Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе





Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже

достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся

производительные силы общества вступили в конфликт с капи­талистическими

производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие

производства. Наглядным при­мером этого явились периодически повторявшиеся

экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и

производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся

классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более

организованный характер.

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобожденияпорабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожениявсякого рабства, унижении отчуждения и несвободы людей.Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает вчетырех аспектах. Во-первых, рабочий ис­пользует материалы, которые вконечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные дляжизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему,рабочему, не принадлежат, они ему чужие. Чем больше исходных материаловперерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тембольше мир предметов, ему не принадлежащих, «чуждых» ему. Природа делаетсядля рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются впроизводстве, средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себерабочего, он полностью от них зависит.Во вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он неимеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечитьвозможность существования. Но такой труд — это «не удовлетворение потребности втруде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей...»Рабочий и в процессе труда остается подчиненным – контроль,регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только внетруда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себясвободным, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд— форма жизнедеятельности специфически человеческая для рабочего, напротив,представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животнойфункции, античеловеческим занятием.В третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего«родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек природноесущество, его жизнь нераз­рывно связана с природой. Эта связь — деятельныйконтакт с природой, в котором главное труд, производство:«...производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающаяжизнь». Но для рабочего, наоборот, труд— лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь нежизни «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободныйчеловек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному.Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.В четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочиечужды друг другу, поскольку они конкури­руют за возможность трудиться, чтобыжить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбираетпродукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним иуправляет им.Отчуждение труда — базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение.Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность иродовую жизнь; все прочие люди, начиная с капиталистов, также являютсяотчужденными людьми. Отношения между людьми также отчужденные, и различиелишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает на фактсуществования первичных и вторичных видов отчуждения. Почему же этопроисходит? Почему человек становится отчужденным человеком?Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Частнаясобственность — основа экономической жизни, та самая фактическая основа,которую политэкономы не обсуждают, считая «естественной предпосылкой». Начастнособственнической экономике «держится» вся человеческая история, вся жизньлюдей. Это значит, что экономическая история — ключ к пониманию человеческойжизни как таковой. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука,искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются еговсеобщему закону». Жизнь лю­дей вусловиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает,калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми, недочеловеческимисуществами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними,что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем...когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живемв нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всехфизических и духов­ных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств —чувство обладания».Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальностисовпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральныйпереворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своейоснове в труде, в производственной деятельности. Перспективы развитиячеловека и человечества — в преобразовании основы основ, в уничтоженииотчужденного труда.Характеристика «присвоения» человеком собственной сущно­сти, или превращениятруда из принудительного в «человеческий», рассматривается Марксом по тем жепараметрам, что и процесс отчуждения:а) по присвоению предмета труда и его результа­та;б) по присвоению или освобождению самой деятельности;в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»;г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самойдеятельности.Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свобод­ную самореализациючеловека означает и полное «переворачи­вание» и человека, и его отношения кприроде и другим людям. Маркс создает грандиозную по гуманистическому пафосукартину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу «померке каждого вида», то есть в соответствии с ее, природы, законами. Гармонияс природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализуетсвои цели уже не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а «позако­нам красоты». Внутренняя природа самого человека также пре­образуется —вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворениюживотных потребностей людей появляет­ся человек, само природное развитиекоторого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Этоозначает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока ещереализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо»,художественно развитый «глаз» и т. д.Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутреннейприродой человек — таков идеальный фило­софский образ, рисующийся Марксу вкачестве «ядра» комму­нистического идеала. Маркс называет его «закопченнымнатура­лизмом», или «законченным гуманизмом». Уничтожение частнойсобственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама посебе ликвидация частной собственности хотя и не­избежна, но еще недостаточнадля присвоения людьми человече­ской сущности.

 








Date: 2015-11-15; view: 322; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию