Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 28. Философия марксизма. Классовый конфликт в обществе
Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобожденияпорабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожениявсякого рабства, унижении отчуждения и несвободы людей.Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает вчетырех аспектах. Во-первых, рабочий использует материалы, которые вконечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные дляжизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему,рабочему, не принадлежат, они ему чужие. Чем больше исходных материаловперерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тембольше мир предметов, ему не принадлежащих, «чуждых» ему. Природа делаетсядля рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются впроизводстве, средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себерабочего, он полностью от них зависит.Во вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он неимеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечитьвозможность существования. Но такой труд — это «не удовлетворение потребности втруде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей...»Рабочий и в процессе труда остается подчиненным – контроль,регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только внетруда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себясвободным, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд— форма жизнедеятельности специфически человеческая для рабочего, напротив,представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животнойфункции, античеловеческим занятием.В третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего«родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек природноесущество, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь — деятельныйконтакт с природой, в котором главное труд, производство:«...производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающаяжизнь». Но для рабочего, наоборот, труд— лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь нежизни «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободныйчеловек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному.Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.В четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочиечужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобыжить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбираетпродукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним иуправляет им.Отчуждение труда — базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение.Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность иродовую жизнь; все прочие люди, начиная с капиталистов, также являютсяотчужденными людьми. Отношения между людьми также отчужденные, и различиелишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает на фактсуществования первичных и вторичных видов отчуждения. Почему же этопроисходит? Почему человек становится отчужденным человеком?Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Частнаясобственность — основа экономической жизни, та самая фактическая основа,которую политэкономы не обсуждают, считая «естественной предпосылкой». Начастнособственнической экономике «держится» вся человеческая история, вся жизньлюдей. Это значит, что экономическая история — ключ к пониманию человеческойжизни как таковой. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука,искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются еговсеобщему закону». Жизнь людей вусловиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает,калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми, недочеловеческимисуществами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними,что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем...когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живемв нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всехфизических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств —чувство обладания».Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальностисовпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральныйпереворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своейоснове в труде, в производственной деятельности. Перспективы развитиячеловека и человечества — в преобразовании основы основ, в уничтоженииотчужденного труда.Характеристика «присвоения» человеком собственной сущности, или превращениятруда из принудительного в «человеческий», рассматривается Марксом по тем жепараметрам, что и процесс отчуждения:а) по присвоению предмета труда и его результата;б) по присвоению или освобождению самой деятельности;в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»;г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самойдеятельности.Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную самореализациючеловека означает и полное «переворачивание» и человека, и его отношения кприроде и другим людям. Маркс создает грандиозную по гуманистическому пафосукартину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу «померке каждого вида», то есть в соответствии с ее, природы, законами. Гармонияс природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализуетсвои цели уже не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а «позаконам красоты». Внутренняя природа самого человека также преобразуется —вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворениюживотных потребностей людей появляется человек, само природное развитиекоторого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Этоозначает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока ещереализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо»,художественно развитый «глаз» и т. д.Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутреннейприродой человек — таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу вкачестве «ядра» коммунистического идеала. Маркс называет его «закопченнымнатурализмом», или «законченным гуманизмом». Уничтожение частнойсобственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама посебе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но еще недостаточнадля присвоения людьми человеческой сущности.
Date: 2015-11-15; view: 322; Нарушение авторских прав |