Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Добродетель, счастье и конфликт (Аристотель «Никомахова этика»)
Аристотель начинает первым делом анализировать понятие «счастье». Ø добродетель как необходимое условие обретения счастья, Ø счастье как бесконфликтность, Ø конфликты и произвол как следствие лишённости человека добродетели. Всякая активность преследует некоторое благо. Благо - то, к чему всё стремится. Благо – то, в чем заключена характерная цель человеческих существ. Счастье, таким образом, – это высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие, причём всё это нераздельно, вопреки известной делосской надписи: Право прекрасней всего, а здоровье – лучшая участь. Что сердцу мило добыть – вот удовольствие нам. Добродетель – качества, которые позволяют человеку достичь блага. Без проявления добродетелей блага достичь невозможно. Других средств нет. Добродетель – причина правильности цели намеченного выбора. Добродетель – предрасположенность чувствовать определенным образом. Добродетели находят свое место не просто в жизни индивида, но и в жизни города, и что индивид понятие только как politikan zoon. Таким образом, учение о счастье оказывается наукой о государстве. Поскольку человек, по Аристотелю, - существо политическое, т.е. живущее в полисе (государстве), ясно, что там он и может достичь счастья. Однако, по – видимому, для счастья нужны, как мы сказали, внешние блага, ибо невозможно или трудно совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишение иного, например, благородного происхождения, хорошего потомства, красоты, исключает блаженство. Ибо едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий и бездетный, и, должно быть, ещё меньше [можно быть счастливым], если дети и друзья отвратительны, или если были хорошие, да умерли. А потому для счастья, как мы уже сказали, нужны, видимо, ещё и такого рода благоприятные обстоятельства (ευεμεριαι). Именно поэтому некоторые отождествляют со счастьем удачу (ευτυκηια), в то время как другие – добродетель. Счастье – это определённого качества деятельность души сообразно добродетели. Что же касается прочих благ, то одни из них даны как необходимое условие счастья, а другие по своей природе являются подсобными и полезными орудиями. Счастье – это начало в том смысле, что все [мы] ради него делаем всё остальное, а [такое] начало и причину благ мы полагаем чем – то ценимым и божественным. Любопытна классификация образов жизни: государственный, созерцательный и, скотский. Последний избирает большинство, это - жизнь, полная грубых «Поскольку счастье – это некая деятельность души в полноте добродетели, нужно, пожалуй, подробно рассмотреть добродетели; так мы, вероятно, лучше сможем уразуметь всё связанное со счастьем. Человеческой добродетелью мы называем добродетель не тела, но души, и счастьем мы называем тоже деятельность души. Учитывая это различие, подразделяют и добродетели, ибо одни добродетели мы называем мыслительными; мудрость, сообразительность и рассудительность – это мыслительные добродетели, а щедрость и благоразумие – нравственные, ибо, рассуждая о нраве, мы не говорим, что человек мудр или сообразителен, но говорим, что он ровен или благоразумен. В то же время и мудрого мы хвалим за [его душевный] склад, а те склады [души], которые заслуживают похвалы, мы называем добродетелями». Далее Аристотель разъясняет природу добродетелей того и другого вида. Определение добродетели "по родовому понятию» - это нравственные устои или склад души. Это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем своими страстями. Учение о середине. Это то, что не избыточно и недостаточно («добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причём определённой таким суждением, каким определит её рассудительный человек. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. А ещё и потому [добродетель означает обладание серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и её избирает. Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть её бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной»). Аристотель объясняет этот тезис на примере определения добродетелей как серединных состояний (мужество – обладание серединой между страхом и отвагой, щедрость – середина между мотовством и скупостью). Поскольку нравственная добродетель связана со страстями и поступками, то можно разграничить произвольное (здесь главную роль играет мотив), непроизвольное (поступки, совершаемые по неведению и подневольно). Однако, те которые совершается из-за страха - смешанные. Непроизвольное приносит страдания, а совпадающее с влечением - удовольствие и поэтому сознательный выбор к нему отношения не имеет. Каковы мы, зависит от того благо или зло мы выбираем, а не оттого какие у нас мнения. Добродетели произвольны и зависят от нас. Date: 2015-11-15; view: 1734; Нарушение авторских прав |