекватность мотивации на включение в реабилитационный процесс носит своеобразный избирательный характер: одни виды предлагаемых реабилитационных услуг им принимаются, а другие отвергаются. При этом цели проводимой реабилитации субъективно представляются в своего рода усечённом виде и не предполагают максимально полного избавления от социальной недостаточности;

- социальная, средовая ситуация является относительно нейтральной или нестабильной, неустойчивой в плане её влияния на реализацию реабилитационных мероприятий.

Низкий РПЛ:

- выявляются выраженные нарушения психических функций и расстройств на уровне личности, когда существенно снижаются способности индивида к различным видам жизнедеятельности, восстановление или компенсация которых практически невозможна (крайне сомнительна). Выявленные нарушения могут оцениваться и как умеренные, но специфика их генеза, механизмы указывают на очевидный неблагоприятный прогноз;

- у реабилитанта отсутствует сколько-нибудь адекватная мотивация на реабилитацию, доминирует негативное отношение к различным видам реабилитационной помощи, наблюдается выраженное установочное поведение (различные виды симуляции, рентные установки и т.п.);

- социальная средовая ситуация не только не способствует включению индивида в реабилитационный процесс, а, наоборот, препятствует этому, формирует у него стремление во что бы то ни стало сохранить статус инвалида, когда практически каждое реабилитационное мероприятие рассматривается им как посягательство на этот статус и т.п.

Видно, что в данном случае оцениваются общие психологическое механизмы продуктивного “включения” реабилитанта в комплексную систему показанных ему реабилитационных мероприятий. Как уже отмечалось ранее, аналогичная оценка должна проводиться и относительно отдельных направлений реабилитации (например, медицинской, профессиональной и т.п.). При этом такая дифференциация будет возможна за счет, главным образом, более детального анализа мотивов, ценностных ориентаций реабилитанта.

Когда же речь заходит о психологическом реабилитационном потенциале как показателе вероятности восстановления или компенсации собственно психических нарушений, ограничивающих жизнедеятельность реабилитанта, то принципы его количественной оценки будут несколько иными. Здесь важно учитывать:

- степень выраженности нарушения психических функций;

- объем нарушения психических функций (их локальность или тотальность, проявляющуюся в той или иной степени системности нарушений психических функций разного качества);

- причины, механизмы нарушения психических функций.

И в данном случае психологический реабилитационный потенциал будет считаться более низким по мере:

- выявления более выраженных психических расстройств;

- выявления более тотальных, системных психических расстройств;

- приоритетной обусловленности психических расстройств органическими, соматическими факторами.

Date: 2015-11-15; view: 1830; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию