Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Грамматические ошибкиКажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (ребенок неправильно воспринимает слова на слух и ошибается при написании - например, вместо «б» пишет «п» и т.п.). Это и импульсивность, неумение контролировать свои действия. Это, наконец, незнание правил или неумение ими пользоваться. Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. То есть вспомнить о трех основных каналах получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе. Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации. Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые «режут глаз». Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: «собирать» и «соберет», где в слове может быть написана и буква е, и буква и. Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики. И наоборот, дети, у которых ведущий - слуховой канал, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок. Часто бывает, что у ребенка при хорошо сформированной внешней речи внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то, что пишет такой ученик, то может показаться: ему диктовал маленький ребенок. На самом деле это его внутренний голос говорит пока как малыш, коверкающий слова. Специалисты советуют: чтобы научить такого школьника грамотному письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: «Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок». Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие («подгорой», «влесу», «наголове» и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами. Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т.д.). Например, когда рассматривает картинки, илюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т.д.). Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: «Подушка лежит на диване» или «Лодка проплыла под мостом». Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало предложения «Подушка лежит на...», а потом подставит в него как можно больше слов («на кровати, на полу, на окне и т.д.»). Мы уже говорили о том, что у детей с ведущим визуальным каналом есть некоторые особенности, которые помогают им делать меньше ошибок на письме. Это умение запоминать, «фотографировать» слова глазами, а еще умение мысленно представлять слова. Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения. Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву «У». Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например, «арбуз». Чтобы ответить, ему придется мысленно «нарисовать» слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду. Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка «сфотографировать» кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой. Многие упражнения и игры со словами будут полезны всем детям, осваивающим письмо. Родители могут делать это дома. Некоторым детям таких домашних занятий для преодоления грамматических ошибок недостаточно. Им необходимы занятия с профессионалом - логопедом или корректором по русскому языку. Сколько понадобится таких занятий - зависит от степени речевых нарушений у ребенка. Обычно стоит запастись терпением и не ждать мгновенных сдвигов. Создавайте у ребенка установку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы «не»). Предупреждение «Не делай ошибок!» неэффективно. Правильная установка звучит так: «Я запомню эти слова! Я буду писать их правильно!»
|