Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг по сказкотерапии. Дети учатся определять первый и последний звук, порядок звуков в слове, давать каждому звуку характеристику





Дети учатся определять первый и последний звук, порядок звуков в слове, давать каждому звуку характеристику. К 5 годам (если обучались с 3-х лет) дети свободно делают звуковой (фонемный) анализ любого слова, записывают слова с гласными, не делая ошибок типа: мал (вместо мял), йама (вместо яма). Учатся также определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком.

Фонемный анализ дает ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Л. Е. Журова (1974 г.) разработала методику формирования данного действия и показала, что его можно развивать уже с младшего дошкольного возраста при условии, что оно введено в контекст игры. Но при фонемном анализе, производимом без материализации, дети забывают, какое слово они анализируют или какую фонему они уже выделили, или не знают, какую очередную фонему им надо выделить, или не видят, когда же заканчивается анализ, и не могут установить допускаемых ошибок. Следовательно необходима такая форма материализации, при которой моделировалась бы именно данная сторона фонемной структуры слова. На первом этапе моделью звука в конце слова является фонема, которая закладывается в графическое изображение слова. Все фишки одного цвета (нейтрального).

На следующем этапе фишки приобретают цвет (по признаку гласный—согласный). Классифицируются согласные (по признаку твердости—мягкости), фишки.приобретают определенный цвет (мягкие — зеленые, твердые — синие).

Особую остроту этой проблемы подчеркивал и Л. С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошколь-


«Чудеса на песке»

ном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым (учителем), однако лишь в силу того, как программа взрослого становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л. С. Выготский называл спонтанно-реактивным.

Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу о том, что такое развивающее обучение.

Чаще всего развивающее обучение рассматривается как средство повышения или ускорения умственного развития детей разных возрастов. Другая позиция, активно отстаиваемая в отечественной психологии В. В. Давыдовым, состоит в том, что обучение только тогда может считаться развивающим, когда оно способно изменить тип мышления человека, превратив его из рассудочного, «классифицирующего», продуцируемого всей сложившейся системой обучения и воспитания в разумное, «теоретическое».

Практическое, рассудочное мышление, с токи зрения В. В. Давыдова, позволяет человеку в результате многократного повторяющегося опыта выделить нечто общее, сходное у ряда предметов или ситуаций, абстрагировав его от частных случаев, и обобщить, разорвав тем самым генетическую связь внешне не сходных объектов. Реальная возможность изменить тип мышления появляется, по мнению В. В. Давыдова, в младшем школьном возрасте.

Различие в подходах к проблеме развивающего обучения обусловлены не только пониманием его цели, но и разными средствами его реализации. Так, одни психологи решающее значение придают изменению содержания и формы образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения главным образом посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности


Тренинг по сказкотерапии

школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский).

Таким образом, развивающим называют такое обучение, которое так или иначе оказывает влияние на умственное и психическое развитие ребенка.

Применительно к дошкольникам правильнее говорить о развивающих занятиях или развивающей работе, поскольку учение не является основным видом деятельности ребенка-дошкольника, несмотря на все попытки раннего обучения. Однако понимая обучение в самом широком смысле, как ознакомление ребенка с окружающим миром во всей его полноте и взаимосвязях, можно использовать и понятие «развивающее обучение», ибо маленького ребенка развивает любое новое знание или новый опыт.

Идея написания серии дидактических, познавательных занятий на песке возникла после посещения тренинга по песочной терапии под руководством Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.


Песочница — идеальное место для организации таких занятий, учитывая возраст детей, посещающих наши курсы (от 2 до б лет). «Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка». Песочница позволяет построить партнерские отношения с детьми, обмениваться мыслями и чувствами, устанавливается особая атмосфера между педагогом и детьми.

Цель данных занятий: раннее интеллектуальное развитие и раннее обучение грамоте посредством специально организованных познавательных занятий на песке.

В соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка в задачи программы входит развитие и формирование у него следующих навыков:

• самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

• анализа, сравнения, обобщения, классификации, рассуждения по аналогии;


«Чудеса на песке».

• ориентации в окружающем мире, а также развитие различных видов памяти (механической, тактильной, словесно-логической и т.д.);

• развитие конвергентного (логического, последовательного, однонаправленного) мышления;

• формирование и развитие всех видов восприятия: восприятие предметов, пространства, времени, цвета;

• развитие связной речи, обогащение словаря, развитие фонематического слуха;

• развитие коммуникативных навыков;

• знакомство с понятиями: звук, гласный звук, согласный звук, твердый (сердитый) звук, мягкий (добрый) звук. Позиция звука в слове. Запись слов моделью-фишкой.

Каждое занятие состоит из нескольких частей, связанных единым сказочным и игровым сюжетом.

Мониторинг. Для оценки эффективности и результативности программы можно использовать следующие известные методики:

• «Включение в ряд» (автор А. Л. Венгер)

Цель: выявить умение устанавливать отношения между предметами по величине.

• «Рыбка» (автор В. В. Холмовская)

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

• «Что лишнее»

Цель: выявление уровня развития элементов логического мышления, степени развития обобщения.

• «Диагностика умения определять качественные и количественные соотношения предметов и явлений»


Тренинг по сказкотерапии

Цель: выявить степень сформированности умения определять качественные и количественные соотношения между предметами

• «Диагностика опосредованного запоминания» (А. Н. Леонтьев)

Цель: исследование возможности опосредованного запоминания, развития у ребенка логических связей в процессе запоминания.







Date: 2015-11-15; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию