Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подвижный, гиперактивный, несносный





 

Одни из этих определений явственно несут негативную оценку, другие более нейтральны... Этот список эпитетов можно продолжить, но вы и так уже поняли, о каком ребенке идет речь. Специалистами картина такого поведения обозначается как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Исследования показывают, что этот синдром отмечается примерно у 20% детей школьного возраста, причем у мальчиков - в 4 раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, «неуправляемое» поведение. «Несносность» этих детей и в дошкольном возрасте доставляет немало хлопот окружающим - родителям, воспитателям, сверстникам.

С поступлением в школу проблемы усугубляются и могут сопровождать такого ребенка чуть ли не всю его школьную жизнь. По поводу будущей, взрослой его жизни прогнозы вовсе не однозначны. Оптимисты утверждают, что из «гиперактивных» вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течение всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, различных зависимостей. Проблема состоит еще и в том, что в семье, воспитывающей такого ребенка, возникает хроническая усталость (особенно у матерей), доходящая порой до психического истощения. Связано это нередко с чувством бессилия и вины за поведение собственного чада.

Что можно посоветовать родителям «подвижного» ребенка?

* Во-первых, стоит получить консультацию специалиста (детского невропатолога или психоневролога). Важно определить, действительно ли мы имеем дело с синдромом гиперактивности. Ведь подвижность - это естественное качество нормально развивающегося, жизнерадостного дитяти. Точный диагноз (есть СДВГ или нет) поможет понять, какая помощь нужна со стороны взрослых нашему «несносному». Это может быть и квалифицированное медикаментозное воздействие. И все же наибольший эффект дают специальная организация условий обучения такого ребенка и просто понимание природных особенностей его психического склада. Для этого нужно сделать

* второй шаг - наладить контакт с детским психологом. Он подскажет, как поведение ребенка скорректировать адекватным отношением к нему в семье и в школе. Это может быть целая программа помощи. Если это психолог той школы, где учится ваш ребенок, он непосредственно может передать рекомендаций его учителям. Кроме того, квалифицированный психолог окажет необходимую поддержку маме или другим родственникам и преодолении негативных чунстн, но (пикающих мри носит амии «гиперакптных» сына или дочери.

Как помочь гиперактивному школьнику?

* Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами отдыха. В домашних занятиях это сделать нетрудно. Учителю же придется объяснить, что время от времени его подопечный может «выпадать» из хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За «спадом» вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли и т.п.

* Не делать проблему из того факта, что ребенок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания от учителя или от более «ответственных» одноклассников.

* Если такой ребенок посещает группу продленного дня, взвесить все «за» и «против». Доводы «против» могут перевесить: шум, невозможность побыть в одиночестве (а такая потребность есть и у «гиперактивного»); воспитатель вряд ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении уроков и т.д.

* Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в «разгильдяйстве» тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще же желательно создавать с ребенком определенный «задел», несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать «новый» материал, когда его будут объяснять на уроке.

* Что касается сроков, когда этих детей оптимально вести в школу - с 6 или с 7 лет, это вопрос достаточно спорный. Нет гарантии, что рекомендация отложить начало школьного обучения до 7 или тем более до 8 лет оправдает наши ожидания. В любом случае вопрос этот решается индивидуально с помощью специалистов - медиков и психологов.

* По мере созревания головного мозга острота описанных проблем поведения и обучения сглаживается. Но эффекта стоит ждать, если систематическая и грамотная работа с такими детьми ведется в течение нескольких лет.

Как правильно вести себя с гиперактивным, подвижным ребенком? Как реагировать на его поведение и поступки?

* Прежде всего нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего предосудительного. Действуем просто по привычке.

• Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются скорее не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может проявиться в школьных неуспехах.

• Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступят по-своему?

• Отказаться от резкой критики и навязчивых советов, как можно было сделать лучше. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.

• Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге. Подберите для него интересную учебную программу, разнообразьте занятия дома.

• Предоставлять больше возможностей проявить себя - в спорте, в школьном театре, в зарабатывании карманных денег, в чем-то еще...

И еще: нередко школа, «измученная» поведением гиперактивного ребенка, предлагает родителям перевести его как можно дальше от «родных» стен - будь-то другая школа, специализированный класс или домашнее обучение. Не исключено, что в каких-то случаях такой перевод будет оправдан и станет благом для вашего сына или дочери. Сама по себе «гиперактивность» не может служить основанием для перевода. Решение должно приниматься родителями после консультации со специалистами (педиатром, детским неврологом, психодогом, возможно, психиатром).

ПОЧЕРК

 

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук), а также зрительно-моторная координация.

• Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.

• Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.

• Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней с внутреннеи стороны или с наружной.

• Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

• Обязательна тренировка пальчиков - лепка, собирание из конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Ригг1е, складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перевирание крупы.

• Многие из «женских» занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная «мужская» работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

• Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия ваши и ребенка, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому неврологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие «деформации» текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, особых проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.

Date: 2015-11-15; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию