Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников





 

Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Перед ребенком возникает целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, требующих максимальной мобилизации физических и психических сил. На ребенка начинает воздействовать целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, новый режим, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда приятных, обязанностей. Даже здание школы, классное помещение оказывается незнакомым. Поступление в школу дает начало процессу адаптации.

Адаптация (от лат. приспособлять) ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький школьник освоился в школе по-настоящему.

Выделяют три фазы адаптации:

1 — острая фаза - генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Происходят разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, что может привести к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели;

2 - подострая фаза - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то более или менее близкие к оптимальным варианты реакций на непривычное воздействие. В этой фазе, которая характеризуется в целом адекватным поведением ребенка, все еще могут регистрироваться сдвиги по отдельным параметрам;

3 - относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования, то есть собственно адаптация. Такое относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5- 6 неделе обучения.

Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. Не каждый организм способен полностью мобилизовать систему адаптационных реакций. У некоторых детей адаптация не наступает совсем, тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место во взрослой жизни).

Групповая диагностика, проводимая с использованием специально разработанной программы, позволяет оценить уровень адаптированности ребенка, на самых ранних этапах выявить нарушения в процессе адаптации, принять ряд профилактических и, если нужно, коррекционных мер для преодоления затруднений в адаптации к школе.

Результаты групповой диагностики позволяют выделить три уровня адаптации детей к школе: хороший, достаточный, недостаточный.

Хороший уровень адаптации

Ребенок положительно относится к школе. Предъявляемые требования понимает и выполняет. Учебный материал усваивает легко, прилежен. Внимательно слушает указания учителя, выполняет поручения без постоянного контроля, охотно. С удовольствием работает самостоятельно, проявляет интерес к большинству учебных предметов. Не испытывает затруднений в контактах со взрослыми и детьми.

Достаточный уровень адаптации

Ребенок в основном положительно относится к школе. Понимает учебный материал, но результат зависит от заинтересованности в предмете. Выполняет задания, поручения, указания, но пока не всегда самостоятелен и нуждается в контроле. Нет явных изменений в поведении, нарушений сна.

Недостаточный уровень адаптации

Ребенок относится к школе отрицательно или безразлично. Может допускать нарушения дисциплины. Испытывает значительные затруднения в усвоении учебного материала. К самостоятельным занятиям не проявляет интереса. В выполнении домашних заданий требует постоянного контроля и помощи. Затрудняется в контактах со взрослыми и детьми. Часто жалуется на нездоровье или плохое настроение. Отмечаются нарушения режима сна и бодрствования. Проявляются особенности поведения, не характерные для ребенка ранее (повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, страхи и др.).

Причин недостаточного уровня адаптации можно выделить несколько. Одна из них - несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым системой обучения, отсутствие «школьной зрелости».

Среди других причин: недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальная незрелость, неумение общаться с окружающими, общая ослабленность организма, низкая и неустойчивая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий индивидуальный темп деятельности.

Специально разрабатываемые программы групповой диагностики обычно позволяют достаточно точно определить уровень адаптации каждого ребенка.

Анализ уровня адаптации ребенка к школе

Анкета.

1.Охотно ли Ваш ребенок идет в школу?

2. Хорошо ли он (она) приспособился (лась) к школьному режиму?

3. Переживает ли свои школьные успехи и неудачи?

4.Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями?

5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?

6.Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?

7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей но классу?

8. По силам ли ему (ей) учебные нагрузки?

9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось повеление ребенка?

10. Часто ли жалуется на самочувствие?

11. Когда ложится спать, сколько часов в сутки спит? Изменился ли характер сна по сравнению с прошлым годом? Если да, то, каким образом?

 

Для каждого уровня адаптированности можно сформулировать ряд рекомендаций.

Так, для родителей тех учащихся, чей уровень адаптации определяется как хороший, рекомендуется:

- соблюдать режим труда и отдыха,

-поощрять самостоятельность в работе, не допуская учебных перегрузок,

-стимулировать познавательную активность ребенка,

-поддерживать положительный настрой по отношению к школе и учению.

Родителям ребенка с достаточным уровнем адаптации следует дополнительно к учебным занятиям использовать развивающие игры и занятия в следующих направлениях:

- развитие зрительно-моторной координации,

- развитие пространственного воображения,

- развитие словесно-логического мышления,

- развитие речевых навыков.

Необходимо также обратить внимание на соблюдение режима труда и отдыха, поддерживать контакт с учителем. Поддерживать стремление к самостоятельности в учебной работе, стимулировать познавательную активность ребенка.

Для детей, чей уровень адаптации признан недостаточным, необходимы дополнительные занятия для развития зрительного анализа (рисование по клеточкам, складывание заданных узоров из разрезных картинок, нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения, поиск закономерностей в серии картинок и т.д.). Родителям следует поддерживать как можно более тесный контакт с учителем, консультироваться у учителя по приемам выработки учебных навыков у ребенка в домашних условиях. У ребенка нужно формировать положительные эмоции по отношению к школе и учению, создавать ситуации успеха для ребенка. Необходимо строгое соблюдение режима труда и отдыха, полезно также обратиться к специалистам (психологу, невропатологу, логопеду) за дополнительной помощью.

Психологическая поддержка во время школьного обучения - проблема важная и большая. На этапе адаптации ребенка к школе поддержка родителей может сыграть решающую роль. Участие и интерес родителей непременно положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка.

Серьезных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать самые

простые правила.

1.Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Ребенок должен иметь возможность гулять, играть, отдыхать, делать уроки без спешки. В противном случае у него может начаться невроз. Лучше начать занятия спортом или музыкой за год до начала учебы или со второго класса.

2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому необходимо каждые 10-15 минут прерываться при подготовке уроков, давать ребенку физическую разрядку. Общая длительность домашних занятий не должна превышать 1 часа.

3. Компьютер, телевизор не должны отнимать у ребенка более 40 минут - 1 часа

в день.

4. Именно в этот период у ребенка складывается свой собственный взгляд на себя. Обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за плохие результаты,

помогайте поддерживать веру в себя.

5. Показывайте, что ребенка любят таким, каков он есть, а не его успехи.

6. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других.

7. По возможности терпеливо и честно отвечайте на вопросы ребенка.

8. Каждый день находите время, чтобы побыть наедине с ребенком.

9. Не стесняйтесь подчеркивать, что гордитесь своим ребенком.

10. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

11. Признавайте право ребенка на ошибку.

12. Помните, что принуждение есть худший вариант воспитания. Он разрушает

личность ребенка.

13. Создавайте детский «банк счастливых воспоминаний».

14. Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


Date: 2015-11-15; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию