Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Платона. Античное искусство и социально-политические интересы платоновского государства. Сущность возможного конфликта между ними
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии (идеализм) — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Отсюда философы – люди, души которых дольше созерцали идеи, а обычные люди – меньше созевцавшие. Наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей - необходимости искать Красоту в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах(для всех). И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы часто смотрим не в том направлении. В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: мудрость, умеренность и воздержанность, мужество и способность подчиняться разуму - вместе эти добродетели составляют справедливость. Стало быть справедливость – черта души. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью. Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Признает рабов, однако причина нестабильности – конфликтности в обществе – искусственное неравенство. Значит если каждый будет заниматься своим делом, во всем знать меру, а власть в государстве будет стремиться к стабильности и социальной гармонии (через справедливые законы – для всех), то и конфликты исчезнут. Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Философами рождаются. Основная причина смены форм гос-ва – порча нравов. монархия – справедливая власть одного человека; тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; олигархия – несправедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства; тирания – несправедливая власть одного человека; аристократия – справедливая власть меньшинства. Прямой связи меж этикой и эстетикой (сфера художественной деятельности людей) нет но косвенно она безусловно существует. Когда мы воспроизводим голоса животных путем простого звукоподражания, то это не значит, что мы тем самым даем уже и имена этим животным; а "музыка" как раз именно и занимается таким бессмысленным звукоподражанием Мусические искусства говорят Платону о самых общих закономерностях жизни и, следовательно, прежде всего о вечной и предельной упорядоченности космического целого. В связи с этим у Платона весьма колеблется его учение о подражании. Постольку Платон ведет себя в отношении художественных искусств весьма сурово, до конца их отрицает и считает опасными, ненужными, вредными и губительными не только для воспитания и образования, но и для всей жизни. Им не место в том государстве, которое он считает идеальным. Так в идеальном государстве все должно служить только государству, на войне – военным образом, в мирной обстановке – мирным. Искусство должно быть просто, оно не должно излишним образом волновать субъективную жизнь, оно должно избегать всякой утонченности, всяких излишеств, всяких бесплодных наслаждений. Поэзия и музыка должны совершенствовать человека. Ораторское искусство должно быть абсолютно идейно, избегая всяких жизненных излишеств, нарушения абсолютной истины и угождения мелким и ничтожным человеческим потребностям. Живопись, скульптура и архитектура не только должны быть просты, ясны и каждому понятны. Они должны быть четки, структурны, безболезненны, абсолютно истинны, абсолютно прекрасны и абсолютно утилитарны. В этом случае они не только нужны, но они даже и необходимы для мышления, для красоты, для добра, для всеобщей пользы. Что практично – то прекрасно. В конце концов вся действительность оказывается для Платона в той или иной мере произведением искусства, начиная от мелких вещественных образований и кончая богами, кончая небесным и занебесным миром. Что же касается специально искусства, то здесь особенно материальность выступает на первый план. Никакого чистого созерцания, никаких идей, которые не были бы порождающими моделями для материальных вещей; никаких богов, которые были бы только духовными существами; никаких художников, которые бы создавали свои художественные произведения без употребления их в жизни; и никакого государства, которое бы допускало утонченное искусство, интимные или субтильные переживания и изощренность формы. Да и никакой формы без содержания. Художник, если он настоящий и подлинный творец, ровно ничем не отличается от сапожника, плотника, слесаря, врача и дельного, всегда необходимого для жизни общественника, от солдата, от делового и всегда нужного патриота, правителя и начальника. Вот этого рода художники, они же ремесленники, они же земледельцы, они же солдаты, и они же ученые, вот они-то и есть настоящие философы, которые управляют государством на основании четкого созерцания идей, на основании только утилитарной пользы для граждан, только для защиты государства от внешнего и внутреннего врага. Такой философ и есть настоящий поэт, и музыкант, и оратор. Только такой философ и есть настоящий живописец, скульптор и архитектор. Отсюда – все танцы – подражание. Над высоким смеяться нельзя. Христос не смеялся. Трагедия – скорбь должна быть тайной, наедене. Искусство – подражание жизни, что плохо человеку, а все просто смотрят.
7. Философия Аристотеля. Идея «золотой середины» в политике и этике как принцип конфликторазрешения. Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: · Материя — «то, из чего». вещи. материя вечна несотворима и неуничтожима. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). · Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. формы Создает Бог. · Причина (начало) — «то, откуда». Это Бог. Действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. · Цель — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. Аристотель считал, что душа - неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.» Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность. нравственные (добродетели характера) - человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера. Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Так мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности). Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия. Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… из нее возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Рабство считал нормой и даже предназначением одних. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные (преследуется общее благо) и неправильные государственные устройства: Правильный строй: Монархия Аристократия Полития. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: Неправильный: Тирания Олигархия Демократия Отклонение от монархии даёт тиранию,отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет. Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»). Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.
8. Философия Эпикура: обеспечение бесконфликтного существования индивида. Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал не разум, а ощущения в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях. + вторичные критерии истины - «предвосхищение» (пролепсис), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли». Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами. «образный бросок мысли» - интуиция. Эпикур стремился дать в своём учении практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами, бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, но это не простое чувственное наслаждение, а духовное, хотя вообще всякого рода наслаждения сами по себе не являются дурными. Однако духовное наслаждение более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее наслаждение, причём одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», — утверждал философ. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: «Живи уединённо!». Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе. Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки. Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям. Человек есть результат биологической эволюции. Судьба человека зависит от него самого, а не от богов. Душа человека умирает вместе с телом. Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука. Эпикур делил потребности человека на 3 класса: 1) естественные и необходимые — пища, одежда, жилье; 2) естественные, но не необходимые — сексуальное удовлетворение; 3) неестественные — власть, богатство, развлечения и т.п. Потребности (3) полностью удовлетворить невозможно, но, по Эпикуру, и не нужно. Жизнь создана ради удовольствия, достижение блаженства. А существо блаженное ни само проблем не знает ни другим не доставляет. Главное – ограничить свою жизнь разумными удовольствиями – естественно необходимыми. Боги есть, но они не влияют ни на что т.к. достигли блаженства. Из данной идей появился гедонизм – лучшая почва для конфликтов. Эпикур – живи незаметно, будь пассивным.
Date: 2015-11-15; view: 405; Нарушение авторских прав |